Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка
материал
Зарядка является одним из средств укрепления здоровья детей. Однако зачастую повторение одних и тех же упражнений делает это занятие скучным для дошкольников. Современный подход к организации зарядки с детьми в ДОО и семье, основным элементом которой является музыка, позволяет ежедневно укреплять их здоровье и дарить массу положительных эмоций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 134 КБ |
Предварительный просмотр:
xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"
xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"
xmlns:m=";
xmlns=";>
href="Зарядка%20как%20один%20из%20важных%20компонентов%20режима%20двигательной%20активности%20ребенка.;>
href="Зарядка%20как%20один%20из%20важных%20компонентов%20режима%20двигательной%20активности%20ребенка.;>
href="Зарядка%20как%20один%20из%20важных%20компонентов%20режима%20двигательной%20активности%20ребенка.;>
как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка Зарядка является одним из средств укрепления здоровья детей. Однако зачастую повторение одних и тех же упражнений делает это занятие скучным для дошкольников. Современный подход к организации зарядки с детьми в ДОО и семье, основным элементом которой является музыка, позволяет ежедневно укреплять их здоровье и дарить массу положительных эмоций. Упражнение с мячом Движение — это жизнь! Движение во взаимодействии с музыкой — это огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности. Среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, особое значение имеет двигательная активность (далее — ДА). Она выступает в качестве естественной потребности в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Известно, что современные дети старшего дошкольного возраста недополучают необходимый объем ДА в связи с увеличением продолжительности непосредственно образовательной деятельности, игр с преобладанием статических поз, а также возрастающим интересом к просмотру телепередач, видеозаписей, компьютерным играм и т. д. В связи с этим у дошкольников формируются вредные привычки малоподвижного образа жизни. В режиме малой подвижности (при гиподинамии) у детей происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Поэтому необходимо обратить особое внимание на обеспечение детей рациональным (оптимальным) уровнем ДА в условиях детского сада и семьи, создать для этого атмосферу эмоциональной поддержки. ФГОС ДО организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами class=GramE>( в т. ч. с песком и водой); • двигательную активность, в т. ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от № 1155 (далее — ФГОС ДО), определяет, что одним из важных условий для создания социальной ситуации развития детей старшего дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы в различных видах и формах двигательной активности. Для этого родителям и педагогам необходимо позаботиться о создании физкультурно-игровой среды в условиях ДОО и семьи. Одним из важных компонентов режима ДА ребенка является зарядка, которая оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности (уровень сформированности памяти, мышления, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы). Старшие дошкольники обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии: mso-list:l5 level1 lfo1;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>формирования положительного отношения к зарядке; mso-list:l5 level1 lfo1;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>наличия умения решать последовательно двигательные задачи под музыку без помощи взрослого; mso-list:l5 level1 lfo1;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>реализации задуманного ребенком и получения положительного результата, адекватного поставленной цели. Самостоятельность старшего дошкольника — это стремление и способность настойчиво выполнять разные двигательные задания и упражнения, мобилизуя имеющиеся опыт и знания, используя при этом различные поисковые действия. Педагогический опыт показал, что данные методические рекомендации и материалы комплекта «Зарядка с детьми 5–7 лет в детском саду и дома» к парциальной программе « class=SpellE>ВеДеДо» помогают родителям и педагогам формировать у старших дошкольников способность выполнять предлагаемые комплексы зарядки. При этом важно, чтобы это происходило на основе единых требований со стороны ДОО и семьи и при желании самих детей. Среди задач, которые решаются в процессе взаимодействия педагогов ДОО с родителями: mso-list:l1 level1 lfo3;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>сплачивание родительского коллектива и установление доверительных отношений между семьями и педагогами ДОО; mso-list:l1 level1 lfo3;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни детей; mso-list:l1 level1 lfo3;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>обмен опытом семейного воспитания детей в области физической культуры и здоровья. Методические рекомендации, предлагаемые авторами парциальной программы «ВеДеДо», помогут в организации эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса, установлении партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединении усилий педагогов и родителей для физического развития детей. При использовании комплекта «Зарядка с детьми 5–7 лет в детском саду и дома» к парциальной программе «ВеДеДо» в условиях дошкольной образовательной организации создается атмосфера общности интересов педагогов и родителей, оказывается поддержка и взаимопомощь, обогащаются воспитательные умения родителей, поддерживается у них уверенность в собственных педагогических возможностях. Каждый из работников ДОО выполняет в этом процессе определенные функции href="/#/document/189/422633/F02/">2. Веселая зарядка дома с мамой "Times New Roman"'> Необходимо отметить, что class=highlighted>музыка является важным элементом зарядки и в данном случае носит доминирующий характер: mso-list:l4 level1 lfo4;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>определяет ритм и темп движений, выступает одним из факторов, стимулирующим движения; mso-list:l4 level1 lfo4;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>повышает эмоциональность и эффективность проведения зарядки в целом; mso-list:l4 level1 lfo4;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>в сочетании со словом (стихами, песнями) помогает детям быстрее запомнить последовательность движений и передать выразительность их характера; mso-list:l4 level1 lfo4;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>с четкой и ясной фразировкой вызывает у дошкольников хорошую моторную реакцию; mso-list:l4 level1 lfo4;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>темп музыкального произведения помогает выполнять упражнения качественно и с хорошей амплитудой; mso-list:l4 level1 lfo4;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>упражнения, проводимые в конце зарядки, сочетаются с музыкой для релаксации, естественными природными звуками, тематически связанными с разными сюжетами (шум морского прибоя, крики чаек и т. д.). Веселая зарядка в дошкольном подразделении «Колобок» style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> Предлагаемые комплексы упражнений и музыкальное сопровождение (детские песни, музыка и песни из любимых мультфильмов и кинофильмов, музыкальных сказок) доступны восприятию детей class=GramE>,т. к. учитывают их возрастные и индивидуальные особенности. Для выполнения комплекса зарядки родителям и педагогам следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Необходимо иметь на каждого ребенка: мяч, скакалку, гимнастическую палку (длина 75–80 см), обруч (диаметр 45–55 см), гантели (весом не более 0,5 кг), детский эспандер, гимнастический ролик, диск «Здоровье». Использование физкультурных пособий позволяет значительно разнообразить упражнения общеразвивающего воздействия (для разных групп мышц), повысить интерес дошкольников к комплексу зарядки. Они помогают ребенку выполнять движения более точно и укрепляют мышечный тонус. Упражнения с гимнастической палкой и обручем являются отличным средством для формирования осанки у детей и достижения ими пространственной точности движений. В процессе выполнения упражнений с гимнастической палкой фиксируется весь путь движения предмета. Это усиливает избирательное воздействие на отдельные группы мышц, позволяет точно дифференцировать мышечные усилия, развивать и совершенствовать координацию движений и гибкость. Важно обратить внимание на то, что упражнения с физкультурными пособиями, особенно с гимнастическими палками и мячами, требуют хорошей организации и дисциплины. В комплексы зарядки рекомендуется включать тренажеры простейшего типа. К ним относятся: mso-list:l6 level1 lfo5;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>детские эспандеры: для развития мышц плечевого пояса; mso-list:l6 level1 lfo5;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>диски «Здоровье»: для укрепления мышц туловища и ног, тренировки вестибулярного аппарата; mso-list:l6 level1 lfo5;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>гантели, гири: для укрепления мышц рук и плечевого пояса; mso-list:l6 level1 lfo5;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>гимнастические ролики: для развития координационного аппарата. Для получения эффективного результата от зарядки с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи необходимо хорошо владеть методикой и особенностями ее проведения. Так, предлагаемый комплекс зарядки состоит из трех частей. Первая часть (I) включает разные виды ходьбы: mso-list:l3 level1 lfo6;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>обычным шагом; mso-list:l3 level1 lfo6;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>на носках; mso-list:l3 level1 lfo6;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>на пятках; mso-list:l3 level1 lfo6;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>приставными шагами; mso-list:l3 level1 lfo6;tab-stops:list #39;> style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>гимнастическим style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> и class=SpellE>скрестным шагами. Веселая зарядка в дошкольном подразделении «Колобок» Темп ходьбы может меняться. В большинстве случаев она постепенно переходит в бег или в бег с подскоками. Временной интервал непрерывного бега для детей 5–6 лет составляет от 1,5 до 2 мин (в конце года). Заканчивается первая часть спокойной ходьбой в течение 30 сек. Продолжительность первой части — 3 мин. Вторая часть (II) включает упражнения для разных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног), способствующие развитию координации движений, умения владеть положением своего тела. Многие упражнения для разных групп мышц проводятся с различными пособиями и с помощью простейших тренажеров. Предлагаются упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса и рук, укрепление позвоночника и ног, грудной клетки и дыхательной мускулатуры. При выполнении упражнений, предназначенных для гибкости позвоночника и укрепления мышц спины, необходимо четко соблюдать правильное исходное положение. Исходные положения могут быть различные: стоя, сидя, лежа на животе, на спине, выпрямив или скрестив ноги. При наклонах не следует сгибать колени. Упражнения, способствующие укреплению мышц брюшного пресса, развивают мышцы ног и свода стопы. Они дают больший эффект, если во время их выполнения держать спину прямой, во время приседаний не отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени. Упражнения общеразвивающего воздействия направлены на поочередное включение в работу всех крупных групп мышц. Продолжительность второй части — не более 10 мин. Третья часть зарядки (III) представляет собой спокойную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений или упражнениями на релаксацию, ее продолжительность — 2 мин. Общая длительность зарядки для детей 5–7 лет составляет не более 15 мин. Учет данных методических рекомендаций позволит сделать зарядку занимательной, сформировать у дошкольников положительные эмоции. В качестве примера в приложении представлены некоторые комплексы зарядки с детьми 5–7 лет для проведения их в ДОО и домашних условиях. по использованию комплекта «Зарядка с детьми 5–7 лет в детском саду и дома» 1. Помните, что вы являетесь образцом для ребенка, поскольку дети учатся общаться, подражая действиям взрослого, слушая его. 2. Постепенно включайте в совместную деятельность все больше действий с различными пособиями, поддерживая тем самым эмоциональный контакт с ребенком. 3. Привлекайте других детей к выполнению предлагаемых комплексов зарядки. 4. Воспитывайте у ребенка привычку начинать день с зарядки. 5. Формируйте навык выполнения действий в определенной последовательности, закрепляя алгоритм их проведения. 6. Поддерживайте двигательную активность малоподвижных детей, предлагая разные комплексы зарядки. 7. Комплексы зарядки в условиях семьи можно проводить с детьми в удобное время (когда ребенок не посещает детский сад, в выходные дни, летний период: на даче, в деревне и т. д.). 8. Помните, что зарядка является одним из важных компонентов двигательного режима и благоприятно воздействует на психофизическое развитие и здоровье ребенка. зарядки с детьми 5–7 лет 1 I. Ходьба обычная, на носках, на пятках. Непрерывный бег — 1,5 мин. Бег с высоким подниманием колен. Ходьба. Выполняются под следующую песню3 class=highlighted>: Детский сад — веселый дом. Утром на зарядке На носочках мы идем И встаем на пятки. Припев: Мы и бегом, и ходьбой Занимаемся с тобой. На зарядке с бодрой песней Всем ребятам интересней! Закружили на ходу Расторопной змейкой. Друг идет, и я иду — Нас догнать сумей-ка! Припев. На зарядке есть режим, Правила не шутки. Мы прошлись — потом бежим Полторы минутки! Припев. II. Упражнения с мячом mso-list:l2 level1 lfo7;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>«Подбрось и поймай». И. п.: основная стойка, мяч в руках внизу. Подбрасывание мяча вверх, отбивание его об пол, ловля сначала двумя руками, потом одной рукой. mso-list:l2 level1 lfo7;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>«Прокати мяч вокруг себя». И. п.: стойка — ноги врозь, мяч в руках внизу. Наклоны вперед, прокатывание мяча вокруг правой, затем левой ноги. mso-list:l2 level1 lfo7;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>«Повернись с мячом». И. п.: стойка — ноги врозь, мяч в руках перед грудью. Повороты вправо, руки вперед. Принятие и. п. Затем то же — влево. mso-list:l2 level1 lfo7;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>«Потянемся». И. п.: основная стойка, мяч в руках перед грудью. Руки вперед, поднимание на носках. Принятие и. п. mso-list:l2 level1 lfo7;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>«Спрятались». И. п.: основная стойка, мяч на полу. Приседание около мяча, выполнение группировки (обхват коленей руками с опусканием головы). Принятие и. п. mso-list:l2 level1 lfo7;tab-stops:list #39;> "Times New Roman"'>«Прыгай как мячик». И. п.: основная стойка, мяч на полу. Прыжки вперед-назад через мяч: ноги вместе, ноги в стороны. Выполняются под следующую песню (приводится отрывок): На зарядке не зевай, Девочка и мальчик! Ты подбрось-ка и поймай Разноцветный мячик! Припев: Скачут детки-мячики, Как лесные зайчики! Мячик тоже словно зайка, Догони его, поймай-ка! Подойду скорей к мячу Утром на зарядке. Мячик я и прокачу, И сыграю в прятки! Припев. Ну-ка, ручками тянись, Вниз, наверх, в сторонку! Мячик скачет вверх и вниз Весело и звонко! III. 1. Дыхательное упражнение «Хочу быть большим». И. п.: основная стойка. Руки вверх, потягивание, поднимание на носки, глубокий вдох. Принятие и. п. с произнесением на выдохе ( у-х-х). 2. Произвольные упражнения на релаксацию. Выполняются под следующую песню: Скоро стану я большим, И ребята тоже. Подрастем — и совершим Много дел хороших. Сильным, крепким стать хочу, Вверх тянусь руками. Подрасту — и полечу Рядом с облаками. Припев: Вверх руками потянись, Вдох глубокий сразу. После — выдох! Руки вниз! «Ух!» — четыре раза! Вновь тянусь я в высоту. Выдох. Стойка прямо. Скоро я перерасту Дедушку и маму! Припев. 2 I. Ходьба обычная, с подниманием колен, сгибанием ног назад. Легкий бег — 1,5 мин. Ходьба с выполнением произвольных заданий. Выполняются под следующую песню: Утро. Солнышко. Подъем! Встали по порядку! Друг за другом мы идем, Началась зарядка! Припев: Знает каждый человек, Как нужны ходьба и бег! Вот кружок, еще кружок. Это весело, дружок! Я иду, и ты идешь Будто по дорожке. Путь немалый, ну и что ж! Укрепляем ножки! Припев. Ходим важно, не спешим, Как в лесу мишутки. А потом легко бежим Полторы минутки! Ты бежишь, и я бегу, Мы легкоатлеты. Мы бежим, как на лугу Разноцветным летом! Припев. Я иду, и ты идешь Шагом произвольным. Путь немалый, ну и что ж! Мы с тобой довольны! II. «Цапля» — упражнения для разных групп мышц 1. «Цапля машет крыльями». И. п.: основная стойка. Руки в стороны, несколько волнообразных движений руками со сгибанием и разгибанием локтей, медленное опускание рук через стороны. Руки в стороны, наклоны головой вперед, назад, вправо, влево. Волнообразные движения руками в быстром темпе. 2. «Цапля стоит на одной ноге». И. п.: основная стойка, руки на поясе. Поднимание согнутой в колене левой ноги с оттягиванием носка книзу. Принятие и. п. Затем — поднимание правой ноги. Волнообразные движения руками. Поднимание согнутой ноги с одновременным подниманием и опусканием через стороны слегка согнутых в локтях рук. 3. «Цапля достает лягушку». И. п.: стойка — ноги врозь, левая рука на поясе, правая внизу. Поднимание правой руки вперед со сгибанием кистей и пальцев наподобие клюва, затем — вверх, взгляд на нее. 2–3 пружинящих наклона с касанием пальцами правой руки носка левой ноги. Выполнение того же левой рукой. Ходьба. 4. «Цапля полетела». И. п.: стойка на одной ноге, вторая согнута и поднята вперед. Выполнение нескольких пружинящих полуприседаний поочередно на каждой ноге. Бег, руки в стороны — «махи крыльями». Выполняются под следующую песню: Очень весело, не так ли, Стало в группе нашей? Все ребята, словно цапли, Крылышками машут! Припев: И не трудно нам ни капли На одной ноге стоять! Не ребята мы, а цапли, Будем ножку поднимать! После песенки-припева Встали величаво. Мы крылом взмахнули левым, Помахали правым. Припев. Ходим-ходим по болоту, У лесных опушек. Знаем важную работу, Достаем лягушек. Припев. Ходим, лапками пружиним, Медленно взлетая. Что за чудо в небе синем? Это наша стая! Припев. III. Дыхательное упражнение «Задувание свечи» И. п.: стойка — ноги врозь. Свободный вдох, задержка дыхания, губы — «трубочкой», три коротких резких выдоха — «задувание свечи» с произнесением слогов ( фу-фу-фу). Во время упражнения — спина прямая. Выполняется под следующую песню: Интересно детям, взрослым — Вот, свечу нашли в шкафу! Разожгли ее, а после Задували: « Фу-фу-фу!» Воздух в щеки набираю, Я сегодня ветерок. Задуваю, задуваю — И задую огонек! Припев: Я сейчас сильней огня — Воздух в щечках у меня. Ох, свеча, свеча, свеча, Ты уж больно горяча! А теперь мы ветерками Осторожно будем дуть — Не гасить нам надо пламя, А немножко всколыхнуть. Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы свечку нам задуть. 3 I. Ходьба обычная, приставными шагами вперед, в стороны, назад, ходьба, постепенно переходящая в бег. Непрерывный бег — 1,5 мин. Ходьба. class=highlighted>Выполняются под следующую песню: С настроеньем и отвагой class=GramE> Марширует строй ребят. Приставным, обычным шагом Ходит прямо и назад. Припев: Я колени разомну, И ступни, и пятки. Крепнут ноги, ну и ну, От такой зарядки! А теперь у нас, ребятки, Полторы минуты бег! Кто подвижен на зарядке, Тот здоровый человек. Припев. Вот опять ходьба неспешна, Каждый в группе очень рад. И шагаем мы успешно, Словно вышли на парад! Припев. II. Упражнения без предметов «На лесной полянке» 1. «Руки вверх!». И. п.: основная стойка. Руки вперед ладонями внутрь, затем вверх, взгляд на них. Принятие и. п., выдох. 2. «Соберем цветы». И. п.: основная стойка. Наклон вперед, c касанием руками пола, вдох. Принятие и. п., выдох. 3. «Поищем цветы». И. п.: стойка — ноги врозь, руки на поясе. Повороты туловищем влево, вправо. Произвольные прыжки и бег. Выполняются под следующую песню: Встали дети спозаранку — Светит солнце с высоты. Поспешили на полянку — Собирать в букет цветы! Припев: Я зову тебя, дружок, Прогуляться на лужок. Там в траве растут цветы Небывалой красоты. Рвут и девочка, и мальчик За цветком другой цветок. Вот пушистый одуванчик, Рядом — хрупкий василек! Припев. Я хочу расти здоровым И гуляю на лугу. Этим запахом медовым Надышаться не могу! III. Упражнение на релаксацию «Цветок» Дети лежат на полу, руки и ноги расслаблены. Выполняются под следующую песню: Мы готовы к новой роли, Ты и я теперь цветки. Ляжем на пол, как на поле. Руки, ноги — лепестки. Припев: Мы поем: «Зарядка, здравствуй!» Все девчонки — это астры. Ну, а наши мальчики — Пестрые тюльпанчики». Пол, конечно, не диванчик, Но немножко полежу. Я цветочек-одуванчик, Нужен отдых малышу. Припев. Пусть немножко все ребятки Полежат и отдохнут. Передышка от зарядки Будет несколько минут.Зарядка
Согласно
Советы родителям
Приложение
Комплексы
Комплекс
Комплекс
Комплекс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Зарядка как один из важных компонентов двигательной активности"
Утренняя зарядка помогает "разбудить" организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать рабоу внутренних органов и органов чувств. У детей вырабатывается привычка и потребность каждый ...
"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
laquo;Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».АристотельВажным условием всестороннего развития и воспитания являет...

Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»
В данной работе представлен материал по организации зарядки с дошкольниками....

Консультация Зарядка - один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка.
Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние....

Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей
Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную си...

Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....

Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»
Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья...
