Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Рогова Наталья Николаевна

 Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишены всякого смысла, а порой даже учат жестокости. Дети больше времени предпочитают проводить за компьютером или телефоном, играя в различные видео игры. Потом все действия этих героев они переносят в свою игру, играют в «Монстров», «Чудовищ», «Зомби» и т.д. Возникает вопрос, как нашим детям учиться у этих героев добру, ласке, милосердию, взаимопомощи, отзывчивости и дружелюбию, умению помогать друг другу в трудную минуту.

Исходя из этого, мною была определена цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.n.v.pptx2.71 МБ
Файл d.n.v.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС» Доклад « Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Выполнила: Рогова Н.Н.

Слайд 2

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания». А.В.Запорожец .

Слайд 3

Актуальность Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишены всякого смысла, а порой даже учат жестокости. Дети больше времени предпочитают проводить за компьютером или телефоном, играя в различные видео игры. Потом все действия этих героев они переносят в свою игру, играют в «Монстров», «Чудовищ», «Зомби» и т.д. Возникает вопрос, как нашим детям учиться у этих героев добру, ласке, милосердию, взаимопомощи, отзывчивости и дружелюбию, умению помогать друг другу в трудную минуту.

Слайд 4

Цель : Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности

Слайд 5

Задачи: 1.Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развитие психических процессов, умение общаться, развивать уверенность в себе. 2.Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование отзывчивости по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты, способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки. 3.Воспитывать послушание на основе любви и уважения, терпения, милосердия, умения помогать друг другу, уступать, с благодарностью принимать помощь. 4. Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек; 5. Вовлечь детей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.

Слайд 6

В процессе знакомства детей с театром и овладением ими навыков театрализованных игр, в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм, активно развиваются все психические процессы .

Слайд 7

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Слайд 8

Театр- игра и воспитание Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!

Слайд 9

Например, этюд-импровизация «Удивительная история»: детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, которые их заменяют. Карточки отдаются педагогу, как только ребенок озвучит название персонажа.

Слайд 10

Вот пример импровизации: «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, настала зима и кошке стало холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку девочка пожалела ее, погладила по головке приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь кошке не придется мерзнуть на улице».

Слайд 11

Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов, и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ с семьей.



Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

Сообщение для воспитателей

 «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Выполнила

воспитатель: Рогова Н.Н.

2021г.

Содержание

    Введение……………………………………………………………….......…с.3

    1.Духовно – нравственное воспитание детей через театрализованную

       деятельность………………………………………………………………..с.4-5

    2.Театр - игра и воспитание ………………………………………………....с.6-7

   Заключение………………………………………………………………........с.7

   Список литературы……………………………………………………….......с.8

Введение

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на благородные поступки,

не даны ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий

жизни и воспитания».

А.В.Запорожец.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, мы пытаемся понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Таким образом, главная задача для педагогов в ДОУ - формирование у детей ясной системы духовно - нравственного воспитания. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований. В результате воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

1.Духовно – нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность. Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека.

На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Актуальность: мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишены всякого смысла, а порой даже учат жестокости. Дети больше времени предпочитают проводить за компьютером или телефоном, играя в различные видео игры. Потом все действия этих героев они переносят в свою игру, играют в «Монстров», «Чудовищ», «Зомби» и т.д. Возникает вопрос, как нашим детям учиться у этих героев добру, ласке, милосердию, взаимопомощи, отзывчивости и дружелюбию, умению помогать друг другу в трудную минуту.

Исходя из этого, мною была определена цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1.Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развитие психических процессов, умение общаться, развивать уверенность в себе.

2.Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование отзывчивости по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты, способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки.

3.Воспитывать послушание на основе любви и уважения, терпения, милосердия, умения помогать друг другу, уступать, с благодарностью принимать помощь.

4.Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек;

5.Вовлечь детей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Театр - игра и воспитание. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!

Дети старшего дошкольного возраста при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг драга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. Дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. В театре-экспромте используется импровизированный метод, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра» помогая развиваться сюжету в нужном русле.

Например, этюд-импровизация «Удивительная история»: детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, которые их заменяют. Карточки отдаются педагогу, как только ребенок озвучит название персонажа.

 Вот пример импровизации: «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, наступила зима, и кошке стало холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку, девочка пожалела ее, погладила по головке, приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть, было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь кошке не придется мерзнуть на улице».

     Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

     Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может  способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи.

И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание  путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Николай Христианович  Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».

Заключение

Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно нравственного воспитания.

Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов, и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ с семьей.

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Мероприятие  посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Ку...

Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается особая значимость и особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автором перечислены методы и приемы работы со сказкой, способствующие духовно-нрав...

Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ "Праздничный календарь"Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год...

«Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация "Ознакомление с живописью как средством духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста".

В презентации отображена актуальность данной проблемы, ее значение, ожидаемые результаты проекта. этапы  его реализации....

«Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишен...