Главные вкладки

    «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
    консультация (старшая группа) по теме

    Курдалева Елена Евгеньевна

     

    Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.

    В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия по математике в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

    Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Обострённое слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

    Ещё одна особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредотачивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

    Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие эмоционального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры.

    Свои первые шаги в приобщении к музыке ребёнок делает ещё до школы. Он слушает её, смотря детские мультфильмы и передачи, где она является одним из средств эмоционального воздействия. Дошкольники проявляют заметный интерес к музыке подвижной, весёлой, жизнерадостной по характеру. В мимике, жестах, движениях под музыку они открыто выражают свои переживания, чувство удовольствия. Эту искренность переживаний важно сохранять и в дальнейшем приобщении детей к музыкальному искусству.

    Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

    Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные чувства; поёт солдат в походе - песня придаёт особое бодрое настроение; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формирование эмоциональной сферы, совершенствуются мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

    Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения».

    Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

    Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталон красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образцах, значимом для него содержании.

    Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

    Музыка развивает ребёнка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

    Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные,  но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование  музыкальных способностей.  Развитие всех  способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их способностей и интересов.

    Развитие творческой личности ребенка, обогащение его духовного мира, стало одной из основных задач современного образования. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его музыкальной культуры, музыкальный руководитель призван помочь эмоциональному самовыражению дошкольников. Основным условием развития творческой личности дошкольника является систематическое и целенаправленное обращение к его эмоционально-чувственной сфере.

    Развитие интереса, увлеченности – еще одна фундаментальная задача педагогики. Особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь каких-то результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Вместе с тем, психология музыкального творчества ребенка во многих аспектах остается непроработанной. Развитие творческой личности ребенка, обогащение его духовного мира, стало одной из основных задач современного образования.  Основным условием развития творческой личности дошкольника является систематическое и целенаправленное обращение к его эмоционально-чувственной сфере.

    На протяжении нескольких лет работы, я обращала внимание, что  подобные вопросы педагогики не всегда находят адекватное воплощение.  Большинство дошкольников невыразительно, поверхностно исполняют произведения, не проявляют эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки, есть дети с низким творческим потенциалом. Многие дети затрудняются проявить своё отношение к музыкальному произведению, дать оценку, творчески подойти к выражению музыкального образа. Некоторые дошкольники скованно чувствуют себя на музыкальных праздниках и развлечениях в результате недостаточного внимания к их настроению, чувствам, эмоциям, из-за неумения управлять эмоционально-чувственной, эмоционально-волевой сферой.

    Учитывая вышеизложенное, рассмотрев и внимательно проанализировав музыкальные способности старших дошкольников, нужно было выбрать наиболее оптимальные формы работы с детьми для развития их эмоционально-чувственной сферы. Таким образом, была выбрана определенная направленность в работе с дошкольниками, и обозначена цель творческого отчёта.

    Цель моей работы: сформировать музыкальное восприятие у детей через воздействие на эмоционально-чувственную сферу, путем вовлечения их в различные виды музыкальной деятельности.

             Я определила ряд задач, которые необходимо решать в процессе музыкальной деятельности, чтобы добиться желаемых результатов в развитии эмоционально-чувственной сферы:

             - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

              -формировать эмоционально-чувственную сферу через различные виды          музыкальной деятельности;

              - формировать музыкальный вкус,  «словарь эмоций»;

             - обогащать представления детей о средствах музыкальной      выразительности музыки;

              -повысить общий уровень восприятия музыки.

             Мною был разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование восприятия через развитие эмоционально-чувственной сферы детей. Чтобы проверить эффективность данной разработки, я провела диагностику музыкального восприятия, музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soderzhanie_raboty.docx51.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание работы по формированию музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

    Важным направлением в моей работе является развитие музыкальных способностей детей. Педагогу–музыканту необходимо вырабатывать новый, более широкий взгляд на эту проблему.

    В процессе работы с дошкольниками я определила, что недостаточно работать над развитием музыкальных способностей и над интересом детей к музыкальной деятельности. Ребёнка можно научить определять форму произведения, выучить термины, фамилии композиторов, доставать голосом высокую ноту, добиться красивого исполнения танца, но это мало что изменит в их отношении к музыкальной деятельности. Нельзя ребёнка заставить исполнять выразительно или слушать осознанно. И свою основную задачу я вижу в том, чтобы  научить ребёнка чувствовать, отзываться, переживать.

    В свете современных научных данных все более относительным становиться деление детей на музыкально способных и неспособных. Появляется все больше доказательств того, что воздействовать на эти способности через воспитание личности,– значит, получить мощное новое средство влияния и развития. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь общие способности влияют на формирование музыкальных.

    Одной из важных задач, является развитие музыкального восприятия. Выражая своё отношение к музыкальному произведению, пропуская его через себя, свои чувства и эмоции, ребёнок может правильно оценить произведение, понять содержание. Правильно оценив песню, ребёнок будет стараться выразительно, с пониманием исполнить её.

    Прослушав внимательно музыку, вникнув в неё, ребёнок сам может придумывать танцевальные движения. Овладев определёнными навыками и умениями, может сам творить музыку, сочинять и импровизировать на музыкальных инструментах и голосом.

    Я уверена, что способствуя развитию эмоционально-чувственной сферы, можно добиться осознанного восприятия, эмоционального исполнения музыки, раскрытия творческих и музыкальных способностей.

    Для достижения поставленной цели я использовала традиционные
    методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий
    характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной,
    речевой, эстетической активности. Каждый из трех основных методов: наглядный, словесный и практический я применяла с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Применяла метод полисенсорных ассоциаций (цветовое уподобление).
    Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).

    А.Рубинштейн назвал исполнение вторым творением, сравнивал исполнителя с актером. При исполнении музыки стараюсь исполнить ее наиболее выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использую «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применяю прием контрастных сопоставлений. Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью я старюсь приглашать к нам в детский сад с концертами учащихся Детской школы искусств №8. Детям очень интересно слушать музыкальные произведения в исполнении детей. Наши воспитанники (некоторые поступают в музыкальную школу уже в подготовительной группе) стремятся тоже выступить перед своими товарищами. Такие выступления поднимают интерес детей к музыке, как виду искусства. Ребята видят и могут ближе рассмотреть инструменты (скрипку, балалайку, флейту, домра, гитара). Встречи с «живой музыкой» вызывают у детей яркий эмоциональный отклик и позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников - воспитание культурного слушателя и зрителя.

    Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, видеоматериалов). Этот метод я использую, чтобы усилить впечатление детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

    Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, разъяснения, краткий рассказ, использование произведений художественной литературы).

    Значение словесного метода в музыкальном восприятии также велико как и наглядно-слухового. Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Необходимо увлечь, заинтересовать детей рассказом о музыкальном произведении, не упрощая его содержания. Большое значение имеет тон речи. Беседуя с детьми, даю сведения о музыке, как о виде искусства, жанровой принадлежности исполняемого произведения, истории создания. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Конечно, уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор.

    Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов». Есть два варианта этого приема:

    1. дети подтверждают или опровергают мнение музыкального руководителя о прослушанном произведении. Если определение верное, то дети повторяют его хором. Если дети ошибаются, то мы тут же проводим блицобсуждение термина и делаем вывод.
    2. дети расширяют свой художественно-определительный лексикон,
      запоминая новые термины, которые назвал кто-то из самих детей. Обязательно хвалю детей, верно подобравших образное слово.

    Таким образом, дети учатся давать пьесе целые «терминологические цепочки» близких по смыслу слов, например:

    Веселая - радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.

    Грустная - печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, тоскливая, обиженная, просящая.

     Взволнованная - тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная,

    торопливая, стремительная, волшебная.

    Беседуя с детьми о музыке, я расширяю представления детей о некоторых явлениях действительности, стараюсь обогатить их внутренний мир. Ставлю себе задачей: формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.

    Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках).

    Для того чтобы дети глубже прочувствовали музыкальное произведение, «пропустили музыку через себя» я использую музыкально-ритмические движения, хореографические этюды-импровизации, пантомиму. В хореографических этюдах и пантомиме дети передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений. В музыкально-ритмических движениях дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). Например, чтобы обратить внимание детей на тембровые особенности музыки в «Польке» П.И.Чайковского из «Детского альбома» предлагаю потанцевать в среднем регистре (2 часть) - девочкам, а мальчикам прохлопать метроритм, а в низком регистре - наоборот). Движения могут помочь и при осознании формы музыкального произведения: одинаковое построение — одинаковые движения. Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Я предлагаю выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, дети выступают в роли композитора и исполнителя. Всегда обращаю внимание детей на то, что звучание инструментов должно украшать музыку, а не заглушать ее. Например, оркеструя «Дождик» В.Косенко метроритм капелек в 1 и 3 частях показываем колокольчиком, а спокойную плавную 2 часть - «глиссандо» на металлофоне.

    Прием индивидуально-дифференцированного подхода.

    В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, стараюсь найти подход к каждому ребенку. Использую задания и вопросы различной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за каждое достижение. Ввожу кукольные персонажи, дети от их имени высказываются или передают настроение музыки, ее особенности в движении. Стараюсь развить уверенность ребенка в собственных силах.

    Разработанные упражнения, игры, задания, использованные на практике методы и приемы педагогической деятельности, позволили достичь желаемых результатов. В каждом виде  музыкальной деятельности использовались задания, направленные на развитие, прежде всего эмоциональной отзывчивости, воображения, творческих навыков, осознанности восприятия, что представлено в конспектах занятий. Отдельно выделены некоторые упражнения и творческие работы детей, анализ этих работ, выводы, рекомендации (см. приложение).

    Проведя диагностику музыкальных способностей детей, я сделала вывод, что не все могут правильно  реагировать на музыку, охарактеризовать музыкальное произведение, выделить средства музыкальной выразительности, недостаточно развит «словарь эмоций». Многие дети не умеют управлять своими эмоциями, они зажаты, не активны, у них недостаточно развито воображение.  Есть дети, которые отказываются выступать индивидуально на праздниках и развлечениях, не проявляют интереса к некоторым видам музыкальной деятельности на занятии.

    В связи с этим, я решила, что детей нужно, прежде всего научить управлять своими эмоциями и чувствами, эмоционально откликаться, правильно реагировать и понимать  музыку, вызвать интерес к музыкальной деятельности, так как всё это влияет на развитие музыкальных способностей детей и развивает их эмоционально-чувственную сферу.

    Для этого я разработала ряд упражнений, дидактических игр, интегрированных и комплексных занятий, направленных на развитие музыкального восприятия и эмоционально-чувственной сферы детей.

            С первых занятий я начинаю знакомить детей с эмоциями. В старшей группе это радость и грусть, а к подготовительной группе это обида, удивление, сердитость, хваставство, испуг.

    В начале занятия мы с ребятами садимся на ковёр, и я начинаю рассказывать о том, что в одном лесу живёт Гном Гномыч. Это не простой гном, у него много разных масок лиц. Когда у него хорошее настроение он надевает маску с весёлым выражением лица. Когда ему грустно, он надевает грустную маску.(показываю картинку с изображением разных эмоций).  А у нас нет таких масок, но у нас есть настроение и чувства, которые мы можем выразить своими эмоциями. Затем мы выясняем у кого какое настроение и вставляем карточки с соответствующей эмоцией в паровозик. Дети старшей группы вначале затрудняются в выборе эмоций, они смотрят друг на друга, так как не могут понять, выразить своё эмоциональное состояние, но после нескольких занятий всё меняется, и к подготовительной группе, когда набор эмоций расширяется, дети  с пониманием выбирают своё настроение и могут его изобразить.

    Ритмика один из видов музыкальной деятельности в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно- образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания..

    Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

    Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребёнка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

    Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя (на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В игре, например. Нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства. Например: «Два медвежонка», в которых дети изображают медвежат, попавших в трудное положение. Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животики.

    Медвежата жалуются:

    «Ой, ой, ой живот болит!

    Ой, ой, ой меня тошнит!

    Ой, мы яблок не хотим!

    Мы хвораем, Том и Тим».

    Выразительные движения: Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, руки прижаты к животу.

    Задание направлено на развитие способности понимания эмоционального состояния другого человека и умение выразить свои. «Поссорились – помирились», в котором  дети учатся выражать обиду и радость.

    Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта и другие; изживаются страхи и разного рода опасения.

    Музыка и движения как бы рассказывают о чём-то, выражая торжество, праздничное веселье, восхищение природой или сочувствие несчастью, и т.д.

    В данном виде деятельности, я предоставляю детям возможность творчески проявить себя. Мы учимся красоте, выразительности выполнения движений, пропуская музыку через себя. Для этого я предлагаю детям набор движений, с помощью которых можно выразить свои эмоциональные переживания.

    Использую упражнение «Зеркало». Я показываю движения под соответствующую музыку, а дети их за мной повторяют. Это движения рук, танцевальные движения соответствующие старшему дошкольному возрасту, изображаю животных с их повадками под музыку Сенсанса и т.д. Затем мы меняемся ролями и уже дети под музыку импровизируют.

    К подготовительной группе расширяется набор двигательных навыков, эмоциональные переживания становятся более разнообразными и соответственно импровизации становятся более яркими и интересными. К данному упражнению мною была подобрана музыка отдельно для старшей и подготовительной группы по мере усложнения двигательных навыков.

    Данное упражнение раскрепощает детей, способствует развитию творческих способностей, знакомит с различными чувствами, эмоциями, так же знакомит с музыкальной классикой.

    Для детей старшей группы я использую упражнение «Ритмические хлопки». Детям предлагается прохлопать в ритме соответствующем состоянию:

    Радости, грусти, злости, нежности, а затем соотнести это с предложенной им музыкой.

    Хочу сказать, что не все могут изобразить эмоциональное состояние и подобрать соответствующую музыку. Кто-то стесняется, у кого-то не достаточно развито чувство ритма, но это происходит в начале года, так как у детей ещё недостаточно знаний и опыта в данной области, но  начиная со второго полугодия, картина меняется. Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик и создать хорошее настроение на занятии, я его начинаю с такого приёма, как «Прогулка в лес».

    Мы с детьми отправляемся в лес, и на пути нам встречаются разные персонажи. Дети с удовольствием изображают разных животных, имитируют сбор цветов на поляне или испуг, оглядываясь по сторонам и др.

    Это способствует развитию творческих способностей, раскрепощению детей, развитию эмоциональности, воображения и инициативности.

    Использованные мною в работе с детьми музыкальные игры, упражнения,  методики, различные виды музыкальных занятий позволили детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказали положительное воздействие на развитие их эмоционально-чувственной сферы.

    В подготовительной группе, когда у детей уже есть определённый запас знаний, умений и навыков, я предлагаю им, пофантазировать. Прошу вспомнить сказочных персонажей или героев, которых можно сопоставить с данной эмоцией и изобразить их движениями.

    Дети предлагали разные варианты, например:

    Баба Яга- эмоция «злость». Движения резкие, неуклюжие, туловище сгорбленное.

    Красная шапочка-эмоция «радость». Поскоки, кружение, имитация движений «собирает цветы».

    Заяц-эмоция «испуг». Движения крадущиеся, оглядывается по сторонам, дрожит.

    Осень-эмоция «грусть». Движения спокойные, плавные движения руками, спокойная ходьба, имитация плача.

    Дети достаточно правильно характеризовали выбранный ими образ, а если бывали неудачные изображения персонажей, то ребята исправляли ошибки своих товарищей.

    По такому же принципу строится игра «Угадай-ка». Выбирается ведущий, который выходит за дверь, а дети выбирают эмоцию и жестами и мимикой пытаются показать её.

     Постоянно работая в этом направлении, я заметила, что дети становятся более открытыми, музыкальными, у них формируются определённые знания, умения и навыки, связанные с восприятием музыки развитием эмоционально-чувственной сферы. Такие задания, создают на занятии творческую обстановку, раскрепощают детей.

    Так же я использую упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.

    Например: “Сочини свой танец”.

    Ведущий встает в центр круга, в такт музыки он выполняет несколько танцевальных движений, все остальные копируют танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец. Это также замечательный приём для запоминания и разучивания танцевальных движений.

    В музыкально-ритмических движениях я постоянно использую “Танец пяти движений”.

    Используется музыка разных темпов.

    А) “Течение реки” – плавная музыка, текучие, мягкие движения.

    Б) “Переход через чащу” – импульсивная музыка, четкие резкие движения, прыжки.

    В) “Сломанная кукла” – хаотичный набор звуков, незаконченные движения.

    Г) “Полет бабочек” – лирическая, плавная музыка, изящные движения.

    Д) “Покой” – спокойная, тихая музыка или звуки леса, шум прибоя, отсутствия движений, “слушаем свое тело”.

    После окончания упражнения поговорить с детьми, какие движения больше понравились, какие легче выполнялись.

    Восприятие-ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку-это значит различать её характер, следить за развитием образа. Это активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и словесной речью, Б. А. Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке всегда содержится определённый тонус звучания – гнев, ласка, ужас. Он назвал эту особенность речи и музыки «речью чувства». Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребёнок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения.

     У детей старшего дошкольного возраста с обогащением жизненного опыта, «словаря эмоций» восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

            При восприятии музыки я использую пиктограммы эмоций, а также пантомиму.

    Например «Весело - грустно» старший дошкольный возраст.

    Дидактический материал: пиктограммы, в состав которых входят различные геометрические фигуры: «лицо» - овал, круг, на котором нарисован нос;

    «глаза» – круги или овалы; «брови» – треугольники; «рот» – овалы, полумесяцы. Все части тела имеют свой цвет.

    Ход. Прослушав музыкальное произведение, ребёнок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения.

    Слушание музыки помогает ребёнку войти в нужное эмоциональное настроение. Музыка усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.

    Дети с удовольствием изображают «Плаксу», «Резвушку», «Злюку», «Смелого наездника». Чтобы дети приучались дослушивать музыку до конца, играем в игру «Музыка любит тишину», меняю посадку детей (сидя на стульях, на ковре, в кружке, лежа, с закрытыми глазами).

    Прослушав музыкальную пьесу, мы разбираем выразительные средства, характер музыки, продолжаем знакомство со словарём эмоций.

                    Здесь я использую дидактическую игру на развития художественного словаря «Копилка».

     Я предлагаю ребятам сложить ладошки «чашечкой» и собрать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит мы закроем его в копилке, а если слово не соответствует настроению музыки, мы разведём ладошки, чтобы оно туда не попало. Заканчиваем игру повторением всех слов, попавших в копилку.

    В подготовительной группе я использую игру «Волшебный сундучок».

     «Волшебный» сундучок, накрытый ярким шёлковым платком, стоит на столике. Я обращаю внимание детей на звучащую музыку (звук механической шкатулки) и предлагаю найти место, откуда она слышна. Дети находят «волшебный» сундучок. Я предлагаю ребятам послушать музыку и сложить в «волшебный» сундучок слова, которыми можно рассказать о её настроении. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Если же прозвучит «неправильное» слово, то сундучок захлопнется. Побеждает тот, кто назовёт больше слов и наберёт наибольшее число фишек». Игра заканчивается повторением всех названных прилагательных, слов-образов и эпитетов.

    Чтобы занятие было целостным, я объединяю разные виды деятельности одной идеей, переношу знания, полученные во время слушания музыки на другие виды музыкальной деятельности. Так знакомя детей с изобразительными и выразительными возможностями музыки по теме «Природа и музыка» слушаем «Дождик» В.Косенко, «Дождик» Г.Свиридова», «Осенняя песня» П.И.Чайковского; исполняем песню «Осень милая, шурши» муз. М. Еремеевой, ел. С. Еремеева, «Осенние подарки» муз. и ел. Шестаковой, танцуем с зонтиками под музыку «Дождика» В.Косенко, сочиняем песенку дождя на колокольчиках и песенную импровизацию «Здравствуй, осень» с

    разным настроением. В каждом произведении разбираем выразительные средства музыки и как они предают образ, какое создают настроение. Побуждаю детей прислушиваться к музыкальной речи.

    Использую такой прием как рассказ, иллюстрированный музыкой, например: «Жили-были три девочки - Резвушка (звучит «Резвушка»), Плакса и Злюка (звучат соответствующие пьесы). Однажды повстречались они с музыкантом, и решил он рассмешить Плаксу. Исполнил веселую, озорную польку (звучит «Полька» П.И.Чайковского из «Детского альбома»), а Злюке подарил  «Новую куклу» (звучит пьеса). От такого подарка она растрогалась и перестала быть злой, резкой и все три девочки закружились вместе с музыкантом под звуки вальса (звучит «Вальс» А.Гречанинов)».

    При знакомстве со сказкой «Петя и волк» С.С.Прокофьева мы с детьми не только запоминали звучание каждого инструмента и образ, который он передает, но в движении старались передать характер персонажа, изменения в его настроении. Чтобы музыка вошла в повседневную жизнь детей просматривали во второй половине дня мультфильм «Создай свою мелодию» по сказке Прокофьева.

    При знакомстве с музыкальными жанрами, стараюсь чтобы дети сами открывали для себя их отличительные особенности. Предлагала послушать музыку и ответить:

    • Что под нее можно делать
    • Как движется мелодия, покажи
    • Какие знакомые тебе движения соответствуют этой музыке
      Далее усложняем, дифференцируем танцы (полька, вальс, плясовая):

    находим выразительные особенности музыкального языка и как это отражается на движениях. Например, «Детская полька» М.И.Глинки и «Вальс» А.Гречанинова - дети обычно сами движениями рук показывают, как движется мелодия. Затем мы просчитываем, прохлопываем, протанцовываем музыку. Обращаю внимание детей на характер звуковедения, акценты, паузы, регистр, повторяемость фраз или интонаций и т.п. Использую дидактические игры: «Громко-тихо», «Бубенчики», «Сыграй, как я». Сравниваем разные по характеру вальсы, польки, марши, песни. Пользуюсь цветными карточками, двигательными импровизациями, оркестровкой. Сравнивая «Солдатский марш» Р.Шумана и «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского предлагаю детям на первый марш двигаться четко, смело чеканя шаг, а на второй - четко, но полегче. Выбираем командира - он играет на барабане: то громко, то тихо прислушиваясь к музыке. На танцевальную музыку предлагаю детям сочинить свой танец - это развивает воображение и способность самовыражения. Обязательно даю оценки лучшим вариантам, придуманным детьми, поясняю как движение передает музыкальную речь, музыкальный образ. Предлагаю детям выбрать понравившийся вариант, объяснить почему. Так постепенно формируется музыкальное мышление, способность к адекватной оценке, способность словами высказать свои чувства.

    Для того, чтобы привлечь внимание детей к слушанию музыки, заинтересовать их, я использую игру «Волшебная шляпа»

    Правила игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор.

    После прослушивания двух и более музыкальных произведений я показываю детям яркую шляпу и говорю, что она не простая, а волшебная. Кто её надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше всего понравилась. Шляпу надевают на ребёнка. Когда его рассказ закончится, он передаёт шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда высказались все желающие.        

    Анализируя работу по развитию восприятия музыки к концу подготовительной группы я сделала следующие выводы:

    • Дети эмоционально и увлеченно слушают музыку, охотно говорят о ней.
    • В речи употребляют музыкальные термины и слова определения.
    • Пытаются слышать комплекс выразительных средств, характеризующих содержание музыки.

    В исполнительской деятельности хочется добиться от детей выразительности, эмоциональности, чистого, красивого исполнения. И здесь никак не обойтись без умения воспринимать музыку, пропускать её через себя.

            Мы с детьми тщательно разбираем пеню, её содержание, связываем с жизненными образами, характер исполнения. Конечно, я стараюсь при первичном исполнении как можно ярче,  в соответствующем характере исполнить песню. Так же использую методы и приёмы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости, осознанию выразительности музыкального образа, способствующие выражению ценностного отношения. После того как ребята уже выучили песню, мы начинаем с ней импровизировать. Я предлагаю исполнить песню индивидуально, по подгруппам, по принципу «эхо», как на концерте, использую приём «Волшебные очки» представь что ты:

            - маршируешь в строю военных,

    • ты на необитаемом острове, вдали плывет корабль – единственное спасение,
    • ты поешь колыбельную своему ребенку,
    • испугался в лесу страшных разбойников и т.д.

    Исполните песню в определенном настроении, характере или образе.

    • спой как грустная исполнительница,
    • спой как ласковый герой,
    • спой как хитрая героиня.

    Исполните песню по ролям, подобрав выразительную интонацию и движения герою (инсценировка).

    Упражнение “Идет песенка по кругу”.

    Выбрать с детьми знакомую, хорошо разученную детскую песню. Например, «Настоящий друг» муз. В. Шаинского. Затем по кругу каждый поет свою строчку, последний куплет исполняют вместе.

    Во время проведения данных упражнений, дети раскрепощаются, они очень эмоциональны, даже те дети, которые не всегда могут проявить себя.

    Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками,  проявить свои чувства в непринуждённом, естественном пении. Например исполняя колыбельную, я подчеркиваю заботливость, ласку, нежность, показываю, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять её надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. После разучивания колыбельной, мы идём в уголок старины, где висит люлька, стоит печь, прялка, садимся на скамейки и по желанию, индивидуально исполняем колыбельную песню

    Самые искренние чувства дети выражают при исполнении песен о маме. “Песенка Мамонтенка”, “Мир – это детство”, “Солнышко проснется”, “Дельфиненок” – это любимые произведения. Дети любят их слушать, разучивать, исполнять, просят повторить. В их исполнении особая выразительность, нежность, любовь, искренность.

    Дети с удовольствием исполняют песни шуточные и о животных, из мультфильмов и сказок. Они любят инсценировать песни, особенно театрально получается разыгрывать русские народные песни – “Жила-была одна блоха”, “Ну-ка, Ваня”, “Во деревне-то было”, “Как на тоненький ледок”. В этих песнях нет традиционных запевов и припевов, ребята начинают импровизировать, сами подбирают движения. Ребята не спрашивают предварительного разрешения об инсценировке, они уже знают, что требуется песню не только спеть, но и сыграть. Поэтому песня проживается ими еще в процессе разучивания.

    Для более эмоционального, выразительного исполнения песни использую музыкальные инструменты.  Есть дети, которые не могут спеть песню чисто интонируя, поэтому чувствуют себя сковано, зажаты, не хотят быть солистами. Для таких детей  у меня всегда готовы музыкальные инструменты и ребята с удовольствием подыгрывают певцам.

    Хочется сказать, что инструментальное музицирование, препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности». Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, толково объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес занятиям музыкой. Инструментальное музицирование развивает воображение, внимание, волю к преодолению трудностей, чувство ответственности за общее дело.

    Мы с детьми сочиняем музыкальные сказки, импровизируя на детских музыкальных инструментах. Например:

    -Жил-был цыплёнок /играют на металлофоне/ .        

    Однажды он пошёл в лесочек погулять и заблудился /ударяем бубном/.

     Ему было очень страшно, он шёл и оглядывался по сторонам. /играют маракасы/.

    -Шёл наш цыплёнок и вдруг на встречу выскочил заяц/барабан/. Пожалел заяц цыплёнка и пошёл с ним искать дорогу домой./играет металлофон и барабан/.

    -Идут, а на встречу им медведь /коробочки/. Узнал, что произошло, и пошёл с ними/играет металлофон, барабан и коробочки/.

    Шли они и вдруг ударил гром /бубен/ и пошёл дождь /треугольник/, спрятались они под гриб. Дождь закончился и выглянуло солнышко /гусли/.

    Протянуло солнышко цыплёнку лучик и проводило домой.


    Один раз в месяц, я провожу интегрированные занятия. Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы. Детям предоставляется возможность познать как одно и тоже явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использует поэт, композитор, художник. Цель данных занятий - воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию мы переходим только тогда, когда дети хорошо знают музыкальное произведение, глубоко прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. Рисование я провожу с помощью преподавателя по изобразительной деятельности, которая проводит так же предварительную работу по обучению детей рисованию, подбору красок и т.д.

    В начале, дети терялись, задавали вопросы: «А что рисовать?», «Какой краской рисовать?», «Я правильно рисую?». Они ждали от меня конкретного задания и постоянного контроля. Я предлагаю им нарисовать то, о чём рассказывает музыка, то настроение, которое передаёт музыка, как она звучит, какие краски могут передать настроение.

    В старшей группе не все дети могут выполнить данное задание, так как недостаточно сформированы художественные навыки, есть дети, которым не интересно выполнять такое задание, они не хотят или не могут фантазировать. Поэтому я начинаю привлекать их постепенно, начиная с простейшего. Например: «Нарисуй своё настроение», прослушав пьесу Кабалевского «Клоуны», прошу нарисовать двух клоунов, так же провожу занятия без включения рисования. Например: 

    -Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в музыкальный зал? Надеюсь, оно у вас хорошее, а может быть, даже весёлое. Как вы думаете, музыка может передать весёлое настроение? (Ответы детей.) Раз у вас сегодня хорошее, весёлое настроение, то и звучать в начале нашего занятия должна музыка с таким же настроением.

    Я сыграю музыкальное произведение, а вы с помощью танцевальных движений постарайтесь рассказать о своём настроении.

    («Полька» муз.Абелян)

    Слышится музыка.

    Музыка зовёт нас в этот красивый волшебный домик. Кто в нём живёт? Давайте постучимся в дверку! Никого в домике нет!

    (появляется кошка)

    Почему ты грустная?

    - Ребята, хотите послушать историю, которую поможет мне рассказать музыка? Присаживайтесь на ковёр!

    Исполняется пьеса А Гречанинова «Котик заболел

    - Какое настроение у этой музыки? (Грустное, жалобное.) Правильно! Называется эта пьеса «Котик заболел». Может быть, у котика сломана лапка, как у нашей киски? Давайте её пожалеем! (Дети жалеют киску, гладят её, говорят утешительные и ласковые слова.) Смотрите, наша киска повеселела, значит, лапка у неё больше не болит! (Предлагает детям снять с лапки повязку.)

    - А сейчас другая музыка расскажет о настроении котика.

    Исполняется  пьеса А. Гречанинова «Котик выздоровел»

    - А у этой музыки какое настроение? О чём она нам рассказала? (Музыка весёлая, радостная, наверное, у котика лапка зажила.)

    Наша киска и котик из пьес композитора Гречанинова приглашают вас поиграть. Но сначала давайте вспомним: как любят котята играть? (Котята любят бегать, прыгать, за верёвочкой охотиться, бабочек ловить, мышей пугать и т. д.) Ну что же, вы хорошо знаете повадки этих животных! Я думаю, вам нетрудно будет превратиться в маленьких шаловливых котят.

    Дети под музыку изображают разные действия котят.

    Пьесы для фортепиано рассказали нам историю котика: как он грустил, когда болел, как повеселел, когда выздоровел. Разное настроение хорошо передаёт и песня. Вы ведь знаете такие песни? (Ответы детей?) Прежде, чем их спеть, позовём песенку-помощницу.

    Затем исполняем песни..

    В заключении, кошка дарит детям подарки, волшебные клубочки, с которыми они танцуют и играют.

    Наше занятие подошло к концу. Вы пришли сегодня с хорошим настроением в музыкальный зал. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день! (Я предлагаю в группе нарисовать котят и обсуждаем их на следующем занятии).

    Постепенно я подвожу детей к тому, что музыку можно не только изобразить, исполнить, но ещё и нарисовать.

    Дети быстро начинают понимать, что между настроением музыки и цветом есть эмоциональная связь.

    Дети заходят в музыкальный зал, который предварительно поделён на зоны:

     1 стулья;

    2 танцевальная;

    3 столы с красками.

    Дети заходят в зал и начинают «обживаться», ходят по залу и рассматривают.

    Я начинаю рассказ с того, что далеко – далеко, за хрустальными горами, изумрудными морями находится волшебная страна музыкальных красок.

    -Как вы думаете, почему она так называется

    -Потому что в ней рисуют музыку. А хотели бы вы попасть в эту удивительную страну? Тогда не забудьте взять с собой, дружбу и хорошее настроение.

    Затем мы слушаем музыку, сидя на стульях , обсуждаем, характеризуем средства музыкальной выразительности, обсуждаем образ и затем переходим непосредственно к рисованию. 

    Цель: выявить влияние музыки на образное мышление и творческое воображение.

    Задачи: развивать воображение и образно мышление;

    Учить передавать музыкальные образы в рисунках;

    Развивать слуховое внимание;

    Воспитывать интерес и любовь к  музыке.

    Задание: Передать музыкальные образы в рисунках.

    Что изображает и выражает музыка?

    Детям предлагается прослушать пьесу весёлого, лёгкого характера с образами лесной природы Й. Гайдн «Менуэт». Затем дети пробуют выразить особенности музыки и своё отношение к ней с помощью рисования на мокром листе бумаги.

    Анализ: Время проведения не ограничивалось одним занятием, но ребята успевали закончить работу за 30-35 минут.

    Название произведения детям не сообщалось. После первого прослушивания музыкальный руководитель просит выразить словами своё отношение к услышанной музыке. С каждым подобным занятием (где дети рисовали музыку), содержание ответов становится более развёрнутым и глубоким.

    После речевых ответов дети рисовали по мокрому листу то, что они смогли услышать в музыке.

    Дети использовали разные краски, в том числе и тёмные (коричневые, мёрные). Не сразу смогли выделить музыкальный образ.

    На подобном другом занятии, дети выражали своё отношение к произведению противоположного характера: П. И. Чайковский «Старинная французская песенка» или М. П. Мусоргский «Слеза».

    Содержание ответов и рисунков менялось. Например: «грустно», «музыка печальная», «хочется плакать» или ответы: «Осенним, хмурым днём я сижу и смотрю в окно, на улице плохая погода. Мне грустно»; «У меня пропала собака, я вспоминаю её, и мне хочется плакать».

    В рисунках преобладают тона: тёмно-синий, серый, коричневый, чёрный, фиолетовый.

    Вывод: После проведения подобных занятий по восприятию музыки, можно сделать вывод о том, что музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на образное мышление и творческое воображение детей. Эти занятия способствуют так же развитию речи, эмоционально-чувственной сферы и других познавательных функций.

    Ещё пример занятия в старшей группе.

    Цель: закрепить понятие лад: мажор и минор.

    Задача: учить детей определять на слух лад в музыке;

    Материалы: краски, карандаши, шаблонные листы с изображением не разукрашенных зонтиков.

    Музыкальный материал: 1. П. И. Чайковский «Грустная песенка и «Ноктюрн».

    2. И. С. Бах «Шутка» или В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада».

    Задание: Детям предлагается разукрасить два забытых зонтика. Их оставили два знакомых сеньора.

    • Помогите раскрасить зонтики. Только я не помню, кто приходил первым?
    • Послушайте внимательно музыку и подумайте, кто же был первым гостем?
    • Далее дети объясняют свои ответы. Потом звучит второе произведение - мажорное. Дети готовятся к разукрашиванию.

    Работы различались по количеству использованных цветов. Кто-то выбрал 2 цвета - жёлтый или красный для мажорного зонтика и зелёный или синий – для минорного зонтика.

    Другие использовали несколько цветов, т.е. зонтики получились разноцветные. И в данной работе сразу видно, что при закрашивании первого зонтика использовались такие же тона, что и при закрашивании второго. То есть не было ещё конкретного сопоставления музыки и цвета. Если смотреть на подобные рисунки, трудно понять отличия мажорной и минорной музыки, так как в цвете это не отражалось.

    Здесь так же можно говорить о недостаточно развитом внимании детей и воображении, о том, что это новая форма работы на музыкальном занятии и они ещё к ней не привыкли.

    Несмотря на это, эмоциональное восхищение от своей деятельности дети получили. Им было интересно сравнивать свои работы с другими.

    Анализ результатов по развитию музыкального восприятия дошкольников дает основание считать, что разработанная и реализованная мною работа оказалась эффективной. Проведенные занятия, оказали положительное влияние на музыкальное восприятия старших дошкольников. Используемые игры и упражнения были направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы детей.

             Если в начале показатели развития музыкального восприятия были не высоки, так как многие дети только при помощи педагога называли средства музыкальной выразительности, слышали наиболее ярко выраженные (темп, динамика). Мелодическую линию выделяли после нескольких прослушиваний и показов педагога, связывали с развитием образа лишь некоторые выразительные средства, затруднялись в их определении. Не слышали тембровые звучания, оттенки настроений, направление мелодии, ее выразительные особенности; затруднялись с определением настроения и характера пьесы или отвечали односложно. При определении характера музыки опирались на какое-то одно выразительное средство. Не могли сравнить пьесы между собой. Недостаточно понимали развитие музыкального образа и не могли показать это словом, движением, мимикой, цветом, в продуктивной деятельности были пассивны.

    То к концу подготовительной группы ситуация изменилась: при восприятии музыкального художественного образа у детей появилась ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности — мелодию и составляющие, ее интонации. Дети легко определяют настроение и характер пьесы, могут охарактеризовать его содержание, могут уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы между собой. Самостоятельно и выразительно передают характер и особенности мелодии в продуктивной деятельности.

    Повысился так же уровень эмоциональной отзывчивости. Если в начале ребенок недостаточно понимал процесс развития пьесы, с помощью педагога различал нюансы в изменении настроения музыкального образа, в продуктивной деятельности опирался на показ. Некоторые дети мало интересовались музыкой, равнодушно слушали или постоянно отвлекались. Эмоционально откликались на музыку выборочно, внимание неустойчиво. Характеристики односложны, речь маловыразительна. При передаче эмоционального состояния мимика и движения однообразны.

    То к концу подготовительной группы ребята стали более эмоционально отзываться на музыку разного характера, слушать внимательно, не отвлекаясь. Образно, эмоционально рассказывать о музыке или передавать характер в движении, мимике, голосом.

    Так же положительной оказалась динамика развития музыкальных способностей детей.

    Глядя на результаты диагностики, можно увидеть, что показатели к концу года гораздо улучшились. Дети стали более раскрепощёнными, эмоционально отзывчивыми. У детей расширился «Словарь эмоций», высказывания о музыке, о её характере стали более полными, более осознанными. В исполнительской деятельности дети стали проявлять творческую инициативу, стали выразительными, активными и яркими. 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

        Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

    Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Этот материал был разработан по теме самообразования....

    развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

    СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

    "Развитие метрометрического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

    Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна. Обучая детей игре на детских музыкальных инстр...

    Мастер-класс "Игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

    Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

    Опыт работы по теме: "Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

    Рецензия на опыт работы Светланы Николаевны Жуковой, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад № 10 КВ»г.Богородицка по теме: «Певческая деятельность как средство развити...


     

    Комментарии

    Лена, здравствуйте! Очень понравилась ваша методическая разработка!