Статья "Организация развивающей среды в ДОУ - как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей."
статья на тему

Солдатова Ольга Викторовна

Как организовать развивающюю среду в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды

 в МДОУ детский сад «Чебурашка»

 - как важнейшее условие реализации

 личностно-ориентированного подхода

 в воспитании и обучении детей.

                                                               Подготовила

 заместитель заведующего

                                                          Солдатова

 Ольга Викторовна

г. Дорогобуж

2009 год

        Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другой. 

        Современные философы трактуют понятие «среда», как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера.

        Одной из отличительных особенностей работы коллектива детского сада «Чебурашка» является создание предметно-развивающей среды, как условия личностно-ориентированного подхода в развитии ребенка. Новая организация развивающего и образовательного пространства стала основой для увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.

        Предметно-пространственная среда важна прежде всего потому, что выполняет по отношению к детям информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

        Осознавая значимость среды в становлении личности, мы определяем требования к ее организации. На наш взгляд, она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. Все эти требования позволяют нам:

  1. Способствовать познанию ребенком ценности своего «Я»;
  2. Заниматься физической культурой и сохранением здоровья ребенка;
  3. Создавать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребенка в социуме взрослых и сверстников;
  4. Воспитывать потребность и готовность войти в мир людей, культуры, знаний;
  5. Инициировать творческие проявления ребенка в современной социальной действительности;
  6. Развивать личность ребенка через познание ценностей жизни;
  7. Организовывать экологически чистое пространство.

Так как приоритетным направление в работе нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная направленность, большое внимание уделяется созданию развивающей среды, которая помогает обеспечить оптимальную двигательную активность ребенка в течение дня, чтобы ребенок не просто удовлетворял желание двигаться, а познавал себя и окружающее пространство через движение, которое становится средством получения информации. В каждой возрастной группе оборудован физкультурный уголок или уголок юного спортсмена. Где наряду с традиционным оборудованием много нестандартного спортивного оборудования, которое помогает проявлению творческой инициативы воспитанников. При подборе оборудования в спортивный уголок воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей: так для детей страдающих плоскостопием изготовлены специальные карегирующие коврики, для детей с заболеваниями верхних дыхательных путей есть оборудование «ветерок» и т.д.

На игровых участках также имеется спортивное оборудование, изготовленное самими воспитателями совместно с родителями, что позволяет детям самостоятельно организовывать различные игры во время прогулки.

Обязательными элементами предметной среды нашего детского сада являются природно-экологические и архитектурно-ландшафтные объекты. Для развития познавательной активности детей, формирования навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представлений об окружающей природе нами создана мини-лаборатория. В ней наши воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными объектами. Каждый ребенок имеет возможность проводить опыт самостоятельно, испытывать при этом радость открытия и сравнивать результаты собственной работы с результатами других детей. Лаборатория расположена в отдельном помещении, в котором имеется необходимое оборудование: небольшие столики, стулья, различные емкости для проведения опытов, микроскоп, различный природный материал, бумага для фильтрования, трубочки для коктейля (новые).

Большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями играют уголки природы в группах. При их организации мы учитываем следующие моменты:

  1. Содержание в уголках 1 – 2 типичных комнатных животных;
  2. Создание благоприятных условий для существования животных;
  3. Подбор комнатных растений с учетом их биологических характеристик и возрастной группы детей;
  4. Выделение в уголке природы места (полочка или шкаф) для хранения корма и оборудования по уходу за растениями и животных, книг, иллюстраций, содержащих информацию о животных и растениях, а также календарей природы, дневников наблюдений.

Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Кроме того, постоянное общение ребенка с живым существом приучает его заботиться о нем, чувствовать ответственность за свои действия.

 В подготовительной группе оборудован уголок экспериментирования. В этом уголке имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов. Создание такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по интересующей его теме.

На территории детского сада имеются огород и цветники. В которых дети под руководством воспитателя производят посев, уход и наблюдения за ростом и развитием растений. Также есть уголок леса, луга и уголок «Африканского сафари».

        Краеведение – это изучение родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории, культуры. Работа в центре краеведения расширяет кругозор, способствует нравственному проявлению личности, пробуждает любовь к родному городу, краю, России. Для этого в ДОУ оборудована «Русская горница». Также в горнице оборудованы мини-музей кукол и мини-музей старинных вещей. В группах детей старшего возраста есть патриотические уголки, в которых присутствуют символика страны, сведения о Смоленском крае, родном городе, его достопримечательностях, знаменитых людях Смоленщины. Материал в уголок подбирается с учетом возрастных особенностей детей и их интиресов.

        Уголки игр и игрушек в группах – предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. Уголки оформляются педагогами совместно с детьми. Игры, атрибуты и другие пособия подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

         В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы: театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых  и плоскостных фигур, куклы-бибабо) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы  с головками насадками, разные маски, декорации);  готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок; атрибуты-заместители.

        В группе детей раннего возраста оборудован уголок ряженья.

        Здесь же располагаются полки с книгами – по 5 – 6 наименований из прочитанных книг и по 1 – 2 новых, незнакомых детям; столик, на котором есть карандаши и бумага (за ним дети могут посмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним).

        В каждой группе есть зоны творчества. Здесь имеется различный изобразительный материал (краски гуашевые, акварельные, цветные карандаши, пастельные мелки), материал для творчества из бумаги, природный материал, пластилин, что позволяет детям в продуктивной деятельности отображать собственное художественное восприятие, видение мира его понимание.

        Также есть музыкальные уголки. Здесь дети могут выбрать музыкальный инструмент по своему интересу.

        Во всех возрастных группах созданы зоны отдыха – мягкие диваны и кресла, с помощью родителей сшиты мягкие пуфики – на них можно удобно устроиться, уединиться и развернуть совместную игру.

        В группах оборудованы личные уголки для хранения любимых игрушек и значимых для ребенка вещей.

        В ДОУ оборудован «Автогородок», здесь дети имеют возможность познакомиться с различными дорожными знаками, с различными видами транспорта. Дети с удовольствием организуют различные сюжетные игры, которые позволяют им в доступной форме постичь навыки поведения на улицах города, в общественном транспорте.

        Детский сад – огромный путь развития ребенка. Именно в этот период он овладевает всем, что требуется человеку. Он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, радоваться и переживать, желать и делать, ходить и бегать, говорить; в короткий срок он познает окружающий его мир.

        Призыв великого педагога-гуманиста Ф.Фребеля к родителям и воспитателям: «Будем жить для наших детей» - и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей, подчеркивает единство поколений, требует пристального внимания к детству и бережного руководства развитием ребенка – самого дорогого и ценного что есть на земле.

        В любом случае, любовь к детям, знание их индивидуальных психомоторных особенностей и базовых потребностей, душевное созвучие помогут воспитателям успешно ввести детей в мир движений, игр, фантазий, радости и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей

Методологическая ориентация в педагогической деятельности,...

Статья "Проектный метод в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в работе с родителями в ДОУ"

В сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы: содействия и сотрудн...

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...