Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
методическая разработка (старшая группа)

«Без игры нет и не может быть полноценного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_roleaya_iga_konsultatsiya.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

«Без игры нет и не может быть полноценного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Она оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества Механизм нравственного воспитания

Задачи нравственного воспитания:

1Формирование механизма - представлений, чувств, привычек и норм, практики поведения.

2Формирование нравственных качеств в зависимости от потребности общества.

3Воспитание гуманитарных чувств и отношений, патриотизма, трудолюбия, умение и желание трудиться, коллективизм.

Методы нравственного воспитания

В.Г.Нечаева – 2 группы:

1. Организация практического опыта общественного поведения (приучение, показ действий, пример, организация деятельности)

2. Формирование нравственных представлений, суждений, оценок(беседы, чтение, рассматривание и обсуждение картинок)

Формы нравственного воспитания

Специальные учебные занятия, игровые ситуации, взаимодействие с окружающим (общение со сверстниками).

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Через сюжетно-ролевую игру педагог выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов:

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец

педагогов:

Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт.

Самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль

Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

У дошкольников старшей группы развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, затем к придумыванию новых сюжетов.

У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ПОЛИКЛИННИКА», «БОЛЬНИЦА», «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры, санитарки, расширить словарный запас детей –закрепляются такие понятия как «аптека», «осмотр», «доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт». Свести к минимуму страх перед походом к врачу.

Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Значение в воспитании нравственности: учить детей уходу за больными и использованию медицинских инструментов, воспитывать в детях внимательность, чуткость, заботливое отношение к людям.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты».

Игровые ситуации: «Парикмахер», «Мастер маникюра», «Мастер косметического кабинета».

Значение в воспитании нравственности: воспитывать культуру общения, формировать положительные взаимоотношения между детьми; кроме того, дети начинают уделять большее внимание своему внешнему виду, учатся быть аккуратными.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»

Цель: расширять знания детей о школе.

Значение в воспитании нравственности: воспитывать у детей желание учиться; прививать уважение к труду учителя и труду работников школы; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочнить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ДОМ, СЕМЬЯ», «ДОЧКИ - МАТЕРИ»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного

сюжета игровую обстановку.

Значение в воспитании нравственности: воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.

Значение в воспитании нравственности: воспитывать уважение к труду работников швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество другого; развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.  

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОЖАРНЫЕ»

Цель: формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.

Значение в воспитании нравственности: расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях; воспитывать уважение к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим; воспитывать чувство ответственности за свои действия, смелость, товарищество; формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, находчивость.

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Список литературы

1.Аникиева Н.П. Воспитание  игрой. М.,  Просвещение. 1997,-143 с.

2.Бондаренко А.К. ,Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение,1983.-192с.

3.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка. М. Просвещение,1991.

4.Гербова В.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду  М-«Мозайка-синтез» 2005.

5.Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников ,Учебно-методическое пособие  Пенза- 1995. -185 с.

6.Каирова И.А. ,Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.,Просвещение-1975. -320с.

7.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре М-Просвещение, 1982.  

8.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей Сочинение в 7-ми томах, том 4, М-1957.-383 с.

9.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе, М-Владос,2001.

 10.Шедровицкий Г.П.  Методология педагогических исследований игры,  М-1964.-108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный  возраст – период интенсивного нравственного развития  человека. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребенка, складываются устой...

Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская  отмечала,  что  игра  воспитывает...

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....

Статья - «Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого (гендерного) воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В статье кратко даётся информация о том, что проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольног...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра &ndash...

«Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»...