материал по обмену опыта на тему: " Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"
статья

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Путилова Н.В.

                                                   Воспитатель ,

1 квалификационная категория,

                                                               МБДОУ ЦРР-д/с№5,

                                                                          МО Усть-Лабинский район

Индивидуальный подход в воспитании и обучении

детей дошкольного возраста

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,               то она должна узнать его тоже во всех отношениях.

                                                                                                            К.Д.Ушинский

 Дошкольный возраст является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения. В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Каждый человек - единственный и неповторимый. И выражается это в наших индивидуальных особенностях. И в том, что каждый из нас по-разному – индивидуально – относится к окружающим. Находит свой подход к людям. Ведь невозможно общаться и взаимодействовать со всеми одинаково. Точно также и воспитание, и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.  Учет индивидуальности именно в детском возрасте означает раскрытие возможности максимального развития каждого ребенка

 В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой , как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 

 «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» А.С.Макаренко.

          Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского – великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Замечательный русский педагог                                  К. Д. Ушинский высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.

 Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня.  

 Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В индивидуальном подходе нуждается, каждый без исключения ребенок. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом.  Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Необходимость индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения обуславливается тем обстоятельством , что по мере усложнения содержания и характера деятельности,  индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.

Подойти к ребёнку индивидуально – это значит  понять самого ребёнка: что он из себя представляет , каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит,  а что не любит. Реализация индивидуального подхода позволяет педагогу формировать у каждого ребенка, согласно уровню его развития, умение понимать и ставить учебно-познавательные задачи, планировать свою работу, выбирать необходимые пути и средства решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты. Педагог должен  уметь  анализировать и прогнозировать. Знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных с ними.  Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.                                                                                  

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс.

           Индивидуальный подход на ООД способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка . В своей работе, я осуществляю индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста , деля их на подгруппы.    

 В первой подгруппе– дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением творческих способностей. Для них подбираю  более сложные задания.

 Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны.

           Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй.

           В своей образовательной деятельности, я применяю следующие принципы обучения:

1.Перед началом занятия, продумать посадку детей,  с учетом особенностей физического и психического развития .

2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

3.Развивать инициативу и самостоятельность.

4.Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.

5. Учить детей толерантности.

6.Учитывать индивидуальные особенности детей, при постановке  вопроса.

7.Давать время на ответ, не торопить с ответом.

8. Охватывать вниманием всех детей .

9. Создание атмосферы безопасности и доверия.

Также можно проводить индивидуальную работу с дошкольниками вне занятий, предлагать задания родителям на дом , для закрепления пройденного материала.

Индивидуальный  подход в настоящее время назван обязательным  в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая и одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию, что  возможно только в рамках индивидуального  подхода. Зная и учитывая индивидуальные отличия детей, поможет воспитателю обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе обучения.    

 Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.

 Используемая литература:

1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе -

2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.

 2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.

 3. Савельев А.М. //Индивидуальный подход в педагогическом процессе. Педагогика.–2004.                                                                                                                      4. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. WWW.window.edu.ru/resource/897/

5. http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-tema-individualnyipodhod-v-doshkolnom-obrazovani.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявл...

"Индивидуальный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Цель данной статьи: охарактеризовать такое явление, как  индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста.Для достижения этой цели был поставлен ряд задач:-отобрать и проанализироват...

Осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от во...

«Нейропсихологический подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Метод нейропсихологического подхода является здоровьесберегающим, игровой технологией, позволяющей в комплексе решать вышеперечисленные проблемы у детей дошкольного возраста.Таким образом, применение ...