Консультация "Общее понятие ТРИЗ"
презентация к уроку по теме

Сорочук Татьяна Александровна

Консультация знакомит педагогов с общим понятием технологии теории решения изобретательских задач, ее автором Генрихом Сауловичем Альтшуллер (1926-1998).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ»

Консультация

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ТРИЗ

Воспитатель: Сорочук Т.А.

2012 год

Слайд 1

Мы живем в мире, полном проблем, с этим, пожалуй, все согласны. Вот только отношение к проблемам у людей бывает разное. Одни их избегают, другие норовят переложить их на чьи-то плечи, третьи стараются поскорее решить любым способом, пусть даже самым нелепым, только бы не остаться с ними надолго. Если Вы хотите научиться обращаться с проблемами, то ТРИЗ и ОТСМ - это для вас. 

Слайд 2

Что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Собственно, это наука о том, как решать проблемы, которая возникла в нашей стране в 50-е годы. 

Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), советский (а позднее - российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст.

Первоначально ТРИЗ появилась для решения технических проблем (изобретательских задач). ТРИЗ возникла, когда стало понятно, что для решения проблемы в принципе не нужно искать как можно больше разнообразных решений. Нужно одно решение, которое удовлетворяло бы некоторым основным требованиям: давало бы желаемый результат, не приносило бы затрат, если возможно, добавляло бы в систему дополнительные полезные свойства. Другими словами, если раньше изобретатели старались максимально быстро исходить вдоль и поперёк все поисковое поле в надежде натолкнуться на продуктивные идеи, теперь задача была поставлена иначе: КАК СОКРАТИТЬ, СУЗИТЬ ПОИСКОВОЕ ПОЛЕ  И ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧИТЬ ГАРАНТИРОВАННО КАЧЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ? Именно эту задачу и решил Г.С. Альтшуллер, создав ТРИЗ.

Слайд 3

Таким образом, поначалу ТРИЗ создавалась для решения проблем в технике, но вскоре стало понятно, что с её помощью можно решать проблемы в различных областях деятельности человека. Развитие ТРИЗ в этом направлении привело к разработке Общей теории сильного мышления (ОТСМ). Начал эту работу автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, а продолжил мастер ТРИЗ Николай Николаевич Хоменко (1954-2011).

В 1987 году ТРИЗ попадает в детский сад. В городе Находке руководители семинара по ТРИЗу для инженерно-технических работников попросили провести занятие в школе, но их привезли в детский сад. Это недоразумение подсказал тризовцам, что и с дошкольниками можно и нужно заниматься тризовскими приемами.

Слайд 4

Для детей дошкольного возраста в ТРИЗе выделились разделы: РТВ (развитие творческого воображения) и РТС (развитие творческих способностей).

Слайд 5

Цели ТРИЗа - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Слайд 6

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

  1. корректируется первоначальная формулировка задачи;
  2. строится модель;
  3. определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
  4. составляется ИКР (идеальный конечный результат);
  5. выявляются и анализируются физические противоречия;
  6. прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений  обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРИЗ – РТВ  подходы для реализации любой образовательной программы.

С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

И самое главное: ТРИЗ сегодня — это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей терминологии, сколько в многовариантной жизни и деятельности наших детей, стимулирующей творческий поиск.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ТРИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ» ВОСПИТАТЕЛЬ: СОРОЧУК Т.А. 2012 г.

Слайд 2

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач . Это наука о том, как решать проблемы. Возникла она в нашей стране в 50-е годы. Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998) , советский (а позднее - российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст

Слайд 3

ОТСМ - общая теория сильного мышления. Эта область знаний "выросла" из ТРИЗ, когда стало понятно, что инструменты, с помощью которых решают проблемы, могут быть применимы не только в технике, но и в самых различных областях знаний, если их определенным образом преобразовать. Николай Николаевич Хоменко , автор ОТСМ (1954-2011)

Слайд 4

Разделы ТРИЗ для детей дошкольного возраста: - РТВ (развитие творческого воображения); - РТС (развитие творческих способностей).

Слайд 5

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения . Цели ТРИЗ – научить детей мыслить системно, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Слайд 6

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистерверг «Люди редко совершенствуются, если у них нет другой модели для подражания, кроме самих себя» О. Голдсмит «Необходимо всегда пытаться превзойти себя; это занятие следует продолжать всю жизнь» А. Кристина

Слайд 7

Типичные качества творческой личности: наличие достойной цели; наличие планов достижения цели; высокая работоспособность; умение решать творческие задачи; умение продолжать работу, несмотря на трудности, неудачи.

Слайд 8

10 заповедей или условий развития творческой личности Начинать развивать ребенка как можно раньше. Безопасное окружение ребенка в психологическом плане. Каждый день работы – поиск. Постоянно создавать противоречия. Учить разрешать противоречия. Свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы. Свобода – разумная, помощь – ненавязчивая. Помочь справиться с разочарованиями, сомнениями, иногда с завышенной самооценкой, уважать чужие идеи, мнения. Аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить, иногда на это уйдет время. Не давать отрицательных оценок.

Слайд 9

Дидактические принципы Свобода выбора Открытость Деятельность Обратная связь Идеальность

Слайд 10

«ОТСМ-ТРИЗ» Проверено на развитии детей

Слайд 11

«ОТСМ-ТРИЗ» Всем удачи и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

«Понятие о предложении. Понятие о слове.»

laquo;Понятие о предложении. Понятие о слове.»...

Современное понятие художественно-эстетического воспитания: понятия, особенности и критерии оценки в детском возрасте

Каждый взрослый и ребенок постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном обще...

Семинар – практикум «ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»

Семинар – практикум«ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в на...

НОД с элементами ТРИЗ помогает познакомить и закрепить математические понятия у детей младших групп в игровой форме.

НОД с элементами ТРИЗ помогает познакомить и закрепить математические понятия у детей младших групп в игровой форме....