Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей
презентация на тему

Дударева Зоя Петровна

Методологическая ориентация в педагогической деятельности, 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей

Слайд 2

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Слайд 3

Составляющие ЛД подхода Первый компонент — основные понятия, которые при осуществлении пед . действий являются инструментом мыследеятельности : индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, выбор, пед . поддержка. Второй компонент — исходные положения (принципы) и основные правила построения процесса обучения и воспитания детей. Третий компонент — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности

Слайд 4

В основе личностно-ориентированного воспитания и обучения – признание уникальной сущности каждого ребёнка и индивидуальности его образовательной траектории

Слайд 5

Принципы личностно-ориентированного обучения 1. Принцип самоактуализации 2. Принцип индивидуальности 3. Принцип выбора 4. Принцип творчества и успеха 5. Принцип доверия и поддержки

Слайд 6

Организация ЛО занятия предполагает: проектирование взаимодействия на основе учёта личн. особенностей детей; использование разнообр. форм общения; создание для детей ситуации успеха; стимулирование детей к осуществлению выбора; разнообразие приемов пед.поддержки; создание условий для проявления самостоятельности и инициативы детей

Слайд 7

Модель ЛО занятия Компоненты Их характеристика Целевой Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъектности, креативности детей. Содержательный Содержание занятия является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения детей . Организационно-деятельностный Основан на совместной деятельности, активное и заинтересованное участие каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, развитие его индивидуальности. Создание для детей ситуаций выбора и успеха. Диалоговые формы общения. Оценочный Критерием оценки результативности занятия выступают обогащение личного опыта ребёнка, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей детей, комфортность и активность их участия на занятии

Слайд 8

Результат ЛО занятия: ребёнок повысил своё самоуважение ощутил себя более компетентным

Слайд 9

Новая трактовка индивидуального подхода включает : отказ от ориентировки на среднего ребёнка; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности; учёт особенностей личности в УВ процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития, её коррекция.

Слайд 10

- это творческое соучастие субъектов в едином процессе деятельности для достижения общей цели, при котором участники этой деятельности, дополняя друг друга, образуют систему отношений содействия, в которой творческие возможности и способности детей и взрослых реализуются наиболее полно Сотрудничество детей и взрослых в пространстве ДО

Слайд 11

принцип открытости и доверительного общения; принцип эмпатийного межличностного взаимопонимания; принцип диалога; принцип добровольного, свободного и самостоятельного определения в деятельности; принцип взаимной ответственности; принцип познавательной активности; принцип индивидуализации каждого субъекта сотрудничества. Принципы организации сотрудничества детей и взрослых:

Слайд 12

Идеи педагогики сотрудничества 1. Идея субъектности, авторской позиции Признаки субъектности : (чтобы дети действовали) осознанно (понимали, что надо сделать) осмысленно (понимали, как нужно делать) умело (и могли сделать) 2. Идея самостоятельности

Слайд 13

Идеи педагогики сотрудничества 3. Мотивированность обучения Способности ребёнка: интеллектуальные (познание истины). Основной мотив - польза, деятельность. эмоциональные или эстетические. Мотив учения - красота и гармония. интуитивные – предположение. Мотив - возможность общения. 4. Идея активности Активизирующие приемы : эффект новизны, юмор неожиданность, парадокс , игровые приемы, субъектный опыт, проблемный вопрос, ассоциации

Слайд 14

Педагогическая поддержка - помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, этическим выбором (самоопределением)

Слайд 15

Этапы педагогической поддержки I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности , диагностика предполагаемой проблемы II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы) IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (стимулирование инициативы, безотлагательная помощь ребёнку) V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущей деятельности, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности

Слайд 16

Составляющие педагогической поддержки (ЛО общения) Поддержка – это процесс, включающий множество повышающих самоуважение техник : принятие внимание уважение одобрение теплые чувства

Слайд 17

Внимание Приветствия детей Выслушивайте детей Основы правильного слушания : 1. Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать — не торопитесь говорить. 2. Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, кивок головой в сторону говорящего. 3. Вербализируйте интерес без слов: “ М-м ” и других междометий. 4. Используйте пару фраз: “Если я тебя правильно поняла...” (и далее повторите мысль ребёнка, но своими словами). Научите детей просить внимания

Слайд 18

Уважение (признание) Положительное подкрепление «Я-высказывание» Используйте 3-частную форму «Я-высказывания», то есть описывайте последовательно: 1) действие ребёнка и его результат, 2) что вы чувствуете или думаете о нём, 3) позитивный эффект от него. Фокус на настоящем Письменные признания Просьба ребёнка о помощи

Слайд 19

Одобрение Простые предложения : «Мне нравится твоя доброта», «Как у тебя интересно получается...» и т. д . Авансирование Комплимент ребёнку

Слайд 20

Теплые чувства Выражение положительных эмоций Теплые прикосновения Высокий уровень общения Высокий уровень общения стимулирует деятельность детей, повышает эффективность обучения на 15-18% . Низкий уровень общения порожда е т депрессивные формы переживаний, созда ё т у детей чувство неполноценности, недооценку своих способностей, снижает работоспособность от 10-20% у слабых воспитанников, до 37% у сильных .

Слайд 21

ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЕЗНЫ, ЕСЛИ ОНИ СОВЕРШАЮТСЯ ГРАМОТНО Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявл...