Главные вкладки

    Выступление на педсовете: «Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по гендерному воспитанию в ДОУ»
    консультация на тему

    Меркулова Галина Николаевна

     

    Содержание

     

     

    Введение……………………………………………………………..…3

     

    Часть 1. Теоретические основы проблемы формирования профессиональной компетентности педагога ДОУ в работе по гендерному воспитанию дошкольников.

     

    1.1.Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога»…………………………………………………………5

     

    1.2.Особенности гендерного воспитания

    дошкольников……………………………………………………7

     

     

    Часть 2. Содержание работы  погендерному воспитанию  дошкольников в ДОУ.

     

    2.1.Работа с детьми по формированию гендерной идентичности……………………………………..........................9

     

    2.2.Методы и приемы гендерного воспитания  дошкольников в процессе кружковой  работы по театрализованной деятельности (из опыта работы)………………...………………………………10

     

     

    Заключение……………………………………………………………..12

     

    Список использованных источников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itogovaya_rabota_po_kursam_po_gend._vosp.docx44.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 59  городского округа Самара

    Выступление на педсовете:

    «Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по гендерному воспитанию  в ДОУ»

    Выполнила

                                  воспитатель МБОУ школа№59

                                                                                        Меркулова Галина Николаевна

     

    Самара 2018г.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………..…3

    Часть 1. Теоретические основы проблемы формирования профессиональной компетентности педагога ДОУ в работе по гендерному воспитанию дошкольников.

    1.1.Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога»…………………………………………………………5

    1.2.Особенности гендерного воспитания

    дошкольников……………………………………………………7

    Часть 2. Содержание работы  погендерному воспитанию  дошкольников в ДОУ.

    2.1.Работа с детьми по формированию гендерной идентичности……………………………………..........................9

    2.2.Методы и приемы гендерного воспитания  дошкольников в процессе кружковой  работы по театрализованной деятельности (из опыта работы)………………...………………………………10

    Заключение……………………………………………………………..12

    Список использованных источников………………………………….14

            Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому.

                                                                            

                                                                                    Андре Моруа.

            «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…»

                                                                    (из восточной легенды)

            

    Введение.

            «Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

            Исследования ученых показывают, что в системе общего образования, несмотря на определенное продвижение вперед в плане использования гендерного подхода в обучении, в некоторых аспектах общее образование продолжает оставаться "мужским" (нацеленным на психологические особенности развития детей и подростков мужского пола, на достижение в дальнейшем более высокого социального статуса мужчинами). Отсюда явное несоответствие между школьными успехами девочек и их профессиональными достижениями в зрелом возрасте. Асимметрия гендерных представлений в образовании сказывается на планах о будущем современных девочек - они снижают уровень своих социальных, профессиональных притязаний. Причем отмечается, что преобладание среди женщин- учителей (которые составляют 85,7 % от общего числа), зачастую усиливает формирование у девочек сниженных ориентации на высокую социальную роль женщины в обществе, профессиональную карьеру, ориентирует на традиционные ценности: жены, матери, хозяйки дома. Это происходит потому, что женщины-учителя также являются продуктами гендерной социализации и большинство из них не осознает предвзятого отношения к дальнейшей судьбе девочек и их роли в обществе.

            В России вопросу гендерного воспитания подрастающего поколения в последние годы уделяется огромное внимание. Издан ряд законодательных актов, среди которых:

            Указания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ от 22 января 2003 года.

             Приказ Министерства образования от 17 октября 2003 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования».

            План мероприятий по реализации гендерной политики в сфере образования был предложен в Распоряжении Министерства образования РФ от 22.04.03 «О разработке мероприятий по реализации гендерной политики в системе образования на 2003 год»

            Достигнув реального равенства в образовании мальчиков и девочек, Россия стоит на пороге решения проблем более эффективной реализации способностей учащихся разного пола на основе гендерного подхода.

            Несомненно, что вопросами гендерного воспитания детей нужно заниматься с раннего детства. Эта ответственная деятельность ложится  прежде всего на семью и, в дальнейшем, на  дошкольное образовательное учреждение.

            В связи с этим можно выделить следующие цели и задачи для педагогов ДОУ:

            Цель:  изучить проблему гендерного воспитания дошкольников, описать методы и приемы практического решения данной проблемы.

    Задачи:

    1.Совершенствовать профессиональную компетентность педагога по проблеме гендерного воспитания.

    2.Рассмотреть особенности гендерного воспитания дошкольников на основе возрастной психологии.

    3.Показать способы осознания гендерной идентичности ребенка-дошкольника в социуме через работу с родителями и в процессе пребывания в ДОУ.

    4.Обобщить методы и приемы формирования гендерной принадлежности дошкольников в процессе занятий театрализованной деятельностью.

            Часть 1. Теоретические основы проблемы формирования профессиональной компетентности педагога ДОУ в работе по гендерному воспитанию дошкольников.

    1.1.Характеристика понятия «профессиональная компетентность педагога».

            Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

            Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается  в виде требований  к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

             Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться  в процессе самообразования.

            Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

    – воспитательно-образовательной;

    – учебно-методической;

    – социально-педагогической.

            Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

            Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

            В решении проблемы гендерного воспитания дошкольников профессиональная компетентность педагога дошкольного образования становится особенно значимой .Педагог воспитатель детского сада должен обладать системными знаниями по возрастной психологии, детской психологии, заниматься самообразованием в области гендерной психологии, изучая труды ведущих ученых-психологов в данной области.

     1.2.Особенности гендерного воспитания дошкольников.

            Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.

             Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
            В программе Вераксы «От рождения до школы» начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача:
    • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

            Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

             Модель педагогического процесса должна быть выстроена таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.

            Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания должны заниматься не только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, учитель- логопед,инструктор по физической культуре.  Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
    Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии.

            Часть 2. Содержание работы по гендерному воспитанию дошкольников в ДОУ.

    2.1.Работа с детьми по формированию гендерной идентичности.

    Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребенка вовремя и не было подобных несоответствий:

    ребенок не должен предпочитать все время игрушки и игровые роли

    противоположного пола;

    стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

    активность в выраженном желании изменить свой пол и имя должны насторожитьвзрослых;

    рассказы  ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

    стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентичностью.

    Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

    Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиковтех качеств личности, которые позволят им быть успешными всовременном обществе.

    Поэтому роль воспитателя значительна и главной задачей является:

    Преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.

    Говоря об актуальности гендерного воспитания, педагогамрекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:

    сюжетно–ролевая игра «Семья»,«Шофер», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Автобус», «Детский сад».

    беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;

    проблемные ситуации с этическим содержанием;

    изготовление подарков для мам, пап;

    дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Что кому?»,

    «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что...», «»Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

    Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитываетсясвоеобразие каждой возрастной группы.

    Подбор форм, и методов воспитания и обучения требует от педагогов и воспитателей изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ребенка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями

    2.2.Методы и приемы гендерного воспитания дошкольников  в процессе кружковой работы по театрализованной деятельности. (Из опыта работы.)

            В нашем детском саду с детьми дошкольного возраста организован театральный кружок «Теремок», одна из задач которого – формирование гендерной принадлежности  детей средствами театрализованной деятельности.

             Кропотливая работа с детьми в форме  бесед, творческих игр со словом, этюдов, драматизаций, спектаклей приносит свои плоды.  В процессе театрализованной деятельности дети-актеры, опираясь на речевые игры и упражнения, учатся выразительно, четко, грамотно вести роль своего персонажа, и, следовательно, приобретают представления о том, как должны вести себя герои мужского и женского рода, а в дальнейшем – мужчины и женщины.

            Например, дети подготовительной к школе группы драматизируют отрывок русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в котором Иванушка в третий раз просит Аленушку попить водицы из козьего копытца, пьет водицу несмотря на запрет Аленушки и превращается в козленочка. Как же достоверно передать трагизм ситуации? Воспитатель спрашивает детей:

    - Представьте себе, что вы очень хотите пить, а вам не дают. Каким голосом вы будете просить об этом?

    Ответы детей: тихим, плачущим, умоляющим, жалостливым.

    - А как поведет себя Аленушка, когда увидит, что ее единственный любимый братец Иванушка не послушался ее и превратился в козленочка?

    Ответы детей: будет плакать, закроет лицо руками, упадет на землю от горя, т.е. Аленушка ведет себя так, как вела бы себя обычная девушка, если бы у нее случилось какое-то горе.

    - А теперь давайте попробуем все это передать как настоящие актеры. (Голос педагога при этом диалоге с детьми тихий, проникновенный.)

            Дети очень стараются передать голосом, жестами и мимикой лица грустное настроение отрывка. И это у них неплохо получается. Можно проиграть эту сценку 2-3 раза с разными исполнителями ролей Аленушки и Иванушки, а затем предложить детям выбрать лучших «актеров» и обосновать свой выбор. При этом педагогу важно не забыть обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка и похвалить всех участников театрализованной игры,  отметив достижения каждого.

    Театрализованные игры на выразительность слова, жеста, мимики женского или мужского персонажа:

    • Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка)
    • Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая)
    • Пройти, как добрый молодец с красной девицей идут под руку по деревне (в руках у молодца воображаемая гармонь или балалайка)
    • Представить себя манекенщицей, показать ее походку

    Заключение.

             Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

          Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь  набором преимуществ по своему половому признаку.

          Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

            Гендерное воспитание - составная часть полового воспитания. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

            Гендерное развитие - результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

            

    Список литературы

    1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
    2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: 2004.
    3. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
    4. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
    5. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.- 2003. - с.44–52.
    6. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. - М., 1971.
    7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Изд. любое.
    8. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
    9. Попова Л.В. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А доЯ”.- 2004.- № 2.- с.110-123.
    10. Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.

    Интернет-ресурсы

    1.http://yandex.ru/yandsearch?lr=51&msid=22899.23585.1368633535.22341&text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%B0%D0%B4+%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8.%D1%80%D1%83

    2.http://yandex.ru/yandsearch?lr=51&msid=22895.13296.1368634065.75724&text=%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82.%D1%81%D1%83


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум "Профессиональная компетентность педагога в общении с детьми"

    Цель: развить навыки, а так же способствовать пониманию и принятию педагогами партнерского стиля общения с детьми. В практикуме затрагиваются заповеди для воспитателей. Проводится ролевая игра. Говор...

    выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

    сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

    Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.

    Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их професс...

    Выступление на семинаре. Тема : «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ»

    Тема : «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ»...

    Семинар – практикум «Профессиональные компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФТГ» Тема выступления: «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, как условие профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях реализации ФГТ»

    Семинар – практикум«Профессиональные компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФТГ» Тема выступления: «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, как условие профессиональной компетентности ...

    «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем использования инновационных технологий в работе с музыкально - одарёнными детьми в контексте билингвального образования»

    Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наибо...

    Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ"

    Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ"...