Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.
статья (младшая группа) по теме

 Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и "шлифовку" качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.

О.А. Колесникова

   Под профессиональной компетентностью педагога, понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности воспитателя. Компетентность воспитателя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач. Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и "шлифовку" качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов;

1)       профессионально-личностной позиции педагогов (см. выше);

2)      комплексного (психолого-педагогического и    профессионально-личностного) характера образования педагогов;

3)   создания системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы,  мешающие в работе.  Эта форма эффективна для формирования необходимых воспитателю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

4)   создания психолого-педагогических условий (системы  факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;

5)    демократизации  и   гуманизации  всех  обучающих  процедур,  создания творческой и свободной атмосферы воспитания;

6)  образовательной  ступени   и  сферы  деятельности   педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. п.);

7)  особенностей контингента воспитанников (их возраста, состояния здоровья и т. п.,   при   этом   специальное   внимание   должно   уделяться   специфическим группам одаренных детей - детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);

8)   профессиональной   подготовки   и профессионального опыта педагогов:

а)   уровня   полученной   ранее   специальной   подготовки   для   работы   с одаренными  детьми   (содержание  и  объем  полученной   информации   по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных  тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.),

9)   специфики   образовательной   инфраструктуры   характерные   условия, связанные   с    наличием   (или,    напротив,   отсутствием)   тех   или   иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеи, концертные залы, библиотеки, театры, а также специалисты, например психологи, педагоги дополнительного образования и др.)

В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться по следующим принципам:

а)   принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. Общее  обучение  -  раздел   по   проблематике  одаренности  должен  быть включен в курс психологии во всех психологических и  педагогических вузах.   Таким   образом   может   осуществляться   необходимая   первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.

б) принцип этапности обучения.

Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.)

в)   принцип единства теоретической и практической подготовки

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей.   Правильное   построение   взаимоотношений   одаренного   ребенка  с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.     Воспитателю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление. Личностная готовность воспитателя к работе с одаренными детьми в педагогической деятельности выступает в качестве системного личностного образования, обеспечивающего способность педагога выбирать методы и приемы, позволяющие повышать эффективность деятельности с данной категорией детей. Раскрытие творческой природы дошкольника является одной из проблем организации работы с одаренными детьми.

Таким, образом исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: проблема выявления у педагога качеств, определяющих его личностную готовность к работе с одаренными детьми, актуальна и мало изучена.  Педагог имеет большую склонность к работе с одаренными детьми, для этого есть большой потенциал и способность стимулировать творческую активность различные виды творческой деятельности  воспитанников. У педагога есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Недостаточно развита склонность к работе  с одаренными детьми.

Литература

  1. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 398 с.
  2. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: методическое пособие / под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, 2001. - 131 с.
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Пе дагогическое общество России, 2002. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум "Профессиональная компетентность педагога в общении с детьми"

Цель: развить навыки, а так же способствовать пониманию и принятию педагогами партнерского стиля общения с детьми. В практикуме затрагиваются заповеди для воспитателей. Проводится ролевая игра. Говор...

Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ

Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявля...

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ"

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ"...

АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГОВ,РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (АПРОД).

ЦЕЛЬ:формирование финансовой грамотности детей дошкольногшо возраста в рамках реализацииМЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА  "АФЛАТУН:СОЦИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ"....

методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы

в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...