Из опыта работы «Развитие эмоционального мира ребёнка в семье».
материал по теме

Ткаченко Светлана Николаевна

Развитие эмоционального мира ребёнка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley.docx72.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Консультация для родителей на тему
      «Развитие эмоционального мира ребёнка в семье».

                                                         

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей, взрослые, их окружающие, до конца ещё не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия ребёнка. А ведь находясь в постоянном контакте со взрослыми и сверстниками, дети могут испытывать серьёзные психические нагрузки.

Старший дошкольник – это человек с разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде всего тесно связаны с отношениями в кругу близких людей. Поэтому, именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов, эмоций, значение слов и поступков.

Ребёнок растёт в семье. Он наблюдает отношения между взрослыми. Усваивает тот стиль общения, который существует в семье. И если этот стиль отличается конфликтностью, непрерывными стычками, скандалами на почве взаимного эгоцентризма, то ребёнок усваивает именно этот стиль и никакой другой. Он усваивает его на уровне эмоциональной памяти, на уровне автоматизированных эмоциональных реакций. А то, что с детства заложено на эмоциональном уровне, позднее трудно исправить.

Следует отметить, что эмоциональный мир дошкольника развивается наряду с эмоционально-этическими понятиями: «хорошо и плохо», «добрый - злой», «красивый - некрасивый», «правда - неправда»; появляется чувство стыда, сопереживания, сочувствия, жалости. (Мне больно и тебе больно). Чувства выражаются словами, вербализуются. (Я плачу, потому что мне не больно, а обидно).

Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. В этом случае ребёнок не будет бояться откровенности, рассказывать о своих поступках, делиться своими заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувство безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, а это в сою очередь формирует у него эмпатию.

В дошкольном возрасте эмоциональность ярко выражена: дети активно проявляют свои чувства – легко плачут и быстро успокаиваются, радость не знает границ, удивление безмерно, страх глубок. Но следует отметить, что нормальная эмоциональность ничего общего не имеет с распущенностью, истеричностью. Эмоциональность должна сочетаться со способностью контролировать своё поведение, с пониманием того, где, когда и как можно выразить свои чувства, а когда нужно их сдержать.

Важнейший компонент эмоционального развития – привязанность к родителям. Это даёт ребёнку ощущение психологической защищённости  и комфорта. В этом случае хотелось бы отметить крайности родительского

отношения к детям. Чрезмерно тревожные или властные матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у                                                                                                                  

них зависимость от себя, это приводит к тому, что ребёнок чувствует себя в безопасности только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность в общении с другими взрослыми и сверстниками. Такой ребёнок становится несамостоятельным, неуверенным в своих возможностях в любых новых ситуациях.

Излишняя строгость отца и, в этом случае, стремление матери восполнить недостаток эмоционального тепла, неизбежно приводит к конфликту в воспитании. В этом случае дети невротично привязаны к матери и отличаются неустойчивостью эмоционального состояния.

Другая крайность – отношение родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы – это перепоручение воспитания дедушке и бабушке, недостаточная отзывчивость матери и т. д.

Их дети, любыми путями требуя внимания и нежности, часто находятся в возбуждённом состоянии, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не выслушают, не поймут. И если ребёнок часто выражает отрицательные эмоции: недовольство, плач, раздражение – это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него сферах взаимоотношений со взрослыми. И здесь ничего не поможет, кроме попыток наладить доверительный контакт, найти взаимопонимание.

Блокада эмоциональных потребностей детей происходит в том случае, если мать излишне сдержана и редко смеётся, не смеётся, не хвалит ребёнка, зато читает много нравоучений. Это состояние матери недоступно чувствам ребёнка, что осложняет их отношения.

Любовь к родителям у детей не всегда сопровождается положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребёнок пытается излить на них своё недовольство и раздражение в виде крика, плача, реплик типа: «Не люблю, ты плохая…»

Все эти эффекты быстро проходят, постепенно ребёнок будет лучше управлять своими чувствами, станет более терпеливым.

Отрицательные эмоции являются одним из показателей нормального разностороннего эмоционального развития.

Но картина развития будет другой, если родители нетерпимы к проявлению отрицательных эмоций: наказывают ребёнка, угрожают, читают нравоучения, то подобное блокирование отрицательных эмоций создаёт состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство обиды, раздражения, недовольства. Обычно тихий дома, ребёнок пытается разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность или делая всё исподтишка, оставаясь вне подозрения взрослых.

Итак, следует избегать как вседозволенности, так и репрессии.

Говоря об эмоциональном благополучии детей, нельзя оставить в стороне такое состояние, как страх.

Страх – чувство, возникающее в результате работы воображения, предвосхищающего опасность и страдания, неопределённость опасности усиливает страх.

В основе большинства страхов у дошкольников лежит заострённое восприятие угрозы для жизни, как одно из проявлений инстинкта самосохранения: боязнь темноты, боязнь собственной смерти или смерти близких, боязнь животных, страх перед каким-либо сказочным персонажем (Баба Яга, Кощей Бессмертный).

Полное отсутствие страхов скорее исключение, чем правило, и может указывать на пониженную эмоциональность, ослабление инстинкта самосохранения, серьёзных нарушений со стороны мозга.

В целом, для дошкольников испытывать страхи – это нормально. Любое новое ощущение, любая перемена в жизни заставляет ребёнка чувствовать беспокойство, страх до получения определённого опыта.

Однако, родители сами могут внушать ребёнку определённый страх, чрезмерно тревожась о воображаемых опасностях, либо проявляя излишнюю строгость, невнимание к душевным запросам.

Типичными для дошкольников являются три страха: одиночества, темноты и замкнутого пространства (помещения в изолированную комнату). Проявляются это страхи главным образом перед сном, когда ребёнок не может заснуть один, без света, в закрытой комнате.

Чтобы помочь ребёнку преодолеть страхи, нужно:

  1. относиться к страхам серьёзно, не игнорировать их, дать детям возможность рассказать о своих ощущениях;
  2. давать описание реальных опасных ситуаций;
  3. не пытаться преодолеть страхи уговорами (не бойся темноты, в комнате никого нет; зуб удалять не больно), это не устранит страх;
  4. не следует умалять страхи ребёнка, говорить, что он ведёт себя, как маленький; тогда он будет не только бояться, но и чувствовать себя непонятым;
  5. допускать здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности).

Ребёнка меньше будут беспокоить страхи, если расширить его сферу общения, наполнить его жизнь содержательной деятельностью, играми. Больше времени проводите вместе с ребёнком в различной деятельности, приучайте к преодолению препятствий, хвалите, одобряйте.

Страх – нормальное состояние в эмоциональном развитии ребёнка и родительская поддержка и понимание снизят его неблагоприятное воздействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Из опыта работы.Развитие эмоциональной сферы дошкольников.Составила воспитатель: Митрохина Людмила ВладимировнаМБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»  Проблема развития эмоцион...

Из опыта работы. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Из опыта работы.Развитие эмоциональной сферы дошкольников.Составила воспитатель: Митрохина Людмила ВладимировнаМБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»  Проблема развития эмоцион...

Презентация "Обобщение опыта работы: развитие эмоционального мира дошкольников"

Данная презентация является обобщением опыта работы педагога-психолга по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....

Материал из опыта работы "Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста"

Материал из опыта работы "Развитие эмоционально-нравственной  сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста"...

Сообщение из опыта работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством театрализованной деятельности»

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся боле...

Система работы "Развитие эмоционально-чувственного мира ребёнка"

Сиситема работы "Развитие эмоционально-чувственного мира ребёнка"...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...