Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Емельянова Ольга Александровна

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, так и для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста весьма актуальна в современном обществе.

  1. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
  2.  Остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.
  3. Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
  4. А ведь именно в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

  • Основной вопрос  

 Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра в процессе нравственного воспитания дошкольников?

  • Цель:

Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников

  • Задачи:
  • Раскрыть связь понятий «игра» и «нравственность»;
  • охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте;
  • сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности;
  • практическим путем обосновать целесообразность внедрения в структуру и содержание сюжетно-ролевых игр методик, направленных на формирование у дошкольников представлений о нравственном поведении;
  • минимизировать признаки агрессии и зарождающегося девиантного поведения дошкольников

  • Гипотеза 

Сюжетно-ролевая игра является одним из видов деятельности дошкольника, следовательно, и одним из наиболее эффективных средств воспитательно-образовательной работы, позволяющих сформировать у дошкольника представления о нравственном поведении.

Методика повышения уровня нравственности

  • Сюжетно-ролевая игра «Больница»
  • беседы: «Кто был в больнице», «Каким должен быть доктор»;
  • чтение художественных произведений: К.И. Чуковский «Айболит», С.В. Михалков «А что у вас?»;
  • экскурсия в медицинский кабинет;
  • рассматривание иллюстраций, отражающих действия врача.

  • Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
  • Беседы: «Кто был в парикмахерской», «Как правильно ухаживать за своими волосами», «Что мы знаем о работе парикмахера».
  • Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.

  • Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»
  • Беседы «Как я играю с машинами», «Что мы знаем о машинах», «Пассажирский транспорт»
  • Чтение Н.Носов «Автомобиль», Н.П.Сапотницкая «У меня растут года»

  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
  • Беседы «Кто был в магазине», «Специализированные магазины», «Кто работает в магазине».
  • Чтение Ю.Тувим «Спор овощей», Э.Мошковская «Веселый магазин».
  • Рассматривание картины «В магазине».

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»
  • Беседы о семье, «Как зовут ваших родителей», «Где работают ваши родители», «Как вы помогаете  дома своей семье»
  • Чтение В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным», В.Осеева «Волшебное слово», Е.Благинина «Посидим в тишине», Б.Емельянов «Мамины руки».

  • Участники проекта: воспитатель, дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, педагоги-специалисты, родители.

Основной этап – разработка общих направлений работы

Изучение методик организации сюжетно-ролевых игр

Второй этап - Формирование знаний педагогов о специфике работы с детьми  с применением сюжетно-ролевых игр

Воспитатель и ребенок – консультации, сюжетно-ролевые игры, выставка методической литературы, педсовет.

Третий этап - Усовершенствование уровня педагогического взаимодействия воспитателя, педагогов-специалистов с родителями.

Консультации, родительские собрания, беседа.

Заключительный этап. Подведение итогов.

     

Результаты работы

  •  Улучшилось взаимодействие детей в учебной и игровой деятельности;
  • Созданы условия для реализации личного, творческого потенциала всего педагогического коллектива в работе с детьми.
  • Повысился уровень социально-нравственного развития детей.
  • Уменьшились признаки проявления агрессии, девиантного поведения.

Вывод:

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская  отмечала,  что  игра  воспитывает...

Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа).

формировать словарь, прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими; развивать мышление, память, связную речь; научить сравнивать предметы по цвету, различать и называт...

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников  Задачи:         -  Раскрыть связь понятий ...

Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений, понятий. Игра – э...

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БАРТО В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (В ПЕРВОЙ МЛАДШЕ ГРУППЕ)

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Они формируют пре...

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра &ndash...