Весеннее развлечение "Ярмарка на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Васюкович Марина Емельяновна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к праздничной культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Ярмарка  на Руси»  весеннее развлечение

Музыкальный зал оформлен в виде ярмарочной площади: на стенах висят рушники, посадские и оренбургские платки. Вдоль стен стоят столы, на них лежат «товары» из Гжели, Хохломы, Дымки, Городца…  Стоят самовары с сушками и т.д. Продавцы за столами. Все участники ярмарки - в русских народных костюмах.

Под русскую народную музыку входит ведущий и ребенок:

ВЕДУЩИЙ:

Здравствуйте, люди добрые, гости званые,

 Гости желанные!

Проходите, садитесь,

Да друг - другу улыбнитесь!

 РЕБЕНОК:

                            Приглашаем, бьем челом,

Всех на ярмарку зовем!

Наши чудо- мастера

Ждут гостей с утра!

ВЕДУЩИЙ:

                            Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ!

Дети, взявшись за руки, «змейкой» заходят в зал, исполняя песню

   « Ярмарка»   («Музыкальный руководитель» № 4. 2004.

ВЕДУЩИЙ:

 Вот мы и приехали на многоцветную и шумную ярмарку. Бойко кричат торговцы, зазывая купить товары в своих лавках. А товаров, бесчисленное множество, они привезли из разных уголков матушки-России. Посмотри умельцы из деревни Филимоново, что в Тульской области, привезли на ярмарку свои игрушки. Медведь-музыкант (показывает глиняную игрушку), пришел на ярмарку народ повеселить, песен попеть, бочку меда купить. А вот дама с кавалером (показывает другую игрушку) по ярмарке прогуливаются, на народ смотрят да себя показывают. Посмотрите, барышня утушку под мышкой крепко держит (показывает глиняную миниатюру), чтобы та не вырвалась и не убежала. Оттого утка так и кричит (педагог играет на свистульке утке).

А вот жостовские подносы, их привезли из-под Москвы. Они на ярмарке всегда имеют успех. На черном фоне (педагог показывает детям поднос) расцветают яркие и красивые букеты цветов, а золотой ажурный орнамент на бортах подноса делает ожившие розы, тюльпаны и другие цветы просто волшебными

Матушка-Россия всегда умельцами славилась. Простой кусочек глины у мастера превращался в красивую музыкальную игрушку С помощью кисточки и красок на подносе или на другом предмете могла появиться сказочная цветочная поляна. Можно здесь купить доброго коня или корову, одежду, утварь домашнюю, игрушки, еду и многое другое. То там, то здесь слышны зазывные крики уличных торговцев.

дети – коробейники ,  расхваливают и предлагают свои товары, идет торговля:

1. Тары-бары-растабары,

    есть хорошие товары!

    Не товар, а сущий клад —

     разбирайте нарасхват!

2.    Подходи, дружок Вавила!

Заходи сюда, Матрена,

набивай карман, Ерема!

3. Худым и толстым,

    служащим и безработным,

    Лысым и волосатым,

    кудреватым и бородатым,

все        Всё сегодня продаем —

               Чуть не даром отдаем!

               Всё недорого, всем без очереди!

девочка         

                                 Налетайте! Покупайте!

                                     Посмотрите — это Гжель,

                                     Не из дальних земель!

  Край фарфорового чуда,

  А вокруг него леса.

  Синеглазая посуда —

  Вазы, чайники и блюда

  Как река! Как небеса!

мальчик:

Подходите, подходите,

На товары поглядите!

Привезли издалека,

мы не ситец, не шелка,

И не кольца, и не брошки,

Расписные чудо- ложки!

До чего ж товар хорош,

Тут уж мимо не пройдешь! (стучит ложками).

 К нему подходят мальчики, как бы покупая товар и  исполняют 

танец с ложками  (по выбору муз. руководителя)   

     

Выходит девочка с матрешками:

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки!

Ложки деревянные, матрешечки румяные!

Матрешка расписная, украсила весь свет,

Одежкой похваляется — ей сносу нет!

Матрешка открывается — другая появляется! (Уходит к столам)

Ребенок- коробейник  с платками:

                                  Платочки шелковые —

Алые, голубые, лиловые!

А вот платки расписные, посадские,

Можно сказать, даже царские!

Девочки исполняют танец с павлопосадскими платками.

Ребенок- коробейник с сушками, баранками:

Покупайте калачи,

только что из печи,

бублики пудовые,

 баранки медовые.

 Налетайте, да не напирайте!

Пряники медовые!

Купите! Купите!

 Хвалил еще Афанасий Никитин!

Зубы есть - грызи,

А нет - соседа попроси!

 2 мальчика с воздушными шарами на палке :

А вот шарики-сударики,

Красные, голубые-

выбирай любые!

Детям на утеху,

взрослым для смеху!

Ставят палки с шарами на заранее приготовленные стойки по углам зала .

ВЕДУЩИЙ:

Это всем давным-давно признать пора —

 Всюду русские в почете мастера!

 Наш свободный, удивительный народ,

Он веками чудо-сказку создает!

И хоть сказкой никого не удивишь,

Знает Палех наш и Лондон, и Париж!

ВЕДУЩИЙ:

А какая же ярмарка без веселого Петрушки,

у него колпак на макушке,

из него фонтаном слова,

у него затей полная голова!

 под р.н.м. появляется Петрушкин театр ( круговая ширма, прикреплена к поясу взрослого человека, руки находятся внутри ширмы, чтобы управлять куклами)

На передвижной ширме появляется Петрушка:

ПЕТРУШКА:

 Я Петрушка –

Веселая игрушка!

Ноги дубовые,

Кудри шелковые,

Сам хожу –брожу, шевелюсь.

Никого в мире не боюсь.

Доброго здравия вам, ребята (кланяется), здравствуйте!

(Дети отвечают)

Сколько ребят собралось — умных да смышленых. Сейчас я вам загадки загадаю про товары, что на ярмарку купцы привез ли. А кто правильно отгадает, тот получит конфету!

               1. Красная девица  росла в темнице,

Люди в руки брали - косы отрывали. (Морковь).

2. Стоит Антошка на одной ножке.

Кто ни пройдёт - всяк поклонится! (Гриб).

               3. Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар).

4 . Нашел я шар, разбил его,

    Увидел золото и серебро. (Яйцо).

5. Сидит дед

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Слезы проливает. (Лук).

7 Не ездок, а со шпорами,

   Не сторож, а будит. (Петух).

Петрушка: 

Все вы загадки отгадали, уважили Петрушку. А это кто к нам явился, такой важный и

серьезный? (в другой руке появляется кукла купец).

Купец: Я купец, в торговых делах удалец.

Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать.

Петрушка: Воровать?

Купец: Да не воровать, а торговать.

Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду

Купец: Ладно, пировать, так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.

Купец: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: Да не гонял я голубей.

Купец: Не смеши, Петрушка, людей.

Петрушка: Просишь меня, побей? С удовольствием.

(Петрушка берет палку и бьет купца и приговаривает)

Пей, купец, чай,

Головой не качай,

Над деньгами не трясись,

А с Петрушкою делись. (Купец убегает).

Петрушка: 

Ой, что-то я устал. Потешьте меня ребята. Спойте песню и сыграйте с усердием на музыкальных инструментах.

 (Петрушка хлопает в ладоши и дирижирует юными музыкантами).

Дети поютр.н.п. «Долговязый журавель», и подыгрывают себе на шумовых народных инструментах.

Петрушка: 

Шутки, прибаутки, веселье!

Приглашаю кататься на карусели!

Дети играют в игру «Карусель»  («Музыкальная палитра» № 4. 2005. Стр. 17)

Через зал идет Ваня(ребенок), играя на дудочке. Поворачиваясь в разные стороны, он как бы созывает ребят, за ним входит Кострома(взрослый)

Ведущий:

А ну, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я веду!

Дети:

Ой, да это же Кострома!

Дети заводят хороводную игру «Кострома».

 После песни дети разбегаются, Кострома их ловит . Дети убегают на стульчики.

Ведущий:              

 Ох и развеселый вы народ,

Становитесь снова в хоровод,

Будем в «селезня »играть,

Крепко- крепко целовать.

хороводная игра «Селезень»  («Музыкальный руководитель» № 5. 2007)

сюрпризный момент с ростовой куклой —дедом Егором..

звучит плясовая музыка, в зал, пританцовывая, исполняя частушку, входит дед Егор.

Дед:       Не мало ли вас? Не надобно ль нас?

Дети:       Надо! Надо! Заходи, дед Егор!

дед.         Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.

Ведущий А чой-то ты так нарядился?

                   Да ты поглянь, какой он красивый!

Ведущий (подшучивая).

                 Наряди пень, и он красив будет!

А ну- ка, ребятки, вставайте вокруг деда Егора, да расскажем все про него.

Исполняется шуточная песня -игра «Как у дедушки Егора»

Дед              За такое веселье — наше вам почтенье!

                      И ждет вас вкусное угощенье!

Угощает детей конфетами.

Ведущий                        

Мы на ярмарке веселой побывали,

Тары -бары- растабары,

Раскупили все товары!

А теперь, честной народ, вставайте на прощальный хоровод!

Все танцуют р.н. танец  «Масленица»  (на выбор музыкального руководителя)

По окончании танца, дети встают полукругом, лицом к  гостям.

ведущий

Вот настал момент прощанья, говорим всем:

Дети:   «До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси

Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...

БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»

Беседа про народные игры и игрушки...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ ХРИСТИАНСКОЙ ( Конспект НОД, ОО «Познание», подготовительная к школе группа)

ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ  ХРИСТИАНСКОЙ( Конспект НОД, ОО «Познание»,  подготовительная к школе  группа)...

Презентация "Весенние праздники на Руси"

Знакомство с традициями и обычаями празднования весенних праздников на Руси...