Главные вкладки

    ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Плишкина Наталья Владимировна

    Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, – является проявлением и утверждением общественной жизни». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon individualnyy_podhod_kak_printsip_vospitaniya.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………5

    1.1 Прогрессивные педагоги об индивидуальном процессе воспитания и обучения……………………………………………………………………...5

    1.2 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка………………..9

    2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………….14

    2.1 Выявление индивидуальных особенностей дошкольника………….14

    2.2 Единство принципов индивидуального подхода воспитания и обучения в МКДОУ детском саду №1 «Светлячок» г. Малмыжа и семье……………………………………………………………………….15

    2.3 Индивидуальный поход, как принцип воспитания и обучения в игровой деятельности……………………………………………………...18

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...24

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что высшей ценностью нашего общества является человек и внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

    Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество. Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

    Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, – является проявлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы». Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

    Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

    Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

    Цель курсовой работы – изучить индивидуальный подход, как принцип воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    Объект – целенаправленный процесс воспитания детей дошкольного возраста в МКДОУ детском саду  общеразвивающего вида №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей   г. Малмыжа Кировской области.

    Предмет – индивидуальный подход, как принцип воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

    • теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
    • исследовать осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

    В ходе работы применялись следующие методы: общетеоретические и изучение педагогической литературы.

    При написании курсовой работы использовались учебные пособия и учебники по выбранной теме.

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1.1 Прогрессивные педагоги об индивидуальном процессе воспитания и обучения

    Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

            Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода  к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считала его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным  особенностям очень разные.

            А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

            Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и  индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.

            Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» [11, с.19].

            Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям. Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что  методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

            Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития  индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» [8, с.9]. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с  индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

    Проблема  индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

    Для формирования личности имеют большое значение  особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения. Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.

    Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется  в процессе его воспитания и обучения,  в  трудовой и общественной деятельности. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

            Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного                                                                                                                                        поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

              Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

              В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.        

            Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива. Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка [8, с.13].

            Таким образом, одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.         Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка.

    1.2 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

    Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

    Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

    Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

    Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

    В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой. Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

    Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.

    Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

    Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

    Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка. Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

    Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

    Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе. К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность [16, с. 197].

    Таким образом, возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что дошкольники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

    2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    2.1 Выявление индивидуальных особенностей дошкольника

            

    При изучении индивидуальных особенностей детей в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей г. Малмыжа Кировской области следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

            Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

            Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

            Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие. Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

    Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

    2.2 Единство принципов индивидуального подхода воспитания и обучения в МКДОУ детском саду №1 «Светлячок» г. Малмыжа и семье

    За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

    В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:

    1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.
    2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
    3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

    Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости. Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии»,  ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

    Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

            Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога. Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.

            В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

            Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Формы работы могут быть самые разные, - это посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конффенции. Но приоритет остается за индивидуальной формой [15, с. 224].

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. Работу, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.
    2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.
    3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.
    4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.
    5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.
    6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала  планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

     

    2.3 Индивидуальный поход, как принцип воспитания и обучения в игровой деятельности

    Игра составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. Однако в практике школ в результате введения обучения, можно довольно часто наблюдать значительное отклонение от этой истины.

    Наши педагоги и психологи много думали над проблемами игры ребенка в дошкольном возрасте. Они познакомились со всеми существующими теориями детских игр, от Платона и Аристотеля до самых современных. Эти различные теории, например теория «неиспользованной энергии», теория «активного отдыха», и т.д., имели у нас своих сторонников и противников. Дадим краткий обзор точек зрения нескольких авторов на эту проблему.

    Ян Амос Каменский рассматривал игру как естественную потребность ребенка двигаться, играть, ибо каждому здоровому ребенку просто необходимо двигаться. Он считал, что детям нужно помогать в игре и следить за ними. Он настаивал на руководстве детскими играми, так как они имеют большое воспитательное значение. На мой взгляд для него игра представляла собой наиболее удобный вид занятий для детей, потому что в дошкольный период ребенок еще не может работать. Игра, которая является естественным занятием ребенка, удовлетворяет его стремления двигаться, действовать: «чем больше ребенок делает, бегает, работает, тем лучше он потом спит, тем лучше усваивает пищу, тем лучше растет, тем лучше здоровье и свежесть тела и мысли приобретает, но только всегда беречь его надо, чтобы увечий не было». Он отдает предпочтение подвижным играм перед спокойными, так как подвижные игры равномерно включают в действие все мышцы, все тело, а не отдельные его части.

    Еще один автор, такой как Ян Чаяк, приучал своих учеников к тому, чтобы они сами изготавливали игрушки из дерева из свинца. Он собирал их, изучал, делал коллекцию, которую хотел подарить Словацкому музею для учебных целей. Чаяк следил за интересами своих учеников, за их ловкостью и наблюдательной способностью, особенного за самостоятельным наблюдением и способностью комбинировать. Способным ученикам он уделял особое внимание. Существуют многие авторы, у которых свой подход к игре, но все они требуют, чтобы детские игры направлялись и организовывались взрослыми. Это руководство должно быть тактичным, чтобы, с одной стороны, оно способствовало развитию таких черт характера, свойств, как упорство, настойчивость, активность, изобретательность, а с другой – готовило детей к их будущей деятельности.

    Психологи делят все игры на четыре группы, в зависимости от того, какой психологический процесс занимает в данной игре данное место:

    1) функциональные игры: в них находят применение разные функции развивающихся органов, движений тела и конечностей, головы и т.д. Такие игры заключаются в том, что ребенок лежит, хватает предметы, ударяет ими и т.д. Эти игры характерны для годовалых детей, затем они постепенно прекращаются.

    2) рецептивные игры: основным в этом виде является восприятие внешних импульсов. Здесь в максимальной мере действуют органы чувств: зрение, слух, осязание и т.д. Рассматривание картинок, книг, различение звуков – вот основное содержание этих игр. Наиболее подходящий возраст для них пять лет.

    3) ролевые игры: в этих играх берут на себя определенную роль и вживаются в изображаемую ситуацию. Они требуют от детей более самостоятельных и зрелых действий, поэтому их можно проводить тогда, когда речь и мышление ребенка достаточно развиты, примерно с двух лет.

    4) конструктивные игры: в основе заложено стремление создать что-либо, причем основное внимание уделяется результату. Содержание конструктивных игр – строительство, вырезание и т.д. Эти игры являются основой трудовых навыков и начинают привлекать детей примерно в два года.

    Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения. Но речь идет не только о подражании. Игры, направленные взрослыми, учат детей правильно оценивать общественные явления, воспитывать определенное отношение к этим явлениям и положительные черты характера. Игры дают возможность ребенку активно включаться в дела взрослых. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья (ходьба, бег, прыжки и т.д.).

            Итак, все виды игр, если ими руководят педагоги, важны для развития личности ребенка. Они являются как бы школой, в которой дети учатся жизни. Они приучают детей к физической и умственной деятельности, необходимой в их дальнейшей трудовой жизни, способствует правильному физическому развитию. В игре формируются коллективные отношения, воспитывается правильное отношение к труду, формируются положительные черты характера [11, с. 196].

            Таким образом, в игре развиваются познавательные процессы: воображение, память, внимание, мышление и речь; дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. И, наконец, игра вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому является одним из средств эстетического воспитания.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, индивидуальный подход к воспитанию детей подразумевает под собой не только эстетическое образование, под которым надо понимать не только преподавание какого-то упрощенного детского искусства, но и систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее.

    «Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы безуспешным, ибо радость жизни, любование и творчество есть конечная цель и труда, и науки» – А.В. Луначарский. Умственное воспитание необходимо человеку не только для того, чтобы он применял знания в труде, но и для полноты духовной жизни – для того, чтобы уметь оценить богатство культуры и искусства. Самое основное в дошкольном деле – это воспитание умения дружно жить, играть, работать.

    Важнейший педагогический инструмент – умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.  Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать, как сказал В.А. Сухомлинский. Формирование детей происходит в процессе воспитания, которое «неотделимо от его практического участия в созидательном труде, в общественной жизни, в решении задач».

    Таким образом, вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что  методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков. В игре развиваются познавательные процессы: воображение, память, внимание, мышление и речь; дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. И, наконец, игра вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому является одним из средств эстетического воспитания.

    Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

    Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей; любовь к детям; основательный теоретический баланс; способность педагога размышлять и умение анализировать. Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Бениаминова, М. В. Воспитание детей [Текст]: Учебник / М. В. Бениаминова. – М.: Просвещение, 2012. – 470 с. – ISBN 978-5-65220-9952-7
    2. Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст] /под редакцией Г.М. Ляминой – М.: Просвещение, 2010. – 423 с. – ISBN 978-5-5521-88754-4
    3. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д. В. Винникотт. – М.: Класс, 2008. – 360 с. – ISBN 978-5-46522-5223-2
    4. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Петровского А. В. – М.: Просвещение, 2012. – 590 с. – ISBN 978-5-65233-9965-7
    5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах [Текст]. т.4. – М.: Педагогика, 2004. – 520 С. – ISBN 5-6552-44462-8
    6. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие. Часть 1 /под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2005. – 455 с. – ISBN 8-065522-552-5
    7. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие. Часть 2 /под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2005. – 669 с. – ISBN 8-65422-4000-7
    8. Дошкольная педагогика [Текст] /под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 515 с. – ISBN 978-5-3622-52220-5
    9. Дубровина, И. В. Психология [Текст]: Учебник для студ.сред.пед. учеб.завед. / И. В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. – М.: Академия, 2004. – 464 с.  – ISBN 5-6565422-995-9
    10. История дошкольной педагогики в России [Текст] /под редакцией М.Ф. Шабаевой – М.: Просвещение, 2006. – 532 с. – ISBN 5-78552-441-1
    11. Савин, И. В. Методика преподавания педагогики [Текст]: Учебное пособие / И. В. Савин. – М.: Просвещение, 2011. – 606 с. – ISBN 978-5-49552-03114-0
    12. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст]: Учебное пояобие / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 2013. – 550 с. – ISBN 978-5-66850-1325-5
    13. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М. И. Махмутов. – М.: Просвещение, 2007. – 400 с. – ISBN 978-5-4455-777-8
    14. Макаренко, А. С. Проблема школьного воспитания [Текст]: Учебное пособие / А. С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2004. – 448. – ISBN 5-45522-444-8
    15. Макаренко, А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта [Текст]: Пед. соч. / А. С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2004. – 490 с. – 448 с. – ISBN 5-06522-446-9
    16. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учебник. Книга 1, 2, 3 /  Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 689 с. – ISBN 978-5-79855-2002-7
    17. Общая психология [Текст]: Учебн. пособие / Под ред. Петровского -2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1997. – 239 с. – ISBN 5-0665212-885-4
    18. Пашков, А. Г. Педагогика и психология [Текст]: Учебн. пособие /  А. Г. Пашков. – М.: Просвещение, 1999. – 576 с. – ISBN 5-06022-15150-0
    19. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических   вузов   и   педагогических колледжей. / Под ред. ПИ. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 290 с. – ISBN 5-45622-855-7
    20. Подготовка детей к школе [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: Просвещение – Братислава «Словацкое педагогическое издательство, 1990. – 375 с. – ISBN 5-33220-118-7
    21. Справочник по дошкольному воспитанию [Текст] / Под ред. А. И. Шустова. - М.: Просвещение, 1980. – 530 с. – ISBN 5-324-5552-0
    22. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст]: Учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с. – ISBN 5-06522-444-9
    23. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для вузов / Б. Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 2003. – 480 с. – ISBN 5-4622-118-7
    24.  Плаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Плаже. – М., 1999. – 350 с. – ISBN 0-46522-8852-7
    25.  Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2001. – ISBN 5-913322-4460-8
    26.  Психология [Текст]: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 656 с. – ISBN 8-5220-000440-7
    27.  Рубинштейн, С. Л.  Основы общей психологии в 2 т. [Текст]: Учебное пособие /  С. Л.  Рубинштейн. – Т.1. - М.: Просвещение, 1999. – 520 с. – ISBN 978-5-099522-44462-5
    28. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 490 с. – ISBN 5-87440-0111-3
    29. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]: Учебник / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2003. – 672 с. – ISBN 5-06522-005412-8

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    "Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

    Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонения-ми в развитии и подготовка их к школе. Инновационный проект

    Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе ...

    Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

    Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

    Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

    Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

    Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег

    Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...

    Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

    Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт...