Развитие социальных способностей
материал по теме

Трофименко Людмила Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_socialnyh_sposobnostey.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 311 комбинированного вида» Московского района города Казани

«Развитие социальных способностей»

Cообщение   на методическом объединении  для воспитателей Московского района г.Казани

Воспитатель  Трофименко Л.И.

2009

Развитие социальных способностей предполагает развитие у детей умение воспринимать другого человека. Чтобы обрести уверенность в общении, ребенок должен научиться понимать внутренний мир других людей.

Первый шаг к пониманию это сближение, объединение, возникающее на эмоциональной основе. Нужно помочь ребенку установить эмоциональный контакт со сверстниками, пережить единство с другими. На основе эмоционального сближения происходит дальнейший психический обмен: люди заражают друг друга своими чувствами. Если ребенок эмоционально сближается со сверстниками, вид чужого горя и его настроит на грустный лад. Чужая радость отзовется и в нем. Если нет эмоциональной близости и единства, ребенок будет смеяться над чужим горем, несчастьем, а чужая радость будет его раздражать. Это только прибавит ему трудностей в понимании своих отношений с другими людьми.

За эмоциональным обменом легко устанавливается интеллектуальный обмен, становятся возможным понимание речи и мысли собеседника, равноправный обмен мнениями. Так постепенно создается единство в действиях. Открываясь в общении, доверяя сверстникам, ребенок начинает доверять и себе.

Задача педагога – помочь детям установить эмоциональную близость, получить переживание единства и доверия друг другу. Способность эмоциональной отзывчивости присуща нам изначально. Одно уже присутствие людей влияет на нас, делает нас эмоционально чуткими. У нас возникает стремление объединиться с другими людьми, или, наоборот, уйти от них. Дети легче идут на сближение, легче сходятся, скорее привязываются к другим людям. В период перехода от раннего возраста к дошкольному возрасту у ребенка возникают особые формы сопереживания, сочувствия другим людям, ради которых он и действует. У ребенка появляется способность откликнуться на эмоциональное состояние другого человека. Это делает возможным «войти» в жизненную ситуацию другого.

Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии эмоциональной отзывчивости.

Еще одна задача в работе с неуверенными детьми – помочь им преодолеть эмоциональную замкнутость, развить эмоциональную отзывчивость. Это можно сделать посредством развития эмоциональной активности ребенка, пробуждения живого интереса к общению со сверстниками. Эмоциональная активность поддерживается потоком чувств и может достигать необычайного напряжения, если чувство сильное.

Эмоциональное усвоение детьми социального опыта, в основе которого эмоциональное переживание – главная задача. Для этого нужно создать на занятиях атмосферу, способствующую возникновению общности эмоциональных переживаний и взаимной симпатии между детьми.

Проникновение во внутренний мир другого человека возможно только при живом взаимодействии с ним. В краткие моменты прямого контакта с другими людьми происходит социальный рост ребенка, изменение его личности. Прямой контакт - это встреча лицом к лицу, взгляд – глаза в глаза, прикосновение, улыбка. Для каждого из нас очень важны глаза другого человека. Смотреть в глаза человеку, который отвечает на взгляд, - особый опыт, вызывающий эмоциональные реакции.

Телесный контакт, нежность необходимы для эмоционального благополучия. В такие моменты можно интенсивно пережить близость с другим человеком, прямую и глубокую связь с ним. Однако неуверенные дети чувствуют себя неуютно от прямых взглядов, редко смотрят в глаза друг другу, сторонятся прикосновений, что усиливает их эмоциональные проблемы.

Необходимо помочь ребенку приобрести невербальный опыт взаимодействий с другими детьми, получить положительный опыт перцептивных контактов.

Мы ежедневно и, вероятно, каждый из вас на каждом занятии постепенно сближаем детей друг с другом, опираясь на врожденный механизм познания – подражания. Пробуждая интерес детей, их эмоциональные реакции, подводим их к совместному повторению движений и действий, а ритм усиливает ощущения единства. Создаем условия для установления детьми разных видов эмоционального контакта: от взгляда, улыбки – к контакту глаз, от прикосновения – к более тесному тактильному контакту.

Занятия включают три части:

В первой части занятия – введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей. Эффективность занятия зависит от того, захвачены ли дети эмоционально, установится ли контакт между педагогом и детьми.

Во второй части – игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку, и направленные на реализацию задач занятия. Игровых ситуаций должно быть не более трех.

В заключительной части закрепляем полученные детьми переживания, помогая им выразить свое эмоциональное состояние в совместной художественной деятельности, в рисунке, в музыке, в танце, в песне и т.д.

В конце занятия, или сразу же после него, подводим итоги: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы поиграть в свободное время, приятно ли было общаться с другими детьми, удалось ли достичь согласия в игре. Расспрашиваем детей о переживаниях, настроении на занятии, даем возможность каждому высказаться, не принуждая при этом к ответу. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.

Перейти к другой деятельности помогает прощание, когда дети собираются в круг, берутся за руки, подходят в центр круга и соединяют руки вместе, смотрят друг другу в глаза.

На занятиях используем коммуникативные, интерактивные, ритмические, психогимнастические игры и упражнения на развитие социальной перцепции. Все они построены с учетом механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее – к внутреннему, через движение -  к чувствам, через фантазию – к переживаниям. Необходимо вызвать чувства у детей и дать им возможность выразить чувства в действии. Игры усложняются от занятия к занятию, дети могут действовать самостоятельно. Правила игр на взаимодействии такие как: «Солнышко», «Ветерок», «Пробуждение» помогают детям преодолевать психологические барьеры, раскрепощают, эмоционально сближают их.

Жесты близости, соответствие позе другого, единый ритм движений основаны на подражании.

На занятиях используем также русские народные игры. В них любимые детьми диалогичность и динамика, четкий ритм и эффективная предметность изображения (повязки, ободки, накидка, камешки, «копытце» и др.).

Сюжеты игр «Олень – Золотые рога», «Ящер», «Веночек», «Березовые ворота» восходят к древним обрядовым играм. В них несметное богатство русского духа, высокая, умная, незанудливая школа приготовления к жизни, введение в мир отношений между людьми.

Тексты игр разучиваем до занятий.

Дети учатся в игре соотносить интонацию, ритмику, ритм жеста, эмоциональность образа согласовывать внешние действия и заключенный в нем внутренний смысл.

На ведущие роли в играх («Олень», «Береза», «Ящер») выбираем неуверенных детей. Сюжет увлекает ребенка, он раскрепощается становится активным, вырастает в собственных глазах, приобретает опыт поведения в ситуации, когда он в центре внимания.

Игры с камешками «Олень – Золотые рога» или «Птички и птенчики» побуждают детей быть внимательными, восприимчивыми к другим детям.

Важно быть доброжелательными к детям, одобрять, поддерживать их, внушать веру в успех, и в случае затруднения обязательно помочь ребенку, избегать всяческих сравнений, оценок, принуждений.

Игры «Пройди по мостику», «Улыбка», «Приветствие зверей» способствуют установлению перцептивного контакта, развивают умение чувствовать других детей.

Игры диалоги «Олень», «Сторожа и мыши» или игры –инсценировки побуждают детей вступить в контакт друг с другом, вместе согласованно действовать, вести диалог, проявлять активность и уверенность в действиях.

Желательно во всех играх создать условия для контактов между детьми, которые мало общаются между собой в повседневной жизни. Необходимо учитывать индивидуальные особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка, характеристику его личности, темперамент, сформированность умений в разных видах деятельности и их предпочтения ребенком, способность и склонность к той или иной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников как фактор социальной адаптации.

Опыт работы ДОУ по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников как фактора социальной адаптации...

Сотрудничество учителя-дефектолога с семьей в развитии коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

из опыта работыСемья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации. Учиться жить по законам общества.Формирование коммуникативных спо...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...