Система работы "Развитие эмоционально-чувственного мира ребёнка"
учебно-методический материал

Буцковская Галина Владимировна

Сиситема работы "Развитие эмоционально-чувственного мира ребёнка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы

«Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира  ребенка»

 «В одном мгновении видеть вечность, огромный мир- в зерне песка, в единой горсти –бесконечность и небо в чашечке цветка »

                                                                                            Уильям Блейк

Мое педагогическое кредо:

В творческой деятельности  я вижу свою задачу не только в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развитии каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. Стремлюсь дарить детям радость от творчества, понимать язык искусства. В любой ситуации стараюсь поставить себя на место ребенка, быть великодушной и с пониманием относится к его поступкам. Постоянно совершенствуюсь, не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь создать для детей атмосферу любви и радости.

Обоснование ведущих идей:

Актуальность

 Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно Получают определенное развитие все стороны психики ребенка. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит искусству. С его помощью ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует свой творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Для ребят характерен перенос испытываемых эмоций в процессе общения с произведениями в различные виды деятельности. Наиболее часто в рисование. Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. С давних времен люди придавали цвету особое значение. Цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. О факте воздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребенка дошкольного возраста на объекты различных цветов. В практике своей работы я столкнулась с тем, что дети даже в старшем дошкольном возрасте имеют слабо развитое цветовосприятие и навыки работы с цветом. В работе детского сада овладение детьми цветом организуется с целью решения двух взаимозависящих друг от друга задач. С одной стороны, формирование чувства цвета является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире. С другой стороны, овладевая общепринятой эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности, дети учатся соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в рисунке.  Поэтому  основным направлением своей педагогической деятельности я выбрала «Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира ребенка  через развитие сенсорных способностей, ассоциаций, фантазий»

В процессе работы над темой определила цель:

Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства, как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры-это главная цель

Задачи:

1.Формировать умения выражать свои переживания с помощью изобразительных средств.

2.Воспитание гармонично развитой личности.

3.Развитие чувственности воображения, ассоциативного мышления в творческой деятельности

Для решения этих задач мною был создан методический комплекс работы по изодеятельности.

Для создания данного комплекса использовались методические материалы:

  • С.К.Кожухина «Путешествие в мир искусства»;
  • Н.Г. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
  • Т.А. Копцева «Природа и художник»;
  • Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Методические рекомендации 2006г.
  • Библиотека программы «Детство»: Знакомство с книжной графикой; Знакомство с пейзажной живописью; Знакомство с натюрмортом;
  • О.Никологорская «Волшебные краски»
  • Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»

 В основу моей работы были положены следующие педагогические технологии:

- развивающие педагогические технологии;

- игровые технологии;

- технологии социально – личностного развития и благополучия, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника;

- технология проблемного обучения;

- технология проектной деятельности;

-технология ИКТ. Использую компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки при организации образовательной деятельности. Активно использую Интернет – ресурсы в целях самообразования.

Технология работы включает в себя различные традиционные и нетрадиционные формы проведения НОД, формы и приемы, используемые при проведении непосредственно-образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Основная идея, определяющая реализацию методического комплекса, может осуществиться более эффективно при условии включения в систему трёх взаимозависимых направлений:

I.  воспитательной работы с детьми,

II. консультативной работы с педагогами,

III. просветительной работы с родителями.

 В структуру методического комплекса вошли следующие элементы:

  • комплекс НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование)
  • комплекс НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка)
  • Дополнительная образовательная деятельность изостудия «Маленькие дети большие таланты» (авторская программа)
  • Комплекс учебно-художественных игр (с пластикой формы,  со способами изображения и выражения)
  • Серия занимательных  художественно-творческих занятий
  • Годовой план постоянных тематических выставок («Моя семья», «Дары осени», «День матери», «Зимушка Зима», «День победы», «Весенняя палитра», «Краски лета»
  • Конкурсы семейных работ
  • Участие в выставках городского, регионального, Российского и международного масштаба
  • Авторские наглядные пособия, стихотворения
  • Авторские игры на развитие интуиции, внимательности, фантазии, восприятия цвета
  • Образовательный проект «Амурские пейзажи»

Работа организованна через   систему  творческих   заданий,  построенных  с  использованием   разнообразных   выразительных  средств , игровых  приемов,      разнообразных техник рисования, способов изображения с применением традиционных и нетрадиционных материалов

.В своей программе  для занятий с дошколятами по изодеятельностью я разработала и подобрала конспекты позволяющие манипулировать с разнообразными по качеству свойствами материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включать размазывание пальцем краски, рисование воском, мылом, нитками и т.д., а так же комбинировать разные материалы, использовать смешанные изобразительные техники.

Для работы с детьми  я составила конспекты, построенные с учетом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки художественно-продуктивной деятельности дошкольников. Для занятий  я использую тематическую литературу, фольклорный и игровой материал.

Последовательность  работы

1.Начинаю работу с дошколятами беседой о бережном отношении к помощникам художника- художественным материалам, правильной организации рабочего места, грамотному художественному языку.

Первые занятия начинаю от истоков народной культуры. Произведения народного творчества всегда были понятны природе ребенка. Занятия по декоративному рисованию строю объединяя народный традиционный опыт и возможность импровизировать.

Знакомство детей с репродукциями великих художников-пейзажистов, предметников, анималистов. Подбираю те произведения, которые понятны и доступны в детском понимании, вызывающие у них радость узнавания, эмоциональные переживания.

2. В средней группе я уже более глубоко знакомлю детей с пейзажем, как жанром живописи. Это позволяет подвести детей к пониманию того. Что художественная картина есть отражение реальной жизни природы. Знакомлю с выразительными средствами живописи цветом, как способом передачи настроения, состояния природы; рисунком,  передающем характерные особенности формы; композицией.

 Уделяю большое внимание различным художественным материалам, их особенностям,  грамотным способам, использования. Нетрадиционным техникам изображения, что развивает кругозор, фантазию и прививает понимание того, что можно творить как, и на чем.

3.В старших и подготовительных  к школе группах знакомлю детей с натюрмортами смешанного типа. Мы учимся самостоятельно составлять , сочинять композиции, подбирать нужные цвета и оттенки, давать названия нашим картинам. Узнаем секреты, которые скрывают художники.

4.Не маловажную роль уделяю развитию детского творчества на основе поэтических произведений. Стихи для занятий подбираю доступные, понятные детям по тематике, содержанию и языку.

Сама сочиняю стихи для игр и занятий. В подготовительной группе считаю возможным знакомство детей  с японской поэзией хокку. Несмотря на лаконичность и простоту, она позволяет увидеть многообразие и красоту окружающего мира, дает большой простор для фантазии, развивает воображение.

5.Важным направлением в развитии творческих способностей детей является использование авторских работ преподавателя. Для рассматривания на занятиях я использую свои работы, выполненные в различных техниках, стихи собственного сочинения. Грамотный показ выполнения работ, его результат, приводит в полный восторг дошколят. Все это способствует большому взаимопониманию с детьми, сокращает дистанцию ребенок- педагог.

6.Широкие возможности для познания ребенком эмоциональной выразительности мимики человека дает портретный жанр. Ознакомление детей с портретом начинаю с произведений знаменитых художников. Рассматривая портреты, обращаю внимание детей, как художник через цвет, композицию передает характер человека и свое отношение к нему. Дети рисуют автопортреты, семейные портреты. Учу чувствовать и соблюдать пропорции и формы частей лица, передавая портретное сходство, учу рисовать «от пятна».

После освоения программы портретного жанра, мы подходим к изображению шаржей. Рисование шаржей позволяет развивать наблюдательность, воспитывать чувство юмора, является средством самовыражения, снимает эмоциональное напряжение.

7.Искусство является одним из лучших средств воспитания личности человека. Я решаю эту задачу, воспитывая интерес и любовь к животному миру, опираясь на произведения художников – анималистов. На следующем этапе знакомства с животным миром провожу серию занятий «Мы мультипликаторы». Такие занятия способствуют более глубокому развитию фантазии, наблюдательности, творческому самовыражению, также являются средством коррекции эмоционального состояния.

8.Большое внимание уделяю эмоционально-чувствительного мира ребенка способом развития сенсорных способностей, ассоциаций, фантазии.

9.На основе наблюдений потребностей и желаний ребенка, систематизировала методический материал по современным технологиям ИЗО, и разработала собственные игры, которые можно органично сочетать на занятиях по изодеятельности.

10.Опираясь на опыт проделанной работы, было замечено, что детей старшей и подготовительной групп, можно знакомить с произведениями не только художников классиков. Это могут быть работы , заслуживающие не меньшего внимания: импрессионистов, экспрессионистов, авангардистов. Наших детей нужно учить не только любить, но и понимать, чувствовать произведения.

11.Для более успешного творческого развития ребенка, нужно не только развивать воображение, но и дать более точное полное представление о предмете, его объемности, трехмерности, а  это в детском возрасте возможно благодаря лепке- азбуке представления о предмете.

На занятиях по лепке мы работаем с глиной, пластилином, соленым тестом, хлебным мякишем. Выбор изобразительного материала зависит от цели создания произведения.

Дополнительная образовательная деятельность

Для более глубокого и полного раскрытия творческого потенциала ребенка я веду изостудию «Маленькие дети - большие таланты». Изостудия-это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь взаимодействуют, развиваются и обучаются дети разного уровня развития, различного социального положения. Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус и эстетическую восприимчивость. Учитывая способности и интересы детей, я  разработала программу  по изодеятельности  «Маленькие дети большие таланты» утвержденную  на педагогическом совете  ДОУ протокол « 2 от 28.11.2013 и комплексное перспективное ппланирование занятий в изостудии для каждой возрастной группы.

 Прогамма более широко охватывает возможности и желания ребенка в творческой деятельности и позволяет  решать следующие задачи:

  1. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать.
  2. Развивать эстетическое воспитание, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественные способности.
  3. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
  4. Формировать умение свободно владеть художественным материалом.
  5. Развивать умение видеть красоту созданного изображения.
  6. Развивать представление о многообразии цветов и оттенков.
  7. Совершенствовать умение разрешать изображение на листе бумаги, формировать умение строить композицию рисунка.
  8. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Как известно, движущей силой любой деятельности является мотивация. А что как не интерес, увлечение заставляет человека исследовать действительность?

Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей и поисковую деятельность, а значит развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.

Цель проведения занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности

Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.

Такие творческие занятия способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ребенка модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений дошкольника с окружающей действительностью.

На таких художественно-творческих занятиях идет взаимообратная взаимообогащающая связь, когда поиграв с линией или цветом и сотворив нечто, ребенок начинает и вокруг замечать новые краски, обобщенные формы предметов, по-новому видеть и чувствовать, а увидев окружающую красоту – захотеть отобразить свои чувства в любом  творчестве. Развивая творческие способности, мы должны развивать художественные, а развивая художественные способности – развивать творческие

 Хочу подробней остановиться на специальной учебно-художественной игре - это игра не с сюжетом, а с пластикой формы, демонстрирующая способы её упорядочения; это игра со способами изображения и выражения; игра, организующая процесс интерпретации созданной формы и развивающая воображение.

Учебно-художественная игра, как и искусство, моделирует мир человеческих чувств и отношений. Поэтому результат такой игры - не только развлечение и удовольствие от самого игрового действа. И даже не создаваемое произведение. Её результат - открытие ребёнком богатства мира человеческих чувств и отношений, открытие уникальности и значимости собственных переживаний, открытие возможности чуда: воплощения собственных переживаний в материале игры на языке цвета и формы.

Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности таких художественных средств, как

- цвет (холодный—тёплый, светлый—тёмный, глухой—звонкий);

- линия (прямая, ломаная, волнистая), пятно, штриховка различного характера;

- контраст и нюанс (по цвету и по тону);

- ритм (пятен, линий, штриховки).

А также они учатся работать гуашью, цветными карандашами, фломастерами, пастельными мелками, угольными мелками, тушью, восковыми мелками,  сангиной, акриловыми красками. Используют различные техники для изображения, что способствует развитию фантазии, интереса к творческому процессу его возможностям и многогранности: Раздувание кляксы, кляксография, набрызги, рисование поролоном, техника составления коллажа, техника потрескивания воска, техника составления витража, смешанные техники, комбинирование разных материалов.

Дополнительные занятия в изостудии позволяет добиться высоких результатов развития творческих способностей у детей и высокого уровня  освоения изобразительной деятельностью.

Работа с родителями

Решать задачи творческого развития детей нельзя без доверительных взаимоотношений с родителями. Как показывает практика, чем теснее связь педагога и  родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане я довожу до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.  Необходима осуществлять связь, что позволяет создать условия для самораскрытия, подход к ребенку должен быть индивидуальным, как к неповторимой, уникальной личности

родители

                                            ребенок        педагог

                     Формы работы с родителями

Родительские собрания

Консультации

Тематические выставки

Информационные стенды

Конкурсы семейных работ

Индивидуальные беседы

Открытые занятия

Работа с педагогами

Для более эффективного решения задач творческого развития необходимо создание условий для свободного творческого процесса в повседневной жизни. Педагогам участвующих в образовательном процессе, необходимо владеть основными методами и приемами руководства творческой деятельностью детей.

Взаимодействия с педагогами

Заключение

В ходе работы данного методического комплекса  была достигнута цель:  Помочь ребенку овладеть языком искусства, как средством чувственной и духовной ориентации.

 В процессе занятий изодеятельностью   отмечаются положительные изменения  в развитии эмоциональной сферы ребенка. Развивается нестандартное восприятие, воображение, чувства становятся более яркими, свободными.  Формируется  благоприятный эмоциональный фон, который способствует дальнейшему благополучному развитии. психо-эмоциональных процессов.  У детей выражается стойкий интерес к занятиям изодеятельностью, работы приобретают более интересный окрас, появляется самовыражение. Дети свободно используют традиционные и нетрадиционные художественные материалы, разные техники рисования, хорошо разбираются в жанрах живописи, чувствуют  и составляют композицию рисунка, смешивают краски,

 В результате диагностики прослеживается, что уровень развития творческих способностей и  освоения программы по изодеятельности способствует росту эмоционального благополучия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование развивающей среды как условие развития эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование обо...

«Накопление эмоционально-чувственного опыта детей при проведении театрализованных представлений в ДОУ»

Цель моей презентации: развитие творческих способностей детей  через театральную деятельность....

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влия...

Презентация Тема: «Развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может...

Использование нетрадиционных техник рисования, как средства формирования эмоционально-чувственного мира дошкольников.

Использование нетрадиционных техник рисования, как средства формирования эмоционально-чувственного мира дошкольников...