Конспект занятия с подростками "Я в мире прав"
план-конспект занятия по теме

Миллер Ольга Николаевна

Мтериал для закрепления знаний по правам ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Я в мире прав»

Задачи:

  • Формировать  правовые знания, правила поведения в обществе.
  • Формировать у подростков  гражданскую  ответственность и правовое самосознания.
  • Развивать  инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации   в обществе.
  • Формировать навыки сотрудничества в коллективе, умение слушать друг друга;
  • Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Ход занятия:

Ведущая:

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.

Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго,
Мы спешим сказать вам – «
Благости

Чтобы пожелать вам счастья нового,

Мы спешим сказать вам «Радости!»

Удач, успехов и  везенья!

Чтоб пожелать всем в этой группе

Прекраснейшего настроения.

Вступительное слово.

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.

А теперь я попрошу выйти сюда всех ребят и желающих взрослых. Я предлагаю вам  сейчас не задавать никаких вопросов и сделать следующее. Выстройтесь в одну линию. Сейчас вы все младенцы, только что родившиеся на свет.  (Проводится игра «Более равные, чем другие»).

 

Игра «Более равные, чем другие»

Цель: рассмотреть понятие «равенство перед законом».

Описание игры: каждый игрок получает карточку с описанием его «биографии». Эта «биография» содержит разного рода факторы, которые влияют на жизнь человека помимо его воли в лучшую или худшую сторону. Вначале все участники выстраиваются в линию. И им сообщается, что все они младенцы. Далее ведущий зачитывает признаки и количество шагов, которые должен сделать каждый» носитель признака». В результате мы видим реальную картину возможного неравенства людей.

Для игры необходимо мел, просторное помещение, карточки  на всю группу. Каждый участник получает карточку, содержание которой он должен держать втайне.

Ход игры:

Группа выстраивается в шеренгу. Ведущий сообщает, что все участники - это младенцы, родившиеся в один день. Он задает вопрос, равны ли эти младенцы? Ведущий раздает карточки: мальчики, девочки

1.Он просит мальчиков сделать шаг вперед.

 2. Ведущий раздаёт карточки с национальностями: русский, татарин, азербайджанец, армянин, дагестанец, казах, кореец, узбек, таджик.  Два шага назад делают национальные меньшинства.

3. Ведущий раздаёт следующий набор карточек. Два шага вперёд делают те, у кого родители с высшим образованием, у кого со средним образованием,  остаются на месте, шаг назад делают те, у кого нет образования.

4. Два шага вперёд, у кого оба родителя, шаг вперёд, кого воспитывают мамы, на месте, кого воспитывают бабушки,  шаг назад, кого опекают, два шага назад, кто воспитывается в интернатах.

5. У родителей высокий доход, два шага вперёд. У родителей средний доход один шаг вперёд, у родителей низкий доход на месте, у родителей случайные заработки, шаг назад, родители не работают два шага назад.

 6. Два шага вперёд, кто живёт в Москве и С. Петербурге, один шаг вперёд, кто живёт в областном центре, на месте, кто живёт в небольшом городе, шаг назад, кто живёт в сельской местности, два шага назад, кто живёт в сельской местности без школы.

7. Два шага вперёд, дружная  непьющая семья; на месте, мама занимается ребёнком, шаг назад пьёт папа,  два шага назад, пьет мама, три  шага назад родители алкоголики.

8. Шаг вперёд, единственный ребёнок в семье, на месте двое- трое детей, шаг назад – многодетная семья.

9. Три шага вперёд, ребёнок здоров,  на месте  ребёнок относительно здоров, шаг назад ребёнок слабослышащий, слабовидящий, два шага назад ребёнок с ДЦП, три шага назад ребёнок с синдромом Дауна, с проявлениями аутизма.

Чередуются положительные и отрицательные качества, доходим до конца игры. Когда игра закончена, каждый рассказывает о своей истории.

Ведущий предлагает младенцам поднять руки, кто имеет право на образование, на труд, на права, гарантированные Конституцией, кто равен перед законом.

Делается вывод: у социальной области не все могут быть раны, но в правовой области мы имеем ввиду равенство всех без исключения детей в правах.         

 Ведущая:

Вот такие все мы разные, не похожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.  Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы в равной степени должны их выполнять. ( дети рассаживаются на места)

Выходит ребенок:

Вот это да! Ребята! Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей!      Как это? Что это такое? Надо разобраться! Давайте попробуем разобраться вместе!

Добры люди, поспешите,

Нашу сказку посмотрите.

Сказка –ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

Инсценировка сказки «Колобок»

Жил – был старик со старухой. Вот и просит старик: «Испеки мне, старая, колобок». – « Да из чего испечь – то? Муки нет».- « Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби, - вот и наберётся». Взяла старуха крылышко, по амбару помела, по сусечкам поскребла, и набралось муки пригоршни с две .  Замесила она тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть. Лежал, лежал Колобок. Скучно ему стало. Увидел он книги у Деда,  реши взять одну и почитать. (Колобок берет «Конвенцию о правах ребенка», листает.

Колобок: - Я имею право на жизнь и свободу!

   И  он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку.

Колобок  читает в книге:

 - Я имею право на отдых и досуг!

                    Я живу ,преград не знаю,

                   Права свои я выполняю

                   Есть Конвенция на свете,

                   Знают её взрослые и дети

                   Книга полезная и интересная

                   Там права мои твои

                   Всей родной моей страны.

   Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц« Колобок, колобок. Я тебя съем».- « Не имеешь право, косой, послушай лучше, какую я тебе песенку спою».

                 Я колобок, колобок!

                 По амбару метён,

                 По сусечкам скребён,

                 На сметане мешён,

                 в печке сажён,

                 На окошке стужён

                 Я от дедушки ушёл,

                 Я от бабушки ушёл

                 От тебя, зайца, нехитро уйти

                 И права я свои знаю!

  Катится колобок по тропинке к лесу, а навстречу ему серый волк: « Колобок, колобок! Я тебя съем». – « Не имеешь право, серый волк, я тебе лучше песенку спою».             ( песенка колобка).

  Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт. «Колобок, колобок! Я тебя съем!» - « Да и ты , косолапый, прав моих не знаешь! Послушай мою песенку».

                    ( песенка колобка).

   Катится колобок , а навстречу ему лиса: « Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!»         ( песенка колобка)       ( лиса подкрадывается).

- Да нужны, мне твои права, славная песенка, но больше тебе её не петь. Сейчас я тебя съем!

 ( лиса съела колобка)

       

Ведущая:    Какой же урок мы  с вами извлекли из этой сказки? Что может произойти с детьми, которые не слушаются, не выполняют правила? (ответы детей)

 Правильно, ребята  вот что может произойти, если дети не будут слушаться своих родителей.

 Но и родители должны соблюдать закон. В конституции Российской Федерации статья 38 отражена ответственность родителей и опекунов за воспитание и развитие ребёнка( о бабке и дедке);

       Уголовное законодательство предусматривает наказание за физическое насилие, преступление, совершённое в отношении всех граждан, включая детей ( о лисе).

Ведущая:

 А теперь рассаживайтесь поудобнее, мы продолжаем дальше наше путешествие по правам.  Вы уже взрослые, знаете, что есть такие науки, как литература, математика, химия, астрономия, на компьютере умеете играть.  И сейчас я вам  предлагаю  побыть в роли юридических консультантов. Вы  увидите фрагменты из кинофильмов,  расскажите, что неправильно делают герои в этих отрывках или о каких правах там идет речь.              ( просмотр отрывков).

А теперь давайте прогуляемся по страницам своих любимых книжек и посмотрим: где наших любимых героев обижают – значит,  там нарушают их права, а где они веселы, счастливы, смеются – там права соблюдаются.   Я  вам  расскажу,  а вы постараетесь догадаться,  как называется сказка. Вам в помощь есть подсказки, это выставленные здесь  книги.

1. В каких сказках говорится о том, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?   («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Петушок, золотой гребешок»)

2.Героиня, какой сказки, облаченная  в дорогую шубу, я вилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения?  И к кому только не обращался хозяин о вы селении гостьи, пока ее действия не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заюшкина избушка»)

3.. Назовите имя героя английской сказки, который построил дом,

придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и

поэтому чуть не потеряли жизнь.   («Три поросенка» Наф Наф)

4. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце

получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума.

 (Поп в сказке «Сказка о попе и его работнике Балде»)

5.В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница» Гаршин)

6.В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)

7.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?(«Колобок»)


8.Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга) 

9.В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»)

10. Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица… ( о каком праве идет речь? – дети имеют право на медицинский уход)

11. Какие пустяки, ты говоришь, мальчик! (Вынимает из кармана цветок с последним голубым лепестком.)
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров! (есть ли статья о правах ребенка на этот счет?(
дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых).

Ведущая:

Мы сегодня много говорили о правах. Но ведь у каждого из нас есть и обязанности.

Сейчас каждый из вас, ребята возьмет куб, на котором он сидит. Посмотрите, на каждом кубе написаны слова – одни из них – обязанности, другие -  права. Из этих кубов мы сейчас построим «Дом Закона», в котором будут  «Права» и «Обязанности». (дети выстраивают два дома) 

 (на жизнь;   на  медицинскую помощь;   на отдых;    на обучение:    на имя и гражданство;  на охрану и защиту;   на жилище (иметь свой дом);

Уважать права и свободы граждан;  Заботиться  о своих близких родственниках;  Сохранять природу и окружающую среду;  Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни;  Трудиться;  Защищать Родину; Соблюдать законы.

Ведущая:

Молодцы ребята. В мире, где соблюдаются права и обязанности, будут счастливо жить и дети и взрослые.

В теченье жизни каждый миг,

С минуты твоего рожденья,

Будь ты мальчонка иль старик,

Твои права – твое спасенье.

Дети:

Без прав на свете жить не сможем,

Всегда и везде нам право поможет!

Как хорошо , что есть права.

Закон нас строго защищает.

И в нём нужны нам все права,

Они великой силой обладают!

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки,

Они помогут человеку –

Мир восстановят навсегда!

Всем гостям и участникам вручаются буклеты о правах детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия для детей младшей группы "Правила поведения на занятиях"

Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие...

Конспект Нод в средней группе «Миром правит доброта». «Путешествие на Остров Доброты».

Программное содержание.Формировать представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне ...

Конспект занятия «Информационно-указательные знаки или правила дорожного движения – правила жизни».

Сформировать у детей представления о запрещающих и разрешающих дорожных знаках.Закрепить и расширить представления детей о дорожной разметке «Пешеходный переход» - «Зебра».Закр...

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной группе «Миром правит доброта»

Воспитывать в детях доброту, учить выразительно и напевно петь, объединяя звуки во фразы, ритмично танцевать и исполнять ритмические рисунки с помощью звучащих предметов, двигаться в соответствии с фо...

Конспект занятия в средней группе «Миром правит доброта» по сказке «Гуси-лебеди»

Интегрированное занятие в средней группе «Миром правит доброта» по сказке «Гуси-лебеди»...