Конспект занятия с презентацией "Семейный уклад наших предков"
классный час по теме

Мирошниченко  Екатерина Эвальдовна

«Семейный   уклад    наших   предков»

Цель:   Познакомить   детей   с   основными  устоями  уклада  жизни наших  предков (обратив   внимание на  культуру  поведения  за  столом)  с  предметами  быта и  их  назначением.

            Воспитывать интерес к истории русского народа.

            Организационный момент:

      Милость прошу ко мне в избу гости дорогие! Проходите присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи а непрошенных возле порога. (Слайд.)

                        Добрый день гостям и хозяевам!

                        Очень часто за событиями и за сутолокой дней

                        Старины своей не помним,

                        Забываем мы  о ней.

                        И хоть более привычны

                       Нам полеты на Луну,

                       Вспомним русские обычаи,

                       Вспомним нашу старину!

 

1.Игра:    «Картошка»     (Слайд №2)

       2.Детям  раздаются  карточки  со  словами:    лавка,  хлеб, каша,  изба,  ухват,  рубель,  печь,  ложка,  хозяин,  хозяйка,  чугунок.

         Каждый  должен  прочитать, что  у  него написано и  предлагается дискуссия,  о  чем  пойдет  речь на занятии. 

        Вместе  с детьми воспитатель называют   тему  урока.

        Итак  сейчас  мы  с  вами перенесемся в  прошлое   где  жили наши  прабабушки  и  прадедушки   другими словами наши  предки. 

       Как  вы  думаете  где  мы  находимся?    «в  крестьянской   избе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_uklad_nashih_predkov.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейный   уклад    наших   предков»

Цель:   Познакомить   детей   с   основными  устоями  уклада  жизни наших  предков (обратив   внимание на  культуру  поведения  за  столом)  с  предметами  быта и  их  назначением.

            Воспитывать интерес к истории русского народа.

            Организационный момент:

      Милость прошу ко мне в избу гости дорогие! Проходите присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи а непрошенных возле порога. (Слайд.)

                        Добрый день гостям и хозяевам!

                        Очень часто за событиями и за сутолокой дней

                        Старины своей не помним,

                        Забываем мы  о ней.

                        И хоть более привычны

                       Нам полеты на Луну,

                       Вспомним русские обычаи,

                       Вспомним нашу старину!

1.Игра:    «Картошка»     (Слайд №2)

               2.Детям  раздаются  карточки  со  словами:    лавка,  хлеб, каша,  изба,  ухват,  рубель,  печь,  ложка,  хозяин,  хозяйка,  чугунок.

         Каждый  должен  прочитать, что  у  него написано и  предлагается дискуссия,  о  чем  пойдет  речь на занятии.  

        Вместе  с детьми воспитатель называют   тему  урока.

        Итак  сейчас  мы  с  вами перенесемся в  прошлое   где  жили наши  прабабушки  и  прадедушки   другими словами наши  предки.  

       Как  вы  думаете  где  мы  находимся?    «в  крестьянской   избе».

       Что  в  избе  было  самым  главным ? «отв.  детей.»    

                                                «слайд  печь»    

        В  крестьянском доме источником всего была  печь.  

       Чем  служила  печь  для  наших  предков ?  (отв . детей.)    

       Печь  кормилица,   защитница  от холода,  лекарь  от болезней.  На  ней  можно было сушить в прок грибы травы .  Даже  помыться  можно  было . На  печке  рождались дети . Перед  устьем  печи устроен  шесток на  котором  размещали чугунку. Небольшие  углубления в  стенах печи служили для  сушки лучины или в  зимнюю пору для  просушки  варежек . Под  шестком снизу  печи  можно  увидеть углубление  для  хранения  дров. Рядом с  печью  стоят железные  ухваты, которыми ставят в  печь и  достают  из  печи чугунки. А так же  рядом находится кочерга и  лопата  для  выпечки хлеба.

       Неслучайно  печь  распространенный    персонаж,  часто встречающийся  в русских  народных  сказках.

       Назови  сказки где печь  является действующим  персонажем? («Гуси  лебеди.»    «По щучьему  велению.») (Слайд №3)

       Да, печь занимала самое почётное место. И утро хозяйки дома начиналось именно возле печи где она готовила завтрак. Затем надо было постирать бельё высушить его и погладить.

-А как это делалось?

-У нас есть подленный предмет предназначенный как раз для этого-называется он –рубель.

                       (слайд - рубель новое слово на доске)

- Рубелью и колотили (стирали) бельё и гладили(показать детям, дети пробуют сами)

-Позднее появились утюги, но не электрические как сейчас, а на  углях и ими пользовались так (показать детям).

                       (слайд: крестьянская семья за столом)

-В каждом доме у хлебосольных хозяев всегда на столе стояли хлеб да соль, а у хорошей хозяйки в печи была горячая еда.

В обед вся семья собиралась за столом.

Младшие дети помогали матери накрывать на стол, расставлять кружки и раскладывать ложки, каждому свою личную.

      Посуда была глиняной и деревянной. Длинными зимними вечерами посуду украшали росписью и резьбой. Потом к столу подходил хозяин, резал хлеб, садился за стол. И только после этого по старшенству, все занимали свои места. Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать и скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. (диалог с детьми).   Хозяин следил чтобы  каждый ел не  обгоняя  других.  При этом  гущу из  похлебки – супа и  особенно  мясо  или  сало   можно  было  зачерпывать  только  после  того  как  это  сделает глава  семейства. Не  следовало есть в « прихлебку «  т.е.  зачерпывать  похлебку дважды  не  откусив  хлеба  брать на  одной  ложке  два  куска  мяса. Если  кто- то из  едоков  по  рассеянности  или какому – либо умыслу  нарушал  эти правила то  незамедлительно  получал  ложкой  по  лбу.  

      Самым  главным  ритуалом  перед  едой  считалось вымыть  руки и  прежде чем  сесть за  стол перекреститься. (Слайд)

                                    (слайд -   угол  с  иконой)  

       В  переднем  углу избы   находился  духовный  центр  дома .  Духовный  - от  слова  «душа.»

       Божница  -  находилась  в   красном  углу. Это  маленькая  полочка  на  которой  стояли одна  две  иконы.   Это  сфера  которая   ведает  чувствами  человека  его  мыслями  горестями и  радостями .  

Для  того  чтобы  поделиться  своими  бедами  обидами   страхами  попросить  любьви  и  счастья  люди  обращались  к  иконам  украшенными  вышитыми  полотенцами.  

                    (слайд -  буфет,   шкаф,   лавка,  скамья,  сундук)        

       Шкафы и  буфеты  являлись  обязательной  принадлежностью избы .  Они  были различных размеров  и  видов  были  украшены резьбой .  В  буфетах  была  составлена  посуда а  в  шкафах хранили  продукты .

       Часто в  шкафах применяли  сквозную  резьбу.   Это   делалось  для  проветривания  продуктов.  

      Лавку  мастерил  сам хозяин из  толстых широких  досок .  У  каждого члена  семьи  было  свое  место .   Скамья -  прибивалась к  стене на  ней  спали дети .  

      (Слайд) Сундуки  обязательная  принадлежность  избы . В  них  хранили  одежду и  другую   домашнюю  утварь .  

      Сундуки  делали  большие  и  маленькие.

                                           (  слайд  -  прялка  )

(Звучит музыка.)

      В  каждой  старинной избе  были  прялки  . Когда осенние  работы  на  полях  заканчивались  женщины  и  девушки пряли  пряжу  что - бы  потом  связать носки варежки  и другие  вещи.

      Долгими  зимними  вечерами у  стола  горела  лучина.  

      Электричества  еще  не  было.  Девушки  пряли и  пели  песни (звучит  рус. народная  песня  : «У  низенькой  светелке  …»    

      Много  работали  наши  предки: уставали, а  отдохнуть им  помогала  веселая шутка.  Даже  пословица  была: «Делу время – потехе  час.»          

     Давайте  послушаем  какие  шутки -  прибаутки  они  пели  (  дети  исполняют  несколько  шуточных прибауток .)

     Ну  и  рассмешили,  ох  и  развеселили!

     Давайте  вспомним  названия старинных  предметов русской  избы и  предлагаю игру « Убрать  лишнее» (карточки, слайды).

     - Простая  крестьянская  изба,  а  сколько мудрости и  смысла  она  вобрала.

      Обставить русскую  избу -  это  высокое  искусство, как  и  все,  что  создал  талантливый  русский  народ.  

      И   я  предлагаю  обставить  русскую  избу(загадывание  загадок  ответы  дети  прикрепляют   на картину  с  изображением  рус. Избы ).  

     Мне  понравилось,  как  вы  обставляли  избу,  правильно  передавали  быт  русских  крестьян.

    Использовали  не  только знания,  полученные  на  нашей  беседе,  но  и  проявляли  свою  фантазию, воображение.  

     Отметить  работу  каждого  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе наши имена

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.ТЕМА:   «НАШИ ИМЕНА»ЦЕЛЬ: Способствовать гармонизации осознавать своё имя. Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей. Ознакомить с положением: кажды...

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна

НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину,  последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....

Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки»

·         Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;·         Познак...

Проведение тематического занятия по теме «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов» Рисование в книжках-раскрасках «Одежда богатырей –защитников»

Закрепление вида рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Закрепление освоения способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечив...

Занятие "Быт и ремесла наших предков. Домотканые половики"

дать детям представление об особенностях русского старинного быта;  познакомить детей  с домоткаными половиками и техникой изготовления, продолжать развивать речь детей: обогащать слова...