материал по обмену опыта на тему: " Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"
статья
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Путилова Н.В.
Воспитатель ,
1 квалификационная категория,
МБДОУ ЦРР-д/с№5,
МО Усть-Лабинский район
Индивидуальный подход в воспитании и обучении
детей дошкольного возраста
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д.Ушинский
Дошкольный возраст является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения. В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Каждый человек - единственный и неповторимый. И выражается это в наших индивидуальных особенностях. И в том, что каждый из нас по-разному – индивидуально – относится к окружающим. Находит свой подход к людям. Ведь невозможно общаться и взаимодействовать со всеми одинаково. Точно также и воспитание, и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Учет индивидуальности именно в детском возрасте означает раскрытие возможности максимального развития каждого ребенка
В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой , как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» А.С.Макаренко.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского – великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В индивидуальном подходе нуждается, каждый без исключения ребенок. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом. Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Необходимость индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения обуславливается тем обстоятельством , что по мере усложнения содержания и характера деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.
Подойти к ребёнку индивидуально – это значит понять самого ребёнка: что он из себя представляет , каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит. Реализация индивидуального подхода позволяет педагогу формировать у каждого ребенка, согласно уровню его развития, умение понимать и ставить учебно-познавательные задачи, планировать свою работу, выбирать необходимые пути и средства решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты. Педагог должен уметь анализировать и прогнозировать. Знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных с ними. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс.
Индивидуальный подход на ООД способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка . В своей работе, я осуществляю индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста , деля их на подгруппы.
В первой подгруппе– дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением творческих способностей. Для них подбираю более сложные задания.
Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны.
Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй.
В своей образовательной деятельности, я применяю следующие принципы обучения:
1.Перед началом занятия, продумать посадку детей, с учетом особенностей физического и психического развития .
2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
3.Развивать инициативу и самостоятельность.
4.Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.
5. Учить детей толерантности.
6.Учитывать индивидуальные особенности детей, при постановке вопроса.
7.Давать время на ответ, не торопить с ответом.
8. Охватывать вниманием всех детей .
9. Создание атмосферы безопасности и доверия.
Также можно проводить индивидуальную работу с дошкольниками вне занятий, предлагать задания родителям на дом , для закрепления пройденного материала.
Индивидуальный подход в настоящее время назван обязательным в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая и одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию, что возможно только в рамках индивидуального подхода. Зная и учитывая индивидуальные отличия детей, поможет воспитателю обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе обучения.
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.
Используемая литература:
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе -
2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.
2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.
3. Савельев А.М. //Индивидуальный подход в педагогическом процессе. Педагогика.–2004. 4. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. WWW.window.edu.ru/resource/897/
5. http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-tema-individualnyipodhod-v-doshkolnom-obrazovani.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском сад...
Контрольная работа по теме :Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей в условиях детского сада"
Для каждого ребёнка нужен индивидуальный подход....
Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявл...
"Индивидуальный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Цель данной статьи: охарактеризовать такое явление, как индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста.Для достижения этой цели был поставлен ряд задач:-отобрать и проанализироват...
Осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от во...
«Нейропсихологический подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Метод нейропсихологического подхода является здоровьесберегающим, игровой технологией, позволяющей в комплексе решать вышеперечисленные проблемы у детей дошкольного возраста.Таким образом, применение ...