Главные вкладки

    Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников Автореферат
    статья (младшая группа)

    Пинигина Надежда Георгиевна

    Автореферат

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtoreferat_nadya_2.docx34.47 КБ

    Предварительный просмотр:


    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ АГРОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




    ЦМК естественно-научных дисциплин.

    Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников

    Автореферат


    Пинигиной Надежды Георгиевны
                 студентки 5 курса
                     группы ДО2-011/13(3)
                               заочной формы обучения
                       специальности Дошкольное образование
                                                              Руководитель: Понамарева Людмила Геннадьевна
                                                         Допущено к защите
                           _____________201 г.
                                         заместитель директора по УМР
            ___________ Н.Н. Диль
    КР защищена на заседании ЦМК педагогики и психологии
                                                              «_____»______________________
                                                  с оценкой «_____________________»
    Председатель ЦМК
    __________Понамарева Л.Г






    Голышманово, 2017г.

    Глава I. Теоретические основы формирования экологических представлений через сюжетно-ролевые игры.

    1. Сущность понятия: «экологические представления» в учебной и методической литературе.
    2. Особенности формирования экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через сюжетно – ролевые игры.
    3. Классификация сюжетно – ролевых игр.

    Глава II. Опытно – экспериментальная работа по  по определению эффективности использования сюжетно – ролевых игр в экологическом воспитании.

    2.1.Выявление уровня сформированности экологических представлений у дошкольников.

    2.2. Организация внеурочной деятельности с целью формирования экологических представлений путём сюжетно – ролевых игр.

    2.3. Анализ результатов экспериментального исследования.











    ВВЕДЕНИЕ.

    Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

    Проблема формирования экологической культуры актуальна  в России и  занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие исследователи. Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

        Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

         Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

         В 90-е годы в России началось интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формирование концептуального видения этого направления (В. Зебзеева [19], В.А. Дрязгунова, Л.А. Каменева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачёв, В.С. Мухина , П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева и др. Всеми учёными было признано, что начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребёнка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Общение с природой обогащает духовный мир  человека, делает его мягче, добрее, расширяет кругозор (Т.А. Серебрякова) [9, с. 4].

           В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ стало появление новых комплексных программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Золотой ключик», «Кроха»), в которых экологическому образованию уделяется серьёзное внимание. Были разработаны и стали востребованными программы экологического образования («Юный эколог», «Мы – земляне», «Открой себя», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Я – человек», «Надежда», «Наш дом – природа»).

            Исследовались новые аспекты проблемы  формирования экологического представления в период дошкольного детства: создание обогащённой эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников (О.М. Газина,       Н.А. Гуняга, Е.В. Клюева, М. Михайленко, М. Короткова, И.Г. Комарова, М.В. Лучич, Н.А. Рыжова, Т.А. Фёдорова и др.). Детский сад рассматривался в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В. Потапова).

          Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому одним из способов экологического образования и представления дошкольников являются игровые технологии, а именно сюжетно – ролевые игры, входящие в составную часть педагогических технологий.

          Игровые технологии - фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребёнка выводится на первый план, и теперь всё дошкольное детство должно быть посвящено игре.
         Цель исследования – выявить и эксперимментально обосновать возможности сюжетно – ролевых игр в формировании экологических представлений детей младшего дошкольного возраста.

        Объект: процесс формирования экологических  представлений у дошкольников.

        Предмет: методические приёмы использования сюжетно – ролевой игры в формировании экологического  представления.

    Задачи:

    1. Изучить состояние проблемы формирования экологического представления в психолого – педагогической литературе.
    2. Определить составляющие понятия «экологическое представление», пути его формирования.
    3. Выявить классификацию сюжетно – ролевых игр.
    4. Установить средства формирования экологических представлений, на их основе  подобрать диагностические методики и внедрить их  в практику, определить эффективность проделанной работы, предложить рекомендации.

    Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, метод теоретического анализа, метод научного наблюдения, метод беседы, метод постановки оптимальной работы.

    Эмпирические эксперимент в единстве его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

    Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.

    Методы презентации данных: таблицы и гистограммы.

    Теоретико-методологической основой исследования явились современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой (В.Г. Ашиков, С.Н. Ашикова, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и др.); общая характеристика современных научных исследований развития личности дошкольника в процессе ознакомления с природой (Н.Ф. Виноградова, В.А. Зебзеева, А.И. Иванова, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова и др.) и основные направления экологического образования в соответствии с ФГТ к программам (2009 г.).

    Теоретическая значимость работы: обобщены представления  ученых С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.С. Выготского.

    Глава I. Теоретические основы формирования экологических представлений через сюжетно-ролевые игры.

    1. Сущность понятия: «экологические представления» в учебной и методической литературе.

        Необходимость повышения культуры игры как формы организации интересной детской деятельности ставит передо мной, как воспитателя, сложные задачи, решать которые можно только при условии умения вести наблюдения за детскими играми и фиксировать их при учете воспитательной работы[8, с.67].

         Рассмотрим понятие  экологическое представление - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания.

        Экологическое представление – новая категория, непосредственно связанная с наукой экологией  и  различными  ее  ответвлениям.  В  основу  этого  понятия  положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи  и  понятия  экологии.

    Теоретическую основу методики экологического образования дошкольников составляют базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологическую - науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.

    Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием [9,с.34].

          Термин «экологическая культура» в одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура

    - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

       Образование- это созидание человека как человека. Оно предполагает, во-первых, усвоение систематизированных знаний, выработку простейших умений и навыков - необходимого условия подготовки человека к жизни в обществе, во-вторых, неотделимое от процесса формирования образа, духовного образа человека, его мировоззренческих - нравственных установок, ценностных ориентаций, т.е. идет рядом и совпадает с процессом воспитания.
    Особенности формирования экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через сюжетно – ролевые игры.

            В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Возникнув еще в прошлом веке как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется биологической или классической экологией. По мере развития общества эта наука все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине XX века, экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

    экологическое форирование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, то есть, с 2-3 лет. Программа Ж.Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста. Н.А. Рыжова отмечает, что при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о нем по отношению к детям раннего возраста. Однако в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психофизиологическими возможностями.

         Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова)

    Таким образом, в образовании  экологическом представлений дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую экоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем – объект

    человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.

    1. Классификация сюжетно-ролевых игр.

          В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

           Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

          Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

          Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

    I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

    II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

         В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

          В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

        В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

    Выводы по первой шлаве.

          Рассмотрев первую главу мы выявили особенности формирования экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через сюжетно – ролевые игры. сделав вывод, что необходима смена старой традиционной парадигмы на новую экоцентрическую. Т.е. природа не должна рассматриваться с утилитарной точки зрения, необходимо показать её красоту и уникальность. Мы должны охранять природу не потому что она нам что то даёт, а потому что она самоценна. Разобрали составляющее понятие « эколгическое представление» и пути его формирования на протяжений нескольких десятилетий. Ведь игра как сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей. Ознакомились с классификацией сюжетно – ролевых игр, выявив главный компонент сюжетно – ролевых игр.  Пришли к выводу, что
    особое место занимает игра, которая представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Об этом упоминают в своих работах В.А Сухомлинский,  академик Б. Т. Лихачёв, педагог К. Д. Ушинский.

          Таким образом  в сюжетно-ролевых  играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

    Глава II. Опытно – экспериментальная работа по  по определению эффективности использования сюжетно – ролевых игр в экологическом воспитании.

    2.1.Выявление уровня сформированности экологических представлений у дошкольников.
    Экологическое представление детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

    Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

    - понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

    - освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

    - проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

    При формировании гуманного отношения к природе необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

    Целью опытно-экспериментальной работы стала разработка и апробация системы использования сюжетно – ролевых игр, как средства получения элементарных экологических знаний детьми 3-4 года.

    Задачи опытно-экспериментальной работы:

    1. Подобрать и провести диагностику сформированности экологических знаний у детей второй младшей группы.
    2. Разработать методику совершенствования работы по экологическому воспитанию в процессе использования игровых обучающих ситуаций
    3. Выявить динамику сформированности экологических представлений.
      2.2. Организация внеурочной деятельности с целью формирования экологических представлений путём сюжетно – ролевых игр.

            На следующем этапе нашего исследования мы приступили к разработке методики по совершенствованию у детей экологических знаний.

    Целью формирующего эксперимента явилась использования игровых обучающих ситуаций.

    При планировании работы мы учли положение о том, что воспитатель должен во всех видах деятельности раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомить с различными свойствами и качествами растений, формировать элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению экологических знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает педагог.

    В получении экологических знаний особое значение имеют игры экологической направленности.

    Одним из наиболее интересных и эффективных видов игр для детей 3-4 лет являются игровые обучающие ситуации.

    Учитывая возрастные особенности испытуемых, именно такой вид игр мы и решили использовать в своей дальнейшей работе. Далее проведен анализ экспериментальной работы.

    Выводы по второй главе:

    Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

    Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. Методические приёмы использования сюжетно – ролевых игр показали, что,   совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных.
    В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе.  Во второй главе мы рассмотрели диагностические методики и выявили уровень сформированности экологического воспитания дошкольников.

    Заключение.
    На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

    Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия должны строиться с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и должны быть направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).

    Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог может достигнуть хороших результатов.

    Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

    В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологических знаний, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику детей экспериментальной и контрольной групп. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников.

    На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы в процессе использования игровых обучающих ситуаций. Использование игровых обучающих ситуаций предполагалось во всех видах деятельности детей: занятиях, труде в природе, наблюдениях, экскурсиях и т.д.

    Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент.

    Анализ результатов диагностики у детей экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше.

    Это позволило сделать вывод, что гипотеза о том, что целенаправленная работа по формированию экологических представлений младших дошкольников, эффективна при  использовании сюжетно- ролевых игр, в соответствии с возрастными особенностями младших дошкольников подтвердилась.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные ориентиры деятельности воспитателей по использованию сюжетно-ролевой игры в системе воспитания детей

    Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игр...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

    Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

    Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников  Задачи:         -  Раскрыть связь понятий ...

    Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

    В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, та...

    Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

    В сообщении описана роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей младшего возраста,содержание игр и руководство к ним....

    Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевых игр»

    В современном дошкольном образовательном учреждении мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность....