Экспериментирование в детском саду.
методическая разработка по теме

Поддубная Екатерина Владимировна

карточки по экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_v_detskom_sadu.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование в детском саду.

Как спутник вращается вокруг земли.


Материал: рыболовная леска, пластилин, корпус шариковой ручки,

                     скрепки, крепкая нить.


Ход эксперимента:

     Разломите кусочек пластилина на неровные части (примерно 10 г и 50 г). Протяните леску через корпус шариковой ручки, привяжите к концам по одной скрепке, насадите на них пластилиновые шарики. Возьмите корпус шариковой ручки, поверните вертикально к полу так, чтобы маленький шарик был сверху, и начинайте быстро вращать его по кругу. Маленький шарик устремится от корпуса ручки. Та сила, с которой маленький шарик натягивает леску стремясь оторваться и полететь, называется центробежной силой. По такому закону вращаются искусственные спутники Земли.



Как выглядит Солнце.


Материал:  бинокль, 2 листа плотного картона.


Ход эксперимента:

     Взять квадратный лист картона размером 40-40 см, вырезать дырку такого размера, чтобы в нее входила одна линза бинокля. Положите кусок картона на стол и установите бинокль таким образом, чтобы одна из линз была напротив дырки, и осторожно закрепите бинокль к картону скотчем. Бинокль не должен двигаться по картону. Прислоните его к спинке стула под прямым углом к местонахождению Солнца на небе. Установите бинокль на беспредельность и направьте его на лист картона. Спустя некоторое время на картоне появится изображение Солнца.


Где ночует Солнце .


Материал: глобус, лампа, вырезанный из бумаги человечек.


Ход эксперимента:

     Представим, что лампа – это Солнце, а глобус – макет нашей планеты Земля. Найдем на глобусе место, где мы живем и поместим туда «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца, она постоянно вертится и вокруг своей оси (моделируем соответствующую ситуацию). Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть глобуса, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную ночь.

     Земля движется постоянно, и вращается все что на ней находится: горы, моря, города, и даже мы с Вами тоже вращаемся. Правда мы сами этого не замечаем.


Почему кажется, что звезды

движутся по кругу.

Материал: ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая 

                     лента, бумага черного цвета.

Ход эксперимента:

     Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см, наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладонями, быстро крутите его. На вращающемся бумажном круге появятся световые кольца.

Вывод:

     Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Земля движется, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что звезды движутся, движется фотопластинка с вращающейся вокруг своей оси Землей.















































Кошачья охота.


Материал: игрушка «Мышь» или комочек серой ткани с привязанной

                     к нему ниткой (веревочкой).


Действия:

     Притаиться так, как это делает кошка перед норкой. Достаточно неожиданно провести перед детьми мышку-игрушку. Что произошло!

Что заметили! Легко или трудно кошке заметить мышь! Что бы вы посоветовали кошке, чтобы ей не остаться голодной. Кто должен быть быстрее (внимательнее) кошка или мышка!


Кошкина шубка.


Материал: весы, кошачья шерсть, альтернативные материалы для

                     Взвешивания.


Ход эксперимента:

     Сравнить, что больше по размеру – комок кошачьего пуха или вата.

Сравнить, что легче, что тяжелее. А если взять комок побольше. А если добавить саму кошку. Тепло ли кошке в такой шубке. Как это проверить. Обложите руку кошачьим пухом, что заметили.



Мой и кошачий язычок.


Материал: блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги.


Действия:

     Если бы Вы были кошечками, из чего  бы Вам было удобнее пить молоко. Удобно Вам пить молоко из блюдечка.

     Провести кусочком наждачной бумаги по поверхности молока в блюдце. Чем отличается язык кошки от Вашего язычка.




Кошка умывается.


Материал: вата, пилка для ногтей, карандаш.


Действия:

     Протереть грифель карандаша о палец, так, чтобы остался след. Потереть палец пилкой, а пилку в свою очередь ватой. Рассмотрите, что на ней осталось.


















































Как магниты действуют друг на друга.


Материал: магниты.

Ход эксперимента:

     Раздать детям магниты.  Дети работают парами. Предложить соединить магниты друг с другом. Почему в одном случае магниты притягиваются, а в другом отталкиваются. Объяснить детям, что у магнита есть два полюса, которые различаются между собой. Когда магниты повернуты друг к другу одинаковыми полюсами – они отталкиваются, разными – притягиваются.

Вывод:

     Магниты имеют разные полюса, чтобы их отличить, их красят в разные цвета – синий и красный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные – притягиваются.


Волшебная цепочка.


Материал: магниты, скрепки.

Ход эксперимента:

     Предложить детям при помощи магнита «поднять» скрепки. Скрепки «поднимаются» цепочкой. Снимите цепочку с магнита. Цепочка не распадается. Объяснить, что скрепки после того как они притянулись к полюсу магнита, сами становятся магнитами, но не надолго. Если скрепки отсоединить от магнита, то через некоторое время их магнитные свойства пропадают.

Вывод:

     Скрепки после того, как они притянулись к магниту, сами ненадолго становятся магнитами.


Магниты и земля.


Материал: компас, магниты, дощечки, тазы с водой.

Ход эксперимента:

     Предложить детям рассмотреть компас. Затем раздать детям полосовые магниты, к середине которых привязаны нитки. Дети, держа магниты за нитки, ждут, когда они перестанут вращаться. Замечают, что у всех магнитов красные и синие полоски направлено одинаково – «смотрят» в одну сторону.

     Затем предложить детям положить свои магниты на дощечку и пустить его поплавать в таз с водой. Магниты снова повернуться одинаково.

Вывод: Магниты всегда поворачиваются так, что синий полюс «смотрит» на северный полюс Земли, а красный – на Южный.




































Волшебная иголка.


Материал: жир, иголка, магнит, таз с водой.


Ход эксперимента:

     Иголку намагнитить и намазать ее тонким слоем жира. Опустить аккуратно иголку на поверхность воды. Получился «компас» - такая иголка, плавая на поверхности воды, поворачивается одним концом на юг, другим – на север. 

Почему солнце можно увидеть до того,

как оно появится на горизонте.

Материал: чистая банка с крышкой, стол, линейка, книги.

Ход эксперимента:

     Наполнять банку водой, пока она не перельется через край. Плотно закрыть крышкой. Поставить банку на стол в 30 см от края. Сложить перед банкой книги так, чтобы четверть банки оставалась видимой. Слепить из пластилина шарик величиной с орех. Положить его в 10 см от банки. Встать на колени перед столом. Посмотреть сквозь банку поверх книг. Если шарик не виден нужно немного его подвинуть. Оставаясь в этом же положении, убрать банку из поля зрения.

Вывод: Шарик можно увидеть только сквозь банку с водой: банка с водой позволяет увидеть шарик, который находится за стопкой книг. Свет отражаясь от шарика проходит сквозь банку с водой, преломляясь в ней. Свет, который идет от небесных тел, проходит сквозь земную атмосферу, прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет также, как и банка с водой. Именно поэтому Солнце можно видеть за несколько минут до восхода, а также некоторое время после захода.

Почему мы видим разные части Луны.

Материал: фонарик, 2 круглых предмета (мячик и апельсин).

Ход эксперимента:

     Фонарик нужно установить на столе или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить апельсин (Земля) и мячик (Луну). Убедитесь, что фонарик (Солнце) светит на оба этих предмета. Начинайте передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли, Луна то уходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу.

     Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в

тени, происходит «рождение» Луны ( новолуние)

Метеориты и метеоритные кратеры.

Материал: поднос, мука.

Ход эксперимента:

     Роль поверхности планеты будет играть слой муки. Возьмите неглубокий поднос, покройте его слоем муки толщиной 2 см. Разровняйте ее обычной линейкой. Поставьте поднос на пол, рядом постелите газету. Встаньте на стул так, чтобы находиться непосредственно над подносом. Наберите ложкой немного муки, поднимите на высоту 2 м над полом и высыпьте ее на поднос. Повторить эксперимент несколько раз с различной высоты. Мука ударяется о дно подноса так, как метеорит врезается в поверхность Земли, Луны. Все кратеры имеют такие же приподнятые края и пологие склоны.



Расстояние от Земли до Луны.


Материал: 2 круга, которые условно изображают Землю (диаметр 4 и 5 см) и Луну (диаметр 1 см), веревка длиной 1 м 25 см


Ход эксперимента:

     Вырезать 2 круга и натянуть между ними веревку. Именно это и есть расстояние между Землей и Луной в определенном масштабе.















































Волшебный шарик.


Материал: воздушный шарик, карточки-модели.


Ход эксперимента:

     Возьмите воздушный шарик и надуйте его. Энергично потрите шарик о галошу или шерстяную тряпочку. Приложите шарик к стене и вы увидите, что он не падает, а держится на ней. Что его удерживает!

При трении шарик наэлектризовывается, что позволяет ему удерживаться на стене.


Вывод:

     При трении предметы электризуются.

Радуга.


Цель опыта: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представления о семи цветах радуги.


Материал: таз, до краев наполненный водой, установленное в воде под углом в 25 градусов источник света (солнце или настольная лампа).


Ход эксперимента:                                                                                               В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25 градусов. Если зеркало поймает луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражение от  зеркала на стене или на потолке возникает радуга.

     Этот опыт можно провести и вечером с использованием настольной лампой. Спектр получится в затемненном помещении.

     



Радуга.

(Опыт № 2)


Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.


Ход эксперимента:

     Поставить хрустальный  бокал на чистый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся  цветные полосы радуги.



Радуга.

(Опыт № 3)

Оборудование: тарелка с водой, как для ногтей, «удочка» для пленки.


Ход эксперимента:

     Капните в тарелку каплю лака, На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при  помощи приспособления «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.



































Вода не имеет цвета.


Материал: сосуд с водой, игрушки, пипетка, краски.


Ход эксперимента:

     Какого цвета вода! Бросить в прозрачный сосуд игрушки. Вода прозрачная, сквозь нее видны игрушки, дно сосуда, стенки. Затем из пипеток капнуть в стаканы с водой по несколько капель разной краски, размешать. Какого цвета теперь вода!


Вывод: вода не имеет цвета.




Вода не имеет запаха.


Материал: кипяченая вода, соль, сахар, пахучий раствор.


Ход эксперимента:

     Чем пахнет вода! Предложить детям понюхать кипяченую воду, затем воду в стаканах с раствором соли и сахара. Затем капнуть в один из стаканов (так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. Чем вода пахнет теперь!


Вывод: вода не имеет запаха.


Маленькие айсберги.

(Опыт № 1)


Материал: кубики льда, тарелка.


Ход эксперимента:

     Для опыта понадобятся несколько кубиков льда из холодильника. Положите их на тарелку и оставьте их  в теплой комнате. Понаблюдайте, как будут таять ваши маленькие айсберги.


Вывод: лед в тепле превращается в воду.


Маленькие айсберги.

(Опыт № 2)

Материал: стаканы, лед, кипяток.


Ход эксперимента:

     В один стакан поместите снег (лед), в другой – кипяток, над кипятком поднимается пар. Поставьте 2 таких стакана в теплое место, 2 других со льдом и кипятком – в холодное место, третью пару стаканов -  на мороз. Подождать 30 минут. Где быстрее, а где медленнее будет остывать кипяток. Где быстрее, а где медленнее будет таять лед.










































Определение возраста рыбы .


Материал: рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное

                     стекло

Ход эксперимента:

     Положите чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. В это время рост колец происходит за счет увеличения светлой прослойки, и поэтому она на много шире темной полосы, образующейся зимой и растущей гораздо медленнее. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.

Вывод: Число светлых колец равно возрасту рыбы в годах.


Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды.


Материал: зеркальце.

Ход эксперимента: Подышите на зеркальце. Зеркальце затуманивается. Воздух, выдыхаемый человеком, так же как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда и не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходится без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

Как кошка чистит языком себе шерстку.

Материал: ватный тампон, пилка для ногтей, карандаш.

Ход эксперимента: Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите пилку и тампон. Пилка снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна с тампона. Этот опыт показывает, как предмет с шершавой поверхностью может чистить другой предмет. Кошка вылизывает языком свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь, выпавшие волоски.


Волшебный шарик.


Материал: воздушный шарик, карточки-модели.


Ход эксперимента: Возьмите воздушный шарик и надуйте его. Энергично потрите шарик о галошу или об шерстяную тряпочку. Приложите шарик к стене и вы увидите, что он не падает, а держится на ней. Что его удерживает? При трении шарик наэлектризовывается, это позволяет ему удерживаться на стене.


Вывод: При трении предметы электризуются.


Почему лед не тонет.

Материал: кусочки льда, тарелка, вода.

Ход эксперимента:

В пластмассовую коробку налить воды и поставить в морозильник для получения льда. Глубокую тарелку наполнить водой. Она заменит настоящую лужу и будет ее лабораторной моделью. Осторожно положите кубик льда на воду в тарелке. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это означает, что он легче воды. Благодаря этой особенности лед в водоемах появляется лишь на поверхности. Если бы лед тонул в воде, на поверхности образовывались бы все новые и новые его пласты. Они опускались бы вниз, и водоем промерз бы до самого дна. Вследствие этого водные растения на дне были бы скованы.


                                   Лед и огонь.


Материал: пробирка с водой, спиртовка, гвозди, камни.


Ход эксперимента:

В морозильной камере холодильника приготовить кусочки льда с вмороженными в них камнями и гвоздями. Лед, в котором вморожены грузики, опустился на дно пробирки с водой. С помощью спиртовки будем прогревать верхнюю часть пробирки. Спустя некоторое время верхний слой в пробирке начинает кипеть, а лед на дне лежит и не тает. Сверху – огонь, снизу – лед.


Потеря воды во время дыхания.


Материал: стекло.


Ход эксперимента:


Подышите на холодное стекло. Оно покроется капельками воды, запотеет. Откуда взялась вода ? Это мы выделяем ее во время выдоха. За сутки человек теряет примерно 10 стаканов воды. Следовательно столько же ему надо выпить или употребить с едой.

     Полезно запомнить: стакан содержит 200-250 граммов воды.


Как напоить Иванушку чистой водой.


Материал: Пластмассовая кружка, прозрачный стакан, вода из лужи, нож.

Ход эксперимента: Наберите в пластмассовую кружку воды из обычной лужи. Часть воды налейте в прозрачный тонкий стакан, а остаток поставьте в морозильную камеру холодильника. Замерзнув в кружке, лед «выбрасывает» большие примеси на поверхность. Поэтому нужно, вытащив лед из кружки, почистить его поверхность ножом или дать немного оттаять, очищенную часть льдинки нужно переложить в другую посуду. Спустя некоторое время вы получите чистую воду.

                              Стекло и фольга.


Материал: два прозрачных стекла, куски фольги, фонарик.

Ход эксперимента: Один из двух кусочков фольги разгладьте ногтем. Возьмите два прозрачных стекла. Одно положите на очень хорошо разглаженную, а другое – на не совсем гладкую фольгу. Посмотрите в них как в зеркало. Какое изображение больше похоже на вас? Тела, которые сами не светятся, становятся видимыми, если на них направить луч света. Можно наблюдать беспорядочное движение множества пылинок, попавших в луч от фонарика. Включайте и выключайте фонарик несколько раз. Вы поймете, почему только в лучах света видна пыль? Совсем не потому, что пыли нет там, где нет световых лучей.

Солнечный зайчик.

 

Материал: прямоугольное зеркало.


Ход эксперимента:

Если взять большое прямоугольное зеркало и отразить световой луч на пол и далеко стоящую стену, то следы отражения у вас под ногами и на удаленном экране будут отличаться. Обратите внимание на яркость светового пятна, его размеры, на очертание зеркала. Интересно, не меняя направления солнечного зайчика, получить его след на близко и далеко расположенных плоскостях. Далекие отражения большие по площади, зато бледное, их очертания размыты и напоминают окружность.

Как узнать толщину зеркала.


Материал: зеркала, карандаш.

Ход эксперимента:

Изображение в зеркале всегда кажется находящимся на том же расстоянии позади зеркала, на каком сам предмет находится перед зеркалом.

Приложите карандаш вертикально к поверхности зеркала так, чтобы кончик графита касался стекла. Вы заметили, что между кончиком карандаша и его изображением есть некоторое расстояние? Если бы зеркало было металлическим, то карандаш в этом месте касался своего изображения. В нашем зеркале отражающий слой находится на обратной стороне стеклянной пластинки. Поэтому толщина  зеркала в точности равна половине расстояния между карандашом, прислонённым вплотную к зеркалу, и его изображением в нем.

Вывод: истинная толщина стеклянной прокладки вдвое  меньше видимого расстояния.


Как поднять единицу.


Материал: бумага, карандаш, зеркало.


Ход эксперимента:

На стол положите лист бумаги. Нарисуйте на нём большую цифру 1. Расположите зеркало так, чтобы  нарисованная на листе единица изображалась вертикально, не перевернутой, «стоящей вниз головой».

(Молодцы, если вы догадались наклонить зеркало на угол, равный половине прямого).


Испытания силы притяжения.


Материал: линейка, магниты разной величины, булавки, гвозди.

Ход эксперимента:

Положите на  стол линейку. Булавку положите на отметку «ноль». Магнит положите  у отметки 10 см. Медленно подвигайте его к булавке. Задерживайтесь у каждой отметки на несколько секунд. Когда булавка прыгнет к магниту, посмотрите на цифру, возле которой находится магнит. Она показывает, на сколько сантиметров прыгнула булавка. Проделайте этот опыт с разными магнитами. Определите, какой из них притягивает булавку с самого большого расстояния. Результаты можно записать в таблицу.


Сила магнита.


Материал: магнит, клейкая лента, булавка, стол.

Ход эксперимента:

Установите линейку вертикально на краю стола так, чтобы отметка «ноль» находилась на уровне его поверхности. Конец линейки можно закрепить клейкой лентой. Положите булавку на этой отметки. Возьмите самый сильный магнит и медленно опускайте его вдоль линейки, пока булавка не подпрыгнет. Остановитесь и посмотрите на цифру, возле которой он находится.

Магнит не может притягивать булавку с большего расстояния, оттого что сила другого рода тянет булавку вниз. Это–сила  земного притяжения. (Магниты заставляют предметы передвигаться с помощью невидимого притяжения. Это притяжение называется магнитной силой).


Летающая бабочка.


Материал: бабочка, вырезанная из ткани, скрепка, нитка, магнит.

Ход эксперимента:

Вырежьте из какой-нибудь ткани бабочку. Прикрепите к ней скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки. Другой конец прикрепите к краю стола  клейкой лентой.

Попробуйте заставить бабочку «летать», не касаясь магнитом скрепки. Сила притяжения старается притянуть скрепку вниз.


Липкий металл


Материал: Крышка от банки, которая прилипает к магниту, скрепка, магнит.

Ход эксперимента:

Найдите крышку от банки, которая прилипает к магниту. Сверху положите скрепку. Проверьте, сможет  ли магнит двигать скрепку, находясь под крышкой.

Скрепка движется с трудом  или совсем не движется. Это происходит потому, что железо или сталь, из которых сделана крышка, задерживают магнитную силу.


Солнечный луч изменяет своё направление.


Материал: фильмоскоп, чёрная бумага, ёмкость с водой, зеркальце.

Ход эксперимента:

В рамку фильмоскопа вставить кусок чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм. Включить фильмоскоп – от него протянется тонкий яркий луч света. Направить его в емкость с водой и помещенным в нее зеркальцем.


Вывод: отразившись от зеркальца, луч изменил направление. Этот опыт лучше проводить в затемнённом помещении.


Снег тает вокруг стволов деревьев на хорошо освещённом участке.


Материал: щит из фанеры.


Ход эксперимента:

Выбрать на хорошо освещённом солнцем участке одно из деревьев, часть его ствола возле основания прикрыть щитом из фанеры.


Вывод: с одной стороны ствола снег не подтаял, так как солнечный свет падал на щит, а не на кору.


Деревья зимой загорают.


Материал: бумажные и марлевые полоски.


Ход эксперимента:

На фруктовых или декоративных деревьях развесить  вдоль ствола полоски из бумаги или марли. Через неделю снять полоски  и сравнить цвет  всего ствола с закрытыми участками коры. На них «загар» не появился.


Вывод: Предвесенний «загар» можно наблюдать во второй половине зимы за счет увеличения силы и продолжительности солнечного  облучения.

Звезды светят постоянно.

Материал: дырокол, картон размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Ход занятий: Пробить в картоне дыроколом несколько дырок. Положить картон в конверт. Стоя в комнате, взять в одну руку конверт, а в другой фонарик. Включить фонарик на расстоянии 5 см от конверта, сначала посветить на одну его сторону, потом на другую.

Вывод: дырки в картоне не видны, если освещена повернутая к ребенку сторона конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет направлен с противоположной стороны. Почему? В освещенной комнате  свет проходит в картоне независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится тогда, когда дырка, благодаря свету, который проходит сквозь неё, начинает выделятся на темном фоне. Со звездами происходит тоже самое. Днём они светят тоже, но небо становится столь ярким от солнечного света, что свет звёзд затемняется. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи и находясь подальше от городских огней.


Отправляемся в путешествие.

Материал: магниты.

Ход эксперимента:

Детям предлагается отправится в путешествие  по групповой комнате и найти то, что притягивается к магниту. С магнитами в руках они обследуют «окрестности» в течении определенного промежутка времени. Этот промежуток можно заметить по песочным часам. Вернувшись на свои места, дети рассказывают о своих находках и открытиях, все вместе обсуждают их. При этом особо поощряется, если дети называют материал, из которого эти материалы сделаны.

Вывод: к магниту притягиваются только те предметы, которые сделаны из твердого железа или стали, а все другие (пластмассовые, бумажные, деревянные, стеклянные и др.) – не притягиваются независимо от их цвета, запаха, формы, величины.


Движение скрепки через предметы.

Материалы: бумага, фанера, пластмасса, доска, сделанная из твердого железа или стали.

Ход эксперимента:

Гном Узнайка предлагает детям выяснить, как сделать так, чтобы скрепка к магниту не притягивалась? В качестве «подсказки» Узнайка обращает внимание детей на листы бумаги, фанеры, пластмассы, железа.

Он просит детей высказать свои предложения, после чего дети проверяют их. В результате экспериментирования приходят к выводу.

Вывод: ни бумага, ни пластмасса, ни фанера не влияют действие магнита на скрепку (если разделять ими скрепку и магнит). Если же между  магнитом и скрепкой поместить доску, сделанную из твёрдого железа или стали, скрепка перестаёт притягиваться к магниту.


Магнитный якорь


Материалы: магнит, скрепка, лист бумаги, железная пластина.

Ход эксперимента:

Скрепка движется по «экрану»-листу плотной бумаги, расположенному вертикально.

При этом скрепка повторяет движение магнита, которым водят по другую сторону этого листа.

Полюса магнита незаметно для детей замыкают якорем (или какой-нибудь железной пластиной)-скрепка падает. Детям предлагается объяснить, почему скрепка упала.

После их попыток Узнайка показывает магнит с якорем и объясняет, что эта небольшая железная пластина, которая называется якорем, защищает предметы от магнита, если соединить  ею ее края.


Как достать скрепку из воды, не намочив рук.


Материалы: таз с водой, скрепки, магнит.


Ход эксперимента: «Нечаянно» уронить скрепки в таз с водой и предложить детям достать их, не намочив рук. После того, как детям удается достать скрепки с помощью магнита, выясняется, что магнит действует на железные предметы и в  воде.


Вывод: вода не мешает действию магнита, магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены водой




Нагрев лучами.


Материал: стакан с водой, спиртовой термометр, зеркало.


Ход эксперимента:

     В тонкостенный стакан с водой опустите спиртовой термометр. С помощью большого плоского зеркала постарайтесь постоянно некоторое время направлять солнечный зайчик на воду. Внимательно рассмотрите и зарисуйте шкалу термометра до начала эксперимента и после его окончания. Если спиртовой столбик пополз вверх, значит вода нагрелась. А зеркало? Прикоснувшись к поверхности зеркала щекой, вы сможете дать правильный ответ.


Зеркальная метель.


Материал: фонарик, шарик, кусочки фольги, маленькие зеркальца, металлические кружки, прочная нить.


Ход эксперимента: Налейте маленькие зеркальца, блестящие металлические кружки, куски фольги на мячик или шар. Повесьте шар на прочной нити и раскрутите его. Заклейте переднее стекло фонарика картонкой с прорезью. Направьте луч фонарика на вращающиеся зеркальца – и снегопад на стенах вашей комнаты пойдет в заданном вами темпе. Чем больше зеркал, тем больше снежинок, чем мельче их размеры, тем гуще снег.


Параллельные зеркала.


Материал: свеча, два одинаковых зеркала.


Ход эксперимента:

Подберите два одинаковых, но не очень маленьких зеркала. Закрепите их на столе одно против другого, а между ними установите свечу. Чем больше размеры зеркал, тем более количество свечей вы видите в каждом зеркале. В первом зеркале, в которое мы смотрим, видно не только зеркальное отражение поставленной свечи, но и второе зеркало с отраженной в нем картиной. Так возникает попеременно все новые и новые зеркальные отражения.



Тайна исчезновения и появления «тайны».


Материал: зеркало, ванная комната.


Ход эксперимента:

     На поверхности зеркала большим пальцем напишите слово «Тайна». Через некоторое время после купания зеркало просохнет, а ваша надпись исчезнет. Но при следующем купании ваша «Тайна» снова проявится. Но если сделать надпись чистой от красок кисточкой, «Тайна» исчезнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».

Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....

Детское экспериментирование в детском саду

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу ...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...