Использование сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника.
статья (средняя группа) на тему

Кожухина Юлия Александровна

 

Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_syuzhetno-rolevyh_igr_v_razvitii_doshkolnika.doc84.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника.

Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.

Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Вот уже 15 лет мы работаем воспитателями в компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи. Игра детей, поступающих в компенсирующую группу с общим недоразвитием речи, имеет ряд особенностей: дети не умеют договариваться о сюжете игры, распределять роли, они не в состоянии играть длительно, игра не отражает действительности в полной мере. Интерес к играм неустойчив, дети испытывают затруднения в организации коллективных игр. У некоторых детей проявляется жестокость, драчливость, немотивированное упрямство, негативизм (противодействие просьбам), замкнутость, подчиняемость.

Таким образом, перед нами встает задача объединить детей в единый коллектив, научить общаться, поддерживать дружеские взаимоотношения. Основной способ действия - осуществление качественного руководства игровой деятельностью детей с целью развития ее до такого уровня, когда бы она стала средством формирования их коммуникативных навыков.

Для этого необходимо:

а)        знать условия развития и становления игры как деятельности, в рамках которой будут решаться воспитательные задачи;

б)        знать особенности ступеней развития общения в дошкольном возрасте;

в)        определить методы и приемы на каждом этапе руководства развитием сюжетно - ролевой игры.

Н.М. Крылова выделяет 5 компонентов сюжетно-ролевой игры:

цель        предмет        средства        действие        результат

Стремление        Знания,        Роли,          Игровые        Удовлетворение,

быть похожим действия,  атрибуты,  действия,         самооценка

на взрослого;  которые        игрушки,       игровые        (ответ на

мотив                                                  вопрос:


самоутверждения, будут         речь.        взаимоотноше-       какой познание своих    изображены        ния,             я? + оценка

                                      отношение  кол-ва детей и                                                  

возможностей.     (то, что        к игрушкам,             педагога).

                     ребенок        выполнение

                      наблюдает).        правил.

Становление всех компонентов игры как деятельности обеспечивает педагог в процессе руководства игрой.

Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстниками и затем, в конечном итоге, к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация: следует договориться об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, условиться о значении вовлекаемых в игру предметов, распределить предметы в соответствии со взятыми ролями, при осуществлении замысла игры подчиняться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях, определенных сюжетом игры; контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре.

Организационная работа, которую дети осуществляют до начала игры и в её процессе, есть коллективная деятельность, объединяющая участников единым сюжетом и совместным его воплощением. В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной деятельностью, устанавливаются свои законы: «все делить поровну, а не хватает - сделать», «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь» и т. д . Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину.

В методике руководства игрой Н.М.Крылова выделила 4 этапа (направления).

I этап. Подготовительный.
Задачи:

  1. Выявить знания, умения, навыки, которые имеются у детей.
  2. Обогащать знания детей об окружающем мире, создавать яркие представления, которые он стремился бы воплотить в игре: знания о действиях, об отношениях.

II этап. Обучение игре.
Задачи:

  1. Обеспечить становление всех компонентов игры.
  2. Создать игровую ситуацию, которая бы вызвала интерес к игре.
  3. Учить выбирать роли, ориентируясь на потребность в воссоздании такого образа, результаты которого служат людям.

III этап. Собственные игры детей. Задачи:

1. Выявить в процессе наблюдения за игрой слабые звенья игры, наметить
дальнейшую работу по их ликвидации (выполнение роли, правил, взаимоотношения).

2. Проводить анализ с детьми (кто хорошо выполнил роль).
IV этап. Творческая игра на уровне самостоятельности.
Задачи:

  1. Обогащать детей новыми впечатлениями для развития сюжета.
  2. Изучать личность ребенка.
  3. Формировать коллективные взаимоотношения детей.

Педагоги - психологи В.Г.Нечаева, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова выделили 4 типа взаимодействия и сотрудничества, которые являются последовательно развивающимися уровнями общения ребенка со сверстниками.

  1. тип  - дети  никак не общаются между собой и не обращаются друг к другу.
  2. тип - дети обращают внимание на подсказки взрослого, эпизодически общаются со сверстниками.
  1. тип - между детьми возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсивно непосредственный характер. Здесь дети пытаются договориться и        согласовать свои действия.
  2. тип - развитие сотрудничества характеризуется тем, что у детей устанавливаются определенные отношения со сверстниками. Свои действия они соотносят с действиями другого, планируют последовательность действий.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Е. Е. Кравцова. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М.: «Просвещение», 1984 г.
  2. Д. В Менджеринская. Воспитание детей в игре. - М.: «Просвещение», 1979 г.
  3. Р. И. Жуковская. Игра и её педагогическое значение. - М.: «Просвещение», 1975 г.

4.        В.   Г.   Нечаева.,Т.А.   Макрова.   Нравственное  воспитание  в  детском  саду.  -  М.:
«Просвещение», 1975 г.

5.        Н. М. Крылова. Программа «Детский сад - «Дом радости ребенка»». - М.:
«Просвещение», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Использование сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников.

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нрав...

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...