Работа педагога-психолога ДОУ с коллективом
методическая разработка на тему

Лапшина Наталья Юрьевна

В своей работе с педагогами я использую семинары-практикумы (форма проведения – тренинг, дискуссия, ролевая игра), целью которых является развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей, овладение психологическими знаниями и как следствие, повышение уровня профессионального мастерства педагогов. Темы семинаров выбираются по пожеланиям педагогов или же по актуальной на данный момент проблематике. В данном материале представлен семинар-практикум «Неправильная родительская позиция».

Для повышения психологической компетентности воспитателей также разрабатываются памятки-буклеты: «Жизнь – хорошая штука!», «Любовь + игра=успешное воспитание», "Работа над ошибками", "Эффективное общение", "Кинезиология". В памятках представлены упражнения, которые педагоги могут применять в ходе воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Неправильная родительская позиция».

Форма проведения:  групповая дискуссия, деловая игра.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План педсовета:

Выступление педагога-психолога «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Дискуссия по теме семинара

Деловая игра

  1.  «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.

У педагогов и родителей одна задача: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

  1. «Неправильная родительская позиция»

Это сложная, деликатная, иногда болезненная, но необходимая тема для дискуссии. Родители доверяют воспитателям самое дорогое – жизнь и здоровье своего ребёнка, поэтому воспитатели могут рассчитывать на понимание, адекватную реакцию, поддержку родителей. Конечно, так происходит не всегда.

Вопросы для обсуждения:

 - Что свидетельствует о неправильной родительской позиции?

 - Обозначают ли дети неправильную родительскую позицию?

 - Имеют ли право воспитатели указывать на неправильную родительскую позицию?

 Многим известно выражение: «Все начинается с детства». К нему можно было бы добавить неоспоримую истину: «и все начинается с семьи».

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей.

Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей:

1. Гиперопека – это неестественный, повышенный уровень заботы. Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя. Такое гипервнимание приводит к тому, что дети вырастают капризными, несамостоятельными людьми, которые в реальной жизни терпят неудачи и поражения, не могут мобилизоваться в трудных ситуациях.

2.Противоположная гиперопеке – строгая до жестокости власть над детьми – авторитаризм. Авторитарный стиль характеризуется чрезмерной строгостью и требовательностью. Угрозы, понукания, принуждение, наказания — вот главные средства  этого  стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности, в такой семье они не чувствуют себя в эмоциональной безопасности. Возникает недоверие к людям, стремление избежать общения. Такие дети вырастают грубыми, лживыми, лицемерными, безвольными, трусливыми, ленивыми, озлобленными и мстительными.

3. Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально - безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу или гипоопека, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку. Причинами такой позиции – чрезмерная занятость родителей собственными делами, безразличие и нелюбовь к детям, а также стремление избежать с ранних лет приучить ребенка к самостоятельности. До детей у них “не доходят руки”. В результате - ребенок испытывает одиночество и беспомощность в преодолении жизненных трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке родителей, легко бы справился. При недостатке родительского тепла страдают интеллектуальные возможности детей, замедляется их психическое развитие.

4. Существуют также семьи с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В таких семьях родители склонны к неожиданным изменениям настроения, отношения к детям. Дети не знают чего ожидать от родителей в следующий момент. За одно и тоже ребенок может быть и обласканным и наказанным. Дети чувствуют себя неуверенно, у них отсутствует  чувство уверенности в родительской любви. В будущем такие люди оказываются нестабильными в межличностных отношениях. В них постоянно дремлет ожидание разрыва, они не уверены  в прочности дружбы, брака и т.д.

5. Бывает, что ребенка в семье воспринимают как «маленького неудачника». Его не принимают таким, какой он есть, считают, что сын или дочь  не оправдывают определенных надежд (относительно внешности, способностей и пр.) Интересы и чувства ребенка кажутся родителю несерьезными, а сам ребенок –  неуспешным. В таких семьях дети также вырастают неуверенными в себе, с заниженной самооценкой и замкнутыми.

Правильная родительская позиция выражается:

 - в уважении, доверии и признании права на ошибку своего ребёнка;

 - в разумном контроле и предоставлении выбора действий согласно возрасту ребёнка;

 - в продуманной системе поощрений и наказаний, не унижающих, а корректирующих поведение ребёнка;

 - в предоставлении необходимой информации для интеллектуального, эмоционального, физического развития ребёнка;

 - в постоянном обмене информацией с ребёнком, стимулирующем обратную связь.

Как бы вы могли дополнить этот список? Есть ли в группах дети, чьё поведение свидетельствует о неправильной родительской позиции. В чём это выражается, может ли воспитатель повлиять на эту позицию? Какие можно выработать корректные методы, способствующие изменению ситуации, которые можно применять как индивидуально, так и на групповых занятиях с родителями.

3. Деловая игра

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, презентации статьи в родительский уголок и «банка идей» педсовета. Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

2 часть. Решение педагогических ситуаций.

Игра-инсценировка «Как поступить?».

– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?

Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?

Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

3 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите.

Вопросы к упражнению:

Что было проще создать образ или угадать его?

Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2 «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники.

Тезисы.

Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Упражнение 3 «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

4 часть. Банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

4. Итоги семинара-практикума.

Обсуждение проекта решений.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Условия эмоционального благополучия детей в детском саду

     Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность  в своих силах,  в своей значимости и ценности

для нас, взрослых. Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

•         быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);

•        наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;

•        наличие «семейных альбомов»;

•        «уголков психорелаксации»;

•        «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;

•        разумная занятость детей;

•        применение физминуток во время занятий;

•        наличие традиций в группе;

•        часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;

•        проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;

•        демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;

•        соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:

 «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов.

Рекомендации для воспитателей:

- любите детей и относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;

- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.




МДОУ ДСКВ №32 «Дружба»











Памятка для воспитателей





«Любовь + игра = успешное воспитание»





Подготовила: педагог-психолог



                                  Н.Ю. Лапшина.









г. Ейск


Упражнения для повышения уверенности в себе:

1.        «Маски»: детям предлагается надеть маски сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.

2.        «Приятный/неприятный разговор»: детям дают по очереди трубку воображаемого телефона и предлагают поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, сердечно, тепло.

3.        «Письмо»: предложите детям написать письмо своему сверстнику или взрослому, с которым не складываются отношения, или которых они боятся. В этом письме дети могут высказать все свои отрицательные эмоции.

4.        «Перевоплощение»: предложите ребенку перевоплотиться в индейца-вождя племени, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ:

1.        Игры на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?»

2.        Игры-опознания: «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки».

3.        Игра «Дорисуй картинку» - угадать, что нарисовано и дорисовать до целого.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал,  чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв  глаза, дети должны угадать, что спрятано.

 «Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и  попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

   «Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

 «Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Команды даются в разбивку в разном темпе.

 «Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий – шагать.

«Почта»:  разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок,  рыбку  и  т.п.) по адресу,  например: " Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать  с  наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если  ребенок испытывает затруднения,  можно начать игру в «почту»  с  цельного  листа бумаги:  «Нарисуй рыбку в верхнем левом  углу» и т.п.

      ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

«Что исчезло?» На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок называет, что исчезло.

 «Что изменилось?» На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть, запомнить и отвернуться. Одну игрушку добавляют, или меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

«Художник». Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает, что или кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

«Цепочка действий». Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.

, выражает свои мысли в речи, проявляет

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКИХ МЫШЦ КИСТИ И ИХ КООРДИНАЦИИ:

1.        Изобразительная и конструктивная деятельность, аппликация, лепка, пазлы, нанизывание бус, шнуровки, пальчиковая гимнастика;

2.        Упражнения, связанные с разными видами штриховки. Для штриховки можно использовать трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Дети обводят фигуры, штрихуют параллельными или волнистыми линиями, составляют их них предметы. Затем в штриховку можно включить элементы букв.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ:

 - наглядно-образного

1.        Игры-классификации (понятийная – овощи, мебель и т.д.), игры-обобщения «Назови одним словом» (картинки, слова), «4-й лишний». Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, величина, цвет.

2.        Игры «Разложи на 2 группы», на выделение-дополнение по определенному признаку, «Пришей заплатку к коврику».

 - логического

3.        «Что сначала, что потом» (времена года, время суток, последовательность событий в жизни детей)

4.        Логические игры «Продолжи ряд», на установление причинно-следственных связей.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

1.Последовательные картинки: разложить по порядку и придумать  рассказ. Возьмите любые сюжетные иллюстрации, перепутав порядок.

2. Рисование историй (последовательность  событий): придумать  и  нарисовать сказку,  или нарисовать последовательные картинки к сказкам:  что было вначале,  что потом.  

3. Отыскивание букв по «Азбуке»: «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от М? Назовите слова на эту букву».

4. «Придумай и отгадай загадку»: вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое? - снег».

5. Предложите ребенку найти все круглое, все квадратное, деревянное и т.п.



Предварительный просмотр:

Релаксационные упражнения

1.Постараемся обнаружить свою напряжённость: плечи приподняты, руки сжаты, лоб сморщен. То, что мы заметили напряжение, уже его ослабляет. Уже хорошо!

2.Дышим глубоко и медленно.

3.Целиком погрузимся в то, чем мы занимаемся сейчас. Полностью осознаём то, что делаем: идём, поднимаемся по лестнице, чувствуем сильный запах, слышим песню.

4. Сделаем сознательными наши инстинктивные  жесты. Хотим ли зевнуть, потянуться – сделаем это сознательно, полностью отдаваясь этим движениям.

5.Сильно напряжём, а потом расслабим свои мышцы. Например, поднимем выше плечи и резко опустим. Сожмём пальцы в кулак и расслабим их. Максимально сократим мышцы лица и расслабим их.

6.Ощутим вес тела, дадим возможность этому весу тянуть вниз, как если бы земля притягивала нас. Согнёмся пополам, дав повиснуть обеим рукам и голове, как будто они не связаны с телом, пусть поболтаются.

7.Дадим покой глазам: сидя, нагнуться над столом, закрыть глаза ладонями так, чтобы одна рука лежала на другой. Две минуты такой темноты снимут усталость с глаз.

Не следует делать все эти упражнения сразу. Лучше пробовать одно за другим и принимать те, которые подходят.

Мысленные сценарии

Если вам предстоит выступить перед публикой, к примеру, принять участие в презентации, или прочесть лекцию, набросайте для себя ряд мысленных сценариев. Начните с безупречного варианта. Вообразите, что вы находитесь в отличной форме и все идет, так как надо. Затем представьте непосредственный сценарий, когда события развиваются близко к желаемому, но не совсем. Затем вообразите худший из возможных вариантов – вы потерпели полный провал. Обыгрывая все эти сценарии, вы подготавливаете себя к возможной неудаче, к возникновению определенных проблем. После того, как вы рассмотрите все варианты, сконцентрируйте внимание на идеальном. Предоставьте себе возможность исполнить роль ну просто идеально.




МДОУ ДСКВ №32 «Дружба»











Памятка для педагогов





«Жизнь – хорошая штука!»





Подготовила: педагог-психолог



                                  Н.Ю. Лапшина.

















г. Ейск


«Антистрессин»

Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хаааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз.

 «Гора с плеч».

Цель: сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Эти строки следует перечитывать как минимум, раз в неделю! Пожалуйста, дочитайте до конца. Написано Региной Бретт, 90 лет отроду, Кливленд, Огайо: «Желая отметить свое 45-летие, я составила 45 уроков, которые преподала мне жизнь. Это самая востребованная колонка из всех, что я когда-либо писала. Мне стукнуло 90, и вот, я снова публикую эту колонку».

1. Жизнь несправедлива, но все же хороша.

2. Если сомневаешься, сделай еще шажок вперед.

3. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на ненависть.

4. Работа не позаботится о тебе, когда ты болеешь. Это сделают твои друзья и родители. Береги эти отношения.

5. Каждый месяц оплачивай долги по кредиткам.

6. Не обязательно выигрывать в каждом споре. Согласись или не согласись.

7. Плачь вместе с кем-то. Это лечит лучше, чем плач в одиночестве.

8. Допустимо злиться на Бога. Он поймет.

9. Копи на пенсию с первой зарплаты.

10. Когда дело доходит до шоколада, сопротивляться бессмысленно.

11. Примирись со своим прошлым, чтобы оно не испортило твое настоящее.

12. Можно позволить себе заплакать в присутствии своих детей.

13. Не сравнивай свою жизнь с чьей-то. Ты и понятия не имеешь, что им приходится испытывать на самом деле.

14. Если отношения должны быть тайными, тебе не стоит в этом участвовать.

15. Все может измениться в мгновение ока. Но не волнуйся: Бог никогда не проморгает.

16. Сделай глубокий вдох. Это успокаивает мысли.

17. Избавься от всего, что нельзя назвать полезным, красивым или забавным.

18. Что не убивает, делает тебя сильнее.

19. Никогда не поздно иметь счастливое детство. Однако второе детство зависит исключительно от тебя..

20. Когда приходит время следовать за тем, что ты действительно любишь в этой жизни, не говори «нет».

21. Жги свечи, пользуйся хорошими простынями, носи красивое нижнее белье. Ничего не храни для особого случая. Этот особый случай - сегодня.

22. Подготовься с избытком, а потом будь что будет.

23. Будь эксцентричным сейчас. Не жди старости, чтобы надеть ярко-красную одежду.

24. Самый важный орган в сексе - это мозги.

25. Никто, кроме тебя, не несет ответственности за твое счастье.

26. При любой так называемой катастрофе задавай вопрос: «Будет ли это важно через пять лет?» '

27. Всегда выбирай жизнь.

28. Прощай всё и всем.

29. Что другие думают о тебе не должно тебя волновать.

30. Время лечит почти всё. Дай времени время.

31. Неважно, плоха ли ситуация или хороша - она изменится.

32. Не принимай себя всерьез. Никто этого не делает.

33. Верь в чудеса.

34. Бог любит тебя потому что он - Бог, а не из-за того, что ты что-то сделал или нет.

35. Не нужно изучать жизнь. Ты появляешься в ней и делаешь столько, сколько успеешь.

36. Состариться - более выгодная альтернатива, чем умереть молодым.

37. У твоих детей есть только одно будущее.

38. Все, что в итоге имеет смысл - это то, что ты испытал любовь.

39. Выходи гулять каждый день. Чудеса происходят повсеместно.

40. Если бы мы сложили в кучу все наши проблемы и сравнили их с чужими, мы бы живо забрали свои.

41. Зависть - это пустая трата времени. У тебя уже есть все, что нужно.

42. Однако самое лучшее ждет впереди:

43. Неважно, как ты себя чувствуешь, поднимись, оденься и выйди на люди.

44. Уступай.

45. Хоть жизнь и не повязана бантиком, это все равно подарок.



Предварительный просмотр:

Секрет эффективного общения №1 – активное слушание

Эффективное общение начинается с активного слушания,  при котором вы внимательно воспринимаете информацию, исходящую от собеседника, и демонстрируете эмпатию. Если понимаете о чём идёт речь и согласны с позицией говорящего, киваете головой, если нет – задаёте уточняющие вопросы и выражаете своё мнение.

Секрет эффективного общения №2 – резюмирование

Резюмирование невозможно без активного слушания. Когда ваш собеседник закончит говорить, подытожьте сказанное им своими словами и уточните, правильно ли вы уловили суть сказанного. Преимущество резюмирования в том, что оно исключает недопонимание, а собеседник чувствует, что его уважают, слушают и понимают.

 

Секрет эффективного общения №3 – честность и своевременность

Чтобы избежать неловких ситуаций и, соответственно, сделать общение более эффективным, старайтесь быть честными со своими собеседниками. Но не забывайте, что честность должна быть уместной и своевременной.

Секрет эффективного общения №4 – толерантность

Толерантно относитесь к чужому мнению и стилю общения, поскольку не все умеют адекватно выражать свои мысли. Спокойно реагируйте на неуместные реплики, пусть ваша толерантность станет проявлением вашего профессионализма.

Законы эффективного общения с родителями

«Взаимодействие ради ребенка»

Ø Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет, а не нотации и угрозы.  

Ø Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!

Ø Разговаривайте с родителями спокойным тоном, без назиданий и нравоучений! Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Ø Умейте терпеливо выслушать родителей, давая возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

Ø Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали от родителей!

Ø То, что родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов!

Ø Готовясь к встрече с родителями, помните, что любой родитель хочет услышать хорошее о своем ребенке, дающее шанс на будущее!

Ø Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными предложениями для родителей и ребенка!




МДОУ ДСКВ №32 «Дружба»











Памятка для педагогов





«Секреты эффективного общения»





Подготовила: педагог-психолог



             Лапшина Наталья Юрьевна













г. Ейск


Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию от собеседника. Помните: ведущая роль в диалоге принадлежит педагогу - он профессионал и официальный представитель образовательного учреждения.

Для общения "с глазу на глаз" вам очень пригодятся "золотые" правила убеждения:

1. "Правило Гомера". Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее действенен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.

2. "Правило Сократа". Для получения положительного решения по важному для вас вопросу - задайте его третьим по счету, предпослав два коротких вопроса, на которые собеседник ответит "да".

3. "Правило Паскаля". Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность "сохранить лицо" (собственное достоинство).

4. "Ничто так не уменьшает способности к сопротивлению, как условия почетной капитуляции" (Б. Паскаль). Пусть родители согласятся на уступку, будучи убеждены, что тем самым совершают подвиг.

5. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

6. Не загоняйте себя в угол, не принижайте свой статус.

7. Не принижайте статус собеседника, общайтесь на равных.

8. Желая переубедить, начинайте с тех моментов, в которых вы согласны с оппонентом, а не с тех, которые вас разделяют.

9. Проявите эмпатию - продемонстрируйте способность проникнуться чувствами, понять мысли и состояние другого человека ("влезьте в его шкуру").

10. Будьте хорошим слушателем.

11. Избегайте конфликтогенов - слов, действий или бездействий, которые могут привести к конфликту (прямые и косвенные возражения, выражение сомнения, безразличия; попытки перебить, поправить). Конфликтогены подчиняются закону эскалации: на конфликтоген обычно отвечают другим, более сильным, что и приводит к столкновению.

12. Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника.

13. Убедите собеседника, что предлагаемое вами решение удовлетворяет какую-то из его потребностей.

«Лучший комплимент родителям — похвала успехов их ребенка».

Помните:

Главная цель взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Именно установка на сотрудничество является конструктивной.

При всяком удобном случае демонстрируйте родителям симпатию к их ребенку и живой интерес к его проблемам. Любую строгость вам простят, если убедятся, что она основана на доброжелательном отношении.

Если чувствуете, что назревает конфликтная ситуация, наносите "опережающий удар". Связывайтесь с родителями, выражайте озабоченность и заинтересованность судьбой их ребенка; предлагайте варианты выхода из ситуации - но обязательно давайте возможность проявить встречную инициативу, сделать выбор. Пусть родители станут вашими союзниками.

Не позволяйте родителям обвинять вас во всех сложностях, которые возникают у ребёнка. Признайте свою ошибку, если вы ее допустили, но не берите на себя ответственность за чужие проступки. Продемонстрируйте родителям готовность содействовать им в решении проблем. При возникновении сложностей в обучении или поведении не обвиняйте в этом только ребенка и родителей. В любом конфликте виноваты обе стороны.

 



Предварительный просмотр:

У педагогов и родителей одна задача: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в  другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Итак, в чем же заключается компетентность педагога в общении с родителями? В том, что он совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками.

Законы эффективного общения с родителями

«Взаимодействие ради ребенка»

Ø Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет, а не нотации и угрозы.  

Ø Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!

Ø Разговаривайте с родителями спокойным тоном, без назиданий и нравоучений! Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Ø Умейте терпеливо выслушать родителей, давая возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

Ø Не спешите с выводами! Обдумайте то, что услышали от родителей!

Ø То, что родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов!

Ø Готовясь к встрече с родителями, помните, что любой родитель хочет услышать хорошее о своем ребенке, дающее шанс на будущее!

Ø Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными предложениями для родителей и ребенка!




МДОУ ДСКВ №32 «Дружба»











Памятка для педагогов





«Работа над ошибками»





Подготовила: педагог-психолог



             Лапшина Наталья Юрьевна





















г. Ейск


Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей:

1. Гиперопека – это неестественный, повышенный уровень заботы. Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя. Такое гипервнимание приводит к тому, что дети вырастают капризными, несамостоятельными людьми, которые в реальной жизни терпят неудачи и поражения, не могут мобилизоваться в трудных ситуациях.

2.Противоположная гиперопеке – строгая до жестокости власть над детьми – авторитаризм. Авторитарный стиль характеризуется чрезмерной строгостью и требовательностью. Угрозы, понукания, принуждение, наказания — вот главные средства  этого  стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности, в такой семье они не чувствуют себя в эмоциональной безопасности. Возникает недоверие к людям, стремление избежать общения. Такие дети вырастают грубыми, лживыми, лицемерными, безвольными, трусливыми, ленивыми и озлобленными.

3. Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально - безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу или гипоопека, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку. Причинами такой позиции – чрезмерная занятость родителей собственными делами, безразличие и нелюбовь к детям, а также стремление избежать с ранних лет приучить ребенка к самостоятельности. До детей у них “не доходят руки”. В результате - ребенок испытывает одиночество и беспомощность в преодолении жизненных трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке родителей, легко бы справился. При недостатке родительского тепла страдают интеллектуальные возможности детей, замедляется их психическое развитие.

 

4. Существуют также семьи с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В таких семьях родители склонны к неожиданным изменениям настроения, отношения к детям. Дети не знают чего ожидать от родителей в следующий момент. За одно и тоже ребенок может быть и обласканным и наказанным. Дети чувствуют себя неуверенно, у них отсутствует  чувство уверенности в родительской любви. В будущем такие люди оказываются нестабильными в межличностных отношениях. В них постоянно дремлет ожидание разрыва, они не уверены  в прочности дружбы, брака и т.д.

5. Бывает, что ребенка в семье воспринимают как «маленького неудачника». Его не принимают таким, какой он есть, считают, что сын или дочь  не оправдывают определенных надежд (относительно внешности, способностей и пр.) Интересы и чувства ребенка кажутся родителю несерьезными, а сам ребенок – неуспешным. В таких семьях дети также вырастают неуверенными в себе, с заниженной самооценкой и замкнутыми.

Правильная родительская позиция выражается:

 - в уважении, доверии и признании права на ошибку своего ребёнка;

 - в разумном контроле и предоставлении выбора действий согласно возрасту ребёнка;

 - в продуманной системе поощрений и наказаний, не унижающих, а корректирующих поведение ребёнка;

 - в предоставлении необходимой информации для интеллектуального, эмоционального, физического развития ребёнка;

 - в постоянном обмене информацией с ребёнком, стимулирующем обратную связь.

     

                       

     



Предварительный просмотр:




МДОУ ДСКВ № 32 «Дружба»











Памятка для педагогов





«Комплексы кинезиологических упражнений»





Подготовила: педагог-психолог



              Лапшина Наталья Юрьевна









г. Ейск


Комплекс медитативной гимнастики

1. Дыхательное упражнение «Рисуем круги». И.п.: встать прямо, руки вдоль туловища. Медленно сделать глубокий вдох, одновременно поднимая руки до уровня плеч (ладони вверх). Задержать дыхание. На выдохе нарисовать ладонями круги, меняя направления движения.

2.Гимнастика для суставов: «Замок» - для суставов пальцев рук; «Шалтай-болтай» - локтевых суставов; «Мельница» - плечевых; «Велосипед» - коленных; «Дотянемся до солнышка» - потягивание, стоя на коленях.

3.Напряженные позы (методика Лоуэна): наклоны к полу до касания, не перенапрягаясь и медленно поднимаясь; ноги чуть согнуты в коленях, кулаки на пояснице: сгибание назад, шея расслаблена, голова свивает назад, вдох свободный; наклоняться назад через стул.

4.Массаж или самомассаж. «Эскимосский» массаж, стимулирующий деятельность мозга: «Кнопка» - средним и указательным пальцем нажимаем на кончик носа и сплющиваем его; «Во все стороны» - большим и указательным пальцем сгибаем нос вправо-влево, вверх-вниз; вращаем  кончик носа 1-2 мин.

5.Релаксация по И.А. Пивоваровой: «Веер», «Бросим руки» - упражнения на расслабление мышц рук; «Покачаемся», «Обнимем себя» - мышц туловища; «Потянемся», «Ходим как цапля» - мышц ног; «Поворачиваем голову» «Отводим голову назад» - мышц шеи; «Отдыхаем» - общее расслабление.

Кинезиологический комплекс

1.Упражнение «Буквы на ладони». Правой рукой (пальцы складываем, будто держим карандаш) написать на левой ладони знакомые буквы.

2.Упражнение «Наоборот». Правой рукой обхватить левое плечо, левой – правое, и наоборот. Выполнять в быстром темпе, меняя положение рук.

3.Упражнение «Играем на пианино». Отстукивать ритм (1, 2, 3) одновременно большим, указательным и средним пальцем обеих рук.

4.Упражнение «Телеграф». Отстукивать ритм (1-2-3,1-2-3) попеременно указательным пальцем правой руки (1-2) и левой (3), меняя руки.

5.Упражнение «Телеграф 2». Отстукивать ритм  следующим образом: 1 – одновременно большими пальцами обеих рук; 2 – указательным пальцем правой руки; 3 – указательным пальцем левой руки.

6.Упражнение «Думающий колпак». Оттянуть ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз. Повторить несколько раз.

7.Упражнение «Меняем руки». Положить одну руку на затылок, другую на лоб, слегка надавить, сменить положение рук.

Комплекс № 1

  1. И.п.: руки сцеплены в «замок». Поочередно выпрямлять пальцы, начиная от больших и заканчивая мизинцами, и наоборот.
  2. И.п.: руки сложены перед грудью (поза «Наполеона»), правая рука сверху у левополушарных детей, левая рука сверху у правополушарных. В быстром темпе менять положение рук.
  3. Надувать поочередно щеки: правую, левую и одновременно отводить глаза в сторону надутой щеки. Повторить, но глаза отводить в противоположную от надутой щеки сторону.
  4. Поочередно в быстром темпе подмигивать правым, левым глазом.
  5. И.п.: руки на столе (правая рука на левой – поза «первоклассника»); поднять правую руку вверх, поставив её на локоть; так же сделать левой рукой; положить правую руку на стол, затем левую на правую. Выполнять следует сначала медленно, затем постепенно ускорять темп.

Комплекс № 2

  1. Упражнение «Задержи дыхание». Сделать глубокий вдох и задержать дыхание так долго, насколько это возможно, выдох. Повторить 5-7 раз.
  2. Упражнение «массаж ушей». Зажать мочку уха большим и указательным пальцами, разминать раковину снизу вверх и обратно. Потянуть уши вниз, в сторону и вверх.
  3. Упражнение «Челюсть». Двигать челюстью в разных направлениях.
  4. Упражнение «Минутка шалости». Бегать по комнате, размахивая руками, и громко кричать. По команде остановиться и расслабиться.
  5. Двуручное рисование круга, квадрата, треугольника. Заштриховать фигуры.

Комплекс № 3

  1. Упражнение «Перекрестные шаги». Перекрестно-латеральная медленная ходьба на месте, касаясь правым локтем левого колена, затем левым локтем правого колена.
  2. Упражнение «Ахилл». Ущипнуть одноименными руками (правой рукой правую ногу) подколенные сухожилия, затем погладить их.
  3. Упражнение «Молния». Провести рукой вдоль от середины нижней губы к лобной кости и обратно; от середины верхней губы к кончику носа и обратно (3 раза). Упражнение закончить движением вверх.
  4. Двуручное рисование круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Заштриховать фигуры.

Комплекс № 4

  1. Упражнение «Ладошки-перевёртыши». И.п.: локти на столе, ладони – свободно в воздухе, одна ладонь «смотрит» вверх, другая – вниз. В максимально быстром темпе менять положение ладоней.
  2. Упражнение «Зеркальные ладошки». И.п.: как в упр. 1, только ладошки «смотрят» вниз. Одновременно поворачивать ладошки вверх-вниз (зеркально) как можно быстрее.
  3. Упражнение «Ладошки-молоточки». И.п.: положить обе руки на стол перед собой. Непрерывно, быстро постукивать по столу указательными пальцами обеих рук.
  4. Упражнение «Игра с носиком». Закрыть одну ноздрю большим пальцем одноименной руки, сделать глубокий вдох, через другую ноздрю выдох (3 раза подряд одной и той же ноздрей вдох, другой выдох). Повторить упражнение, меняя ноздри.
  5. Двуручное контурное рисование огурца, яблока, солнышка по образцу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы педагога-психолога с педагогическим коллективом МБДОУ / Презентация

           Методическая работа в ДОУ-важное условие повышения качества педагогического процесса.          Повседневное...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

«Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом»

Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом. Не для кого, не секрет, что неотъемлемую часть работы психолога, составляет работа с педагогическим коллективом. Так как перв...

Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом в ДОУ

Главным условием эффективности работы педагога-психолога в ДОУ является грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом. Вопрос о месте психолога в ДОУ представляется ...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)

Проект «Важней всего погода в ДОУ»(нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)...

Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО в рамках программы развития образовательной организации

Анализ работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОУ (создание социально-психологических условий для развития личности педагогов)....

СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА. РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Статья будет полезна как педагогам-психологам, так и педагогам ДОУ...