Cоциализация общения-как один из важнейших компонентов вхождения ребенка в общество
материал на тему
В данной работе представлены условия и истоки успешной социализации ребенка дошкольника,актуальность тесного взаимодействия семьи с ДОУ.Представлены основные направления,по которым должен работать педагог и родители c целью успешной социальной адаптации ребенка дошкольного возраста. А также разработаны рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того ,как научится говорить. Человек-существо социальное ,его прогресс зависит не только от биологических, а прежде всего от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлимой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность.
По мнению многих ученых (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн и др.) первые годы жизни -это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе ,образуются устойчивые формы личностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Условия и истоки успешной социализации кроются в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. ДОУ должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного пребывания ребенка в ДОУ, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение. На основе этого способствовать развитию творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.
Для нормального и полноценного развития ребенка с самого его рождения , важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка, в познании и освоении им окружающего мира.
Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, сознание. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение. В сфере общения происходит расширение круга общения, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания - формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
Для полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно наличия других детей и игрушек. Опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной прибавки к социальному развитию ребенка. Так как было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в условиях дефицита общения со взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны, однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которое может осуществить воспитатель детского сада.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры. Организованная совместная игра может способствовать не только развитию их содержательного общения, но и адаптации дошкольников в детском саду. Инициативу и предложения взрослого ребенок чаще всего поддерживает. Старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, ребенок скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться, выражать обиду, фантазировать. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания ,настроение, требования. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать как надо, cлушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
Таким образом, переход детей к субъективному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку открыть сверстника.
Под воздействием взрослого в атмосфере любви и ласки у ребенка формируются личностные качества, необходимые для жизни в социуме: чуткость, доброта, отзывчивость, сострадание, желание помогать другим людям, оберегать окружающий мир.
Социализация раскрывает механизм становления человека, процесс усвоения малышом жизненного опыта, приобретения моральных норм и качеств.
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.
- Необходимо претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость)
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того, чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними.
-«Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
-«Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д.
-Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. Активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
-«Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
-Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающей общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:
-Проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи , независимо от конкретных проблем;
-предоставление родителям письменного материала об их детях;
-предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;
-оформление доски объявлений для родителей;
-организация «родительских дней» с целью показать , как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ.
Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:
-организация совместного досуга;
-организация видеосъемки занятий, праздников;
-сбор материала для детских нужд;
-помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций.
В рамках психологической поддержки семьи возможна реализация следующих направлений:
-психодиагностика
- психопрофилактика
- психокоррекция
Воспитатель избирательно работает с теми детьми и их родителями, у которых замечены затруднения в общении, замкнутость, повышенный агрессивный фон во взаимодействии.
Список литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология-М. Аспект Пресс, 1996.
2.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М,2001.
3.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ,1990.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М: Просвещение,1968.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология- M: Педагогика-Пресс, 1996.
6.Детский сад и семья/ Под .ред. Т.А. Марковой.- М,1986
7.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.-М,2002.
8.Кон И.С. Ребенок и общество.- М: Академия,2003.
9.Зверева О.Л, Кротова А.Н. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект -М.: ТЦ Сфера,2005.
10.Лисина М.И. Общение и психика ребенка/ Под ред. Рузской А.Г.- М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье-один из важнейших компонентов человеческого счастья
"Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий ус...

Консультация "Зарядка как один из важных компонентов двигательной активности"
Утренняя зарядка помогает "разбудить" организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать рабоу внутренних органов и органов чувств. У детей вырабатывается привычка и потребность каждый ...

Сообщение "Документация, как один из важных компонентов эффективного взаимодействия всех специалистов ДОУ"
Региональный семинар "Эффективное взаимодействие всех специалистов дошкольной организации комбинированного вида в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" 2017 год....
"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
laquo;Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».АристотельВажным условием всестороннего развития и воспитания являет...

Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....

Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»
Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья...

Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка
Зарядка является одним из средств укрепления здоровья детей. Однако зачастую повторение одних и тех же упражнений делает это занятие скучным для дошкольников. Современный подход к...
