Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»
консультация

Васильева Альбина Борисовна

В данной работе представлен материал по организации зарядки с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zaryadka1.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Зарядка, как один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка»

Васильева Альбина Борисовна

МБДОУ «Детский сад №144»

Воспитатель

Движение – это жизнь! Движение во взаимодействии с музыкой - это огромная радость,

которая появляется от удовлетворения естественной потребности ребёнка в двигательной активности.

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:                                                            1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;           2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему;                         3) активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма;                                                                                                                4) стимулировать работу внутренних органов и органов чувств;                          5) способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение зарядки в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. 

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Структура и содержание утренней гимнастики:                                                                        1. Вводная                                                                                                                                       2. Основная                                                                                                                                     3. Заключительная

Вводная часть :                                                                                            построения;                                                                                                                      различные виды ходьбы;                                                                                                       постепенный переход на бег. Бег. Ходьба. Дыхательные упражнения; построение (в круг, звеньями, тройками, колоннами и т. д.)

Основная часть:                                                                                                                          ОРУ (общеразвивающие упражнения)                                                                                          - упражнения для мышц рук и плечевого пояса;                                                                          - упражнения для мышц туловища;                                                                                                - упражнения для мышц нижних конечностей;                                                                            - упражнения в положении сидя и лёжа;                                                                                       - прыжки.

Заключительная часть:                                                                                                         Ходьба                                                                                                                             Дыхательные упражнения

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Возраст

Продолжительность

 Кол-во ОРУ

Дозировка

Темп

3-4

 6 мин.

 5 - 6

4 - 6 раз

медленный, средний

4-5

7-8 мин.

 6 - 7

4 - 6 раз

медленный, средний

5-6

8-10 мин.

6 - 8

5 - 8 раз

средний, быстрый

6-7

10-12 мин.

8-10

6 - 8 раз

средний, быстрый

Подбор упражнений, составление комплексов:                                                              Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий.

Первая и вторая младшие группы

Средняя группа

Старшая и подготовительная группы

флажки, погремушки, кубики

флажки, кубики, ленточки, обручи малого размера, палки, круговая веревка

обручи, гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки, круговая веревка, ленточки.

Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.                                                                                                                              Расстановка, раздача предметов, сбор и уборка не должны занимать много времени. В дошкольных учреждениях применяются следующие приемы раздачи предметов:

  • Воспитатель сам подходит к каждому ребенку и дает ему предмет (до построения или после него). Стоя в кругу, воспитатель бросает или катит мяч каждому ребенку; высыпает мячи из корзины, и дети по сигналу воспитателя берут мячи и встают на свое место.
  • Воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, и дети по сигналу выходят из строя, берут их и после этого встают на свое место.
  • Предметы кладутся на стулья, скамейки. Дети выходят из строя, берут предмет и встают на свое место.
  • Дежурные или направляющие колонн выходят по очереди или одновременно, берут предметы и раздают их детям своей колонны.
  • Дети выходят из строя все одновременно или колоннами по очереди, берут предметы из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток) и встают на свое место.
  • Предметы берутся во время ходьбы в колонне по одному.

Приемы сбора предметов после выполнения упражнения:

  • Воспитатель собирает предметы, подставляя корзину, ящик.
  • Дети выходят из строя, кладут предметы в корзину, ящик, поставленные в центре круга, или на стулья и встают на свое место.
  • Дети выходят из строя, кладут предметы в стойки (стеллажи, сетки) и встают на свое место.
  • Дежурные, направляющие колонн собирают предметы и кладут их на соответствующее место.
  • Дети кладут предметы во время ходьбы в колонне по одному. Выбор приема раздачи и сбора предметов обусловливается возрастными особенностями детей, а также их подготовленностью.

Варианты проведения утренней гимнастики.                                                  Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др. ;
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
  • с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
  • с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)

Обучение общеразвивающим упражнениям.

В группах детей раннего возраста общеразвивающие упражнения выполняются с помощью воспитателя. В этих группах широко используются имитации и зрительные ориентиры.

В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель предлагает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям. И в младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика, предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке).

Во второй младшей группе воспитатель продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах, следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. И в этой группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2-3 раза, затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания).

В средней группе новое упражнение воспитатель сначала называет, затем показывает. Потом еще раз показывает и объясняет. Затем по команде «Исходное положение принять!» дети принимают исходное положение, по команде «Упражнение начинай (начали!» самостоятельно выполняют его. В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими части (элементы) упражнения (например, присели, колени в стороны; встали, спина прямая). После указания сочетаются со счетом (например, «раз» присели, «два» встали, спина прямая). В дальнейшем упражнения выполняются только под счет («раз», «два»). Если некоторые дети делают ошибки, воспитатель, не прекращая упражнения всеми детьми, подходит к ребенку и помогает ему выполнить движение правильно (при приседании выпрямить спину). В средней группе повышаются требования к четкости исходного положения, правильного выполнения не только основных, но и второстепенных элементов упражнения (не гнуть ноги в коленях).

В старшей группе новое упражнение воспитатель называет, показывает и одновременно объясняет. После этого дается команда «Исходное положение принять!». По команде «Упражнение начинай!» дети самостоятельно выполняют его. Несложные упражнения достаточно назвать и объяснить, выполнять их дети могут самостоятельно. Знакомые упражнения выполняются по одному названию.

В случае необходимости используется показ всего упражнения или отдельных его элементов. К показу и объяснению упражнений привлекаются и дети. В этом возрасте доступна и интересна соревновательная форма проведения общеразвивающих упражнений («Кто лучше выполнит упражнение?»).

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить детей дышать через нос, не задерживать дыхания, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения.

Условия проведения утренней гимнастики:                                                                                С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе.                                                                          В зимнее время (в снегопад, гололедицу, сильный мороз, усиленный ветер и др.) для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • упражнения должны быть для всех групп мышц,
  • из разных исходных положений,
  • разной интенсивности, темпа;
  • с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением,
  • в различных построениях и обязательно интересными для детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Зарядка как один из важных компонентов двигательной активности"

Утренняя зарядка помогает "разбудить" организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать рабоу внутренних органов и органов чувств. У детей вырабатывается привычка и потребность каждый ...

"Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

laquo;Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».АристотельВажным условием всестороннего развития и воспитания являет...

Консультация Зарядка - один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка.

Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние....

Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:1) «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;2) разносторонне, но умеренно влиять на мышечную си...

Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"

     Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....

Консультация «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка»

Закрепление представления педагогов о том, что одним из важных компонентов двигательной активности является зарядка, которая способствует укреплению здоровья...

Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка

Зарядка является одним из средств укрепления здоровья детей. Однако зачастую повторение одних и тех же упражнений делает это занятие скучным для дошкольников. Современный подход к...