"В мире прав"
классный час по теме

Сысоева Ольга Сергеевна

Занятие с целью формирования у детей общих представлений о правах человека как главной общечеловеческой ценности; ознакомить учащихся с основными положениями Декларации о правах человека, Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_imeem_prava.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

«В МИРЕ ПРАВ»

Цель урока: сформировать общее представление о правах человека как главной общечеловеческой ценности; ознакомить учащихся с основными положениями Декларации о правах человека, Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  1. дать общие понятие о правах человека;
  2. познакомить с основными положениями Декларации о правах человека, Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка;
  3. сформировать правовые знания и умения

Оформление: текст Конвенции о правах ребенка, текст Декларации о правах человека, Конституция РФ, презентации.

Ход мероприятия

Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего дела: «В мире прав». Мы с вами познакомимся с основными правами человека и документами, которые провозглашают и защищают эти права.

I Обсуждение по вопросам:

Как вы думаете, что такое право?

Всегда ли люди имели право на жизнь и свободу?

Всегда ли люди были равноправны?

Как вы считаете, справедливо ли то, что в древности в Афинах рабы не считались людьми, римляне называли их «говорящей машиной»? (В Египте слуг и жен фараонов могли похоронить вместе с умершим фараоном.)

Почему люди посчитали это не правильный , почему стали бороться за то чтобы обладать равными правами и возможностями.

II Действительно ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек  отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника.

С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, массовые миграции населения, связанные с войнами; вымирание целых наций техногенные и экологические катастрофы и др. Жить стало опасней! Поэтому возникла необходимость в создании организации, которая занималась бы безопасностью во всём мире. В соответствии с этим была создана Организация Объединённых Наций (ООН), основанная в 1945году, главной задачей которой - поддержание  и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.

Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Значение этих документов трудно переоценить.

Так, в 1948 году большинство стран мира договорились в том, что их государства будут уважать все права человека. Их перечислили в специальном документе – Всеобщей Декларации прав человека. Основными правами были провозглашены: право на жизнь, свободу мыслей и убеждений. Страны, присоединившиеся к Декларации, обязались уважать права человека. Итак, познакомимся с некоторыми статьями:  (презентация)

В нашей стране также провозглашены основные права и свободы человека, и государство обязуется их защищать. Эти права записаны в основном законе нашей страны - Конституции РФ. В Конституции записано самое главное: как устроено наше государство, как организована власть. Также в ней есть специальная глава (2 глава), посвященная правам и свободам человека.

Обратим внимание на презентацию. Озвучим основные статьи (Называются основные статьи главы 2 конституции РФ, и идет обсуждение)

У каждого человека есть права. Следовательно, у ребенка тоже есть права. Но ребенок отличается от взрослого меньшими возможностями защищать самого себя. Поэтому и права его в чем-то глубже, шире, чем права взрослого совершеннолетнего. Ребенком считается человек, не достигший 18 лет. В 1989 году был принят международно - правовой документ – Конвенция о правах ребенка. В ней содержатся основные права детей, а также обязанности тех, кто ответственен за соблюдение прав детей. Если государство подписало Конвенцию, то обязано выполнять все записанные в ней нормы.

Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью  и положением ребёнка в обществе. Положения Конвенции сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми статьями из этой Конвенции.  А познакомимся мы с помощью сказочной викторины и проверим ваши литературные знания.

ЗАДЕНИЕ: ( Ребята задание слушаем внимательно), я буду зачитывать ситуации, и задавать вопросы, а вы будете отвечать, поднимая руку.

 (презентация )

  1. Статья 6, Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Кто спас Красную шапочку от смерти и тем самым защитил ее право на жизнь?(охотники)
  2. Статья 7,Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства. Кто придумал такое необычное имя чебурашке.(дал крокодил гена)
  3. Статья 8, Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности. Обитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка и не позволяли ему пользоваться своими правами наравне со всеми. Почему?(он был не похож на других)
  4. Статья 9, Ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию. Почему жаба похитила Дюймовочку у ее матери? (она хотела женить ее на своем сыне)
  5. Статья 9, Ребенок который разлучился с одним или обеими родителями, имеют право поддерживать личные отношения и прямые контакты с обеими родителями.(В кого превращала царевна лебедь князя гвидона, чтобы он смог повидаться с отцом. (комар, муха, шмель)
  6. Статья 12, Ребенок имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы. Почему во время суда Элиза не смогла воспользоваться своим правом на защиту и ни слова не сказала в свое оправдание? (не смогла бы помочь своим братьям)
  7. Статья 12, Ребенок имеет право свободно выражать свои  взгляды по всем вопросам. Кто в этой сказке не побоялся сказать, что король голый?(уличный мальчик)
  8. Статья 28, Ребенок имеет право на бесплатное и обязательное начальное образование. Кто посоветовал Буратино воспользоваться его правом на бесплатное получение образования.(сверчок)
  9. Статья 28, Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Какое прозвище дал малыш Фрекен Бок за то, что она неуважительно с ним разговаривала.(домомучительница)
  10. Статья 31.,Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях , соответствующих возрасту. Как Женя помогла своему новому другу Вите в полной мере воспользоваться своим правом на игру? (она вылечила его с помощью цветика- семицветика)
  11. Статья 32, Ребенок имеет право от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. Зачем мачеха отправила девочку в лес в зимнюю стужу, чем подвергла ее жизнь опасности? (за подснежниками)
  12. Статья 37, Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким и унижающим достоинство видам обращения или наказания. Почему мачеха приказала служанке отвести царевну в лес и привязать к дереву? (завидовала)

III Решение правовых задач и ситуаций: Итак, ребята мы с вами познакомились с основными правами человека и ребенка. Давайте теперь, выполним некоторые задания.

  1. Известно, что водительские права не выдают людям с нарушением цветового зрения. Есть ли в этом ограничении нарушения прав граждан?
  2. Известно, что на предприятиях к работе с бензопилой допускают лишь людей, прошедших специальное обучение. Есть ли в этом ограничение нарушение прав граждан?

Теперь разберем ситуации где нарушаются права. Вам необходимо ответить какие права нарушаются.

1 ситуация:  Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх  и забавах её сестер. Какая права Конвенции была бы нарушены, если бы это происходило в наши дни.? ( Статья 31- провозглашает право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2 ситуация:   Маугли, живёт в лесу вместе с дикими зверями , Является ли он РЕБЕНКОМ, имеющим равные права? (Статья 1: Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста. )

3 ситуации: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать  нечленораздельные , с точки зрения людей, звуки.  Имеют ли право люди, поймавшие Маугли в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним  как с животным? (Статья 23: Каждый неполноценный ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые  обеспечивают его достоинство. ) / маугли не знающий человеческого языка, может быть признан неполноценным /.

4 ситуация: Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права  он нарушает? ( Статья 16: «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции(переписки), или незаконного посягательства на его честь и репутацию.»)

5 ситуация:  Баба Яга уносит Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридевятое царство. Какие права здесь нарушаются?  ( статья 11: предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из- за границы. Статья 16: право на личную жизнь ! )

IV подведение итогов.  Подведение итогов проводиться вместе с ребятами. Ребятам предлагается продолжить фразу «Для меня самым важный правом является….»Делается вывод о значимости соблюдения прав и защиты прав человека. Вот мы с вами  познакомились с правами. Ребята чтобы жить достойно необходимо знать и, несомненно, соблюдать свои права и обязанности.

Ребята помните простую истину « мои права заканчиваются там, где начинаются права другого »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Миром правит Доброта"

Развлечение-капустник для старших групп детского сада....

Выставка поделок «Миром правит доброта»

В нашем детском саду «Сказка» прошла тематическая неделя под названием "Миром правит доброта".Целую неделю мы посвятили с детьми беседам о добре, заучивали стихи, отгадывали загадки, играли в разные и...

Конспект занятия с подростками "Я в мире прав"

Мтериал для закрепления знаний по правам ребенка....

rалендарное планирование по теме: «Миром правит доброта» старшая группа

«Миром правит доброта» Старшая  группа Программное содержание: 1. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверст-ников.  2. Продолжать развивать представление о изменен...