Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Кучина Мария Викторовна

Главным условием эффективности работы педагога-психолога в ДОУ является грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом. Вопрос о месте психолога в ДОУ представляется довольно сложным. Дошкольную психологию можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с воспитанниками разного возраста, их педагогами и родителями; в центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности. При этом практический психолог не должен быть поставлен в положение только помощника наставника в осуществлении воспитательного процесса, он равноправный член детского коллектива, обеспечивающий ту область педагогического процесса, которую кроме него никто обеспечить не может. Помимо этого он осуществляет синтез педагогического опыта и знаний с данными психологической науки. Взаимодо полняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными воспитанниками, и с детским коллективом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы педагога- психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом в ДОУ

Главным условием эффективности работы педагога-психолога в ДОУ является грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом. Вопрос о месте психолога в ДОУ представляется довольно сложным. Дошкольную психологию можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с воспитанниками разного возраста, их педагогами и родителями; в центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности. При этом практический психолог не должен быть поставлен в положение только помощника наставника в осуществлении воспитательного процесса, он равноправный член детского коллектива, обеспечивающий ту область педагогического процесса, которую кроме него никто обеспечить не может. Помимо этого он осуществляет синтез педагогического опыта и знаний с данными психологической науки. Взаимодо полняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными воспитанниками, и с детским коллективом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы педагога- психолога.

В начале работы практического психолога в ДОУ или другом учреждении народного образования должен быть особый, так называемый адаптационный период, который длится от 2-3 месяцев до 1 года. В этот период педагог-психолог и педагогический коллектив знакомятся друг с другом, привыкают друг к другу. Желательны выступления психолога на педагогических советах, методических объединениях, родительских  собраниях и пр. Во время этих выступлений и в процессе бесед с педагогами желательно рассказать о месте и роли практического психолога, задачах его деятельности, методах работы, способах сотрудничества и т. д. Тональность взаимодействия психолога с педагогическим коллективом и каждым отдельным педагогом исключает назидательность. Любой трудный случай - не повод для упреков педагогу, а сигнал для совместной работы с ним по оказанию помощи ребенку.

Следует обратить особое внимание на то, что вся деятельность практического психолога направлена прежде всего на создание благоприятного психологического-климата для развития ребенка. Такой климат является результатом взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь предстает общение детей разного возраста со взрослыми и сверстниками, общение между собой взрослых, работающих с этими детьми.

При этом главная задача - совместными усилиями психолога и педагога понять особенности ребенка как формирующейся личности в контексте его жизненных условий, с учетом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить дальнейшей маршрут работы с ним.

При изучении литературы по данной теме следует обратить серьезное внимание на возможные формы работы практического психолога с педагогами и педагогическим коллективом. Такими примерными формами могут быть следующие: психологический анализ занятия с точки зрения усвоения программы ДОУ и раскрытия особенностей взаимоотношения педагога и ребенка; психологический анализ воспитательной работы детского учреждения в целом, отдельных, групп с целью выяснения причин нарушений и трудностей в воспитательной работе в ответ на конкретный запрос, "проблему", возникшие в условиях, детского сада, разработка рекомендаций для специалистов, педагогов; тренинг педагогического общения; развитие функциональных возможностей педагогов (тренировка внимания, памяти, наблюдательности,, воображения); работа с педагогами по овладению навыками психической саморегуляции; повышение психологических знаний педагогов различной квалификации; формирование у воспитателя навыков эффективного разрешения конфликтов педагог - педагог, педагог - администрация, педагог - ребенок, группа и т. п.

В современном ДОУ часто не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение воспитанника со взрослыми и сверстниками на всех этапах детства. Поэтому у некоторых детей формируется негативное отношение к детскому саду, к воспитанию, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное развитие личности в таких условиях невозможны. Поэтому создание благоприятного психологического климата, основа которого - личностное, заинтересованное общение взро-лых и детей, - одна из главных задач практического психолога в ДОУ.

Эту задачу психолог может решать только совместно с педагогами и специалистами, в творческом общении с ними, определяя высокий уровень содержания и продуктивную форму этого общения. Он помогает установить доброжелательное общение в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый); способствует улучшению форм и содержания общения педагогов, родителей с детьми (взрослый - ребенок); воспитанники между собой (ребенок - ребенок); консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных; способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов; осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.

Практический психолог в своей психопрофилактической работе предупреждает "профессиональные опасности" педагогического труда, связанные с низким уровнем развития коммуникативных качеств: конфликты с родителями, психологическая перегрузка и эмоциональное перенапряжение педагога и т. п.

Большое место в работе дошкольного психолога занимает работа с родителями детей. Особое внимание студентов и слушателей при изучении этой темы следует обратить на такие вопросы, как психология семейных отношений, значение семьи для развития личности ребенка, ошибки в семейном воспитании, взаимодействие семьи и ДОУ и т. д.

Лишенный многих вековых традиций, брак стал более сложным социальным явлением. Все более на первый план выдвигаются этико-психологические моменты, прежде всего такие, как умение супругов строить повседневные взаимоотношения, культура чувств, нравственные установки. Психологическая гармония становится важным условием благополучного существования семьи. Следует подробно разобрать вопрос о том, что такое межличностные отношения в семье (отношения взрослых членов семьи друг к другу, взрослых к детям, детей к бабушке и дедушке, отцу и матери, друг к другу), и как они влияют на самочувствие всех членов семьи, проанализировать примеры разных вариантов этих взаимоотношений. Особое внимание нужно обратить на специфику взаимоотношений в неполной семье и особенности воспитания приемных детей.

Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития детей, усвоения ими общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, вступать в контакты с окружающими, оценивать их и себя в соответствии с общепринятой ценностной ориентацией. Поэтому в работе со взрослыми психологу следует тактично объяснить, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности самих родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, трудолюбие, интерес к окружающему миру, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Л. Н. Толстой предупреждал, что ребенок "заражается" примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.

Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на родственных чувствах любви, взаимной заинтересованности родителей и детей. В семье дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды. Именно в раннем детстве формируется либо исходное доверчивое и заинтересованное отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что чувства, сформированные в детстве, нередко сопровождают человека в течение всей его жизни, придавая отношениям с окружающими особый стиль и эмоциональную окраску. Поэтому психологу в начале работы с ребенком важно познакомиться с его семьей, ибо без этого трудно разобраться в генезисе тех или иных психологических проблем. Целесообразно проанализировать типы неполных семей, особенности материнского воспитания, понять психологическую суть разведенной семьи, влияние развода на ребенка в зависимости от его возраста. Большого внимания требуют дети из тех семей, где есть овдовевший родитель. Психологическая травма, переживаемая ребенком в связи со смертью одного из родителей, требует бережного подхода к ребенку и понимания его состояния.

Одним из важных направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении является подготовка ребенка к условиям для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.  Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством и взаимодействием всех специалистов ДОУ, ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога ДОУ с коллективом

В своей работе с педагогами я использую семинары-практикумы (форма проведения – тренинг, дискуссия, ролевая игра), целью которых является развитие способности адекватного и полного познания себя и дру...

Технологии работы педагога-психолога с педагогическим коллективом МБДОУ / Презентация

           Методическая работа в ДОУ-важное условие повышения качества педагогического процесса.          Повседневное...

Использование печатной продукции во взаимодействии педагога-психолога и педагогического коллектива ДОУ.

Методическая разработка взаимодействия с педагогическим коллективом по психологическому  просвещению,  консультированию и профилактике эмоционального выгорания с использованием печатной прод...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

«Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом»

Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом. Не для кого, не секрет, что неотъемлемую часть работы психолога, составляет работа с педагогическим коллективом. Так как перв...

Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО в рамках программы развития образовательной организации

Анализ работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОУ (создание социально-психологических условий для развития личности педагогов)....

СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА. РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Статья будет полезна как педагогам-психологам, так и педагогам ДОУ...