Логопед советует!
консультация на тему
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Что такое заикание?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логопед советует!!»
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Что такое заикание?».
Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического речевого аппарата.
При заикании ребенка в речи ребенка наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, а);
б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
в) вынужденные остановки в середине слова, фразы,
г) затруднения перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
У некоторых детей заикание начинается с полной невозможности говорить. Это часто бывает связано с сильным испугом. Ребенок плачет, а успокоившись, оказывается немым. Немота может продолжаться недолго, но все же длится иногда несколько дней. После нее ребенок начинает говорить с заиканием.
Профилактика заикания
-Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.;
-Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном;
-Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. -Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду;
-Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и др.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания;
-Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.
-Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к малышу. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
-Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению
-Желательно, чтобы ваши дети находились постоянно под наблюдением логопеда и психоневролога.
План совместной деятельности с детьми по коррекции заикания.
Цель: обучение мышечной релаксации.
Этапы работы: организационный момент; психотерапевтическая беседа; расслабляющие мышечные упражнения; постановка нижне-диафрагмального дыхания; дыхательные упражнения; упражнения на развитие речевого дыхания; дыхательно-голосовые упражнения; словарная работа; логоритмические упражнения; речевые игры; итог.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети по очереди садятся в позу покоя.
2.Обучение релаксации по контрасту с напряжением.
Кулачки
Спокойный вдох — выдох, еще раз вдох — выдох...
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем, пальчики прижаты.
(Большой палец прижимаем к остальным)
Пальчики сильней сжимаем —отпускаем, разжимаем.
(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка)
Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики!
Загораем
Вдох—выдох…
Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...Загорели! Опускаем!
(Ноги резко опустить на пол.)
Ноги не напряжены и расслаблены...
Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.
Наши мышцы не устали —
И еще послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Дыхательные упражнения.
Шарик
Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, не напряженный!
Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (Делается вдох.)
Шарик лопнул — выдыхаем! Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Повторить три раза.)
Упражнения для развития речевого дыхания.
Задуй свечу
Сидя на стуле, левую ладонь положить на живот для контроля правильного речевого дыхания. В правой руке дети держат полоску бумаги. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать — «гасить свечу», произнося «ф-ф-ф-ф…
Итог.
Дети успокоились, руки и ноги расслабились, всем легко и приятно дышится (Логопед отмечает положительные стороны в работе каждого ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопед советует
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики...
Логопед - советы родителям
Ваш ребенок скоро пойдет в школу... Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его ре...
Логопед советует!
Помощь родителей в овладении детьми правильным произношением...
Логопед советует. Делайте!
Логопед советует. Делайте! - Радуйтесь вашему ребенку.- Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимате...
Логопед советует. Не делайте!
Логопед советует. Не делайте! - Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что в...
Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда
В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...
Консультация для родителей «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду» (советы логопеда)
Проблема обращения к логопеду встает перед родителями детей от 2 до 6 лет - в период активного становления их речи. Возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют кон...
Комментарии
Работа учителя-логопеда- это
Работа учителя-логопеда- это прежде всего работа с родителями. Чаще всего такая работа проходит в форме консультаций (устных или наглядных). Данная публикация поможет учителям-логопедам при работе с родителями заикающихся детей.