"Индивидуальный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
статья

Хачатрян Диана Ишхановна

Цель данной статьи: охарактеризовать такое явление, как  индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели был поставлен ряд задач:

-отобрать и проанализировать научную литературу, статьи, интернет-источники по теме;

-раскрыть понятие «воспитание»;

-рассмотреть и сравнить  подходы в воспитании детей;

-определить место индивидуального подхода в системе существующих подходов в воспитании;

-изучить различные взгляды теоретиков касательно индивидуального подхода в воспитании;

-выявить особенности индивидуального подхода в воспитании детей-дошкольников;

- показать современное состояние реализации индивидуального подхода в условиях ДОУ.

При решении поставленных задач использовались такие методы как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста»

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества.

Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка.

Результаты современных психолого- педагогических исследований убедительно доказывают необходимость реализации индивидуального подхода не только в обучении, но и в воспитании детей. Исследования в области физиологии, психологии свидетельствуют о необходимости учета в процессе воспитания нейродинамических характеристик ребенка, типов восприятия информации, темперамент и другие личностные характеристики.

Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые в недалеком прошлом программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т.е не учитывались индивидуальные особенности детей.

В настоящее время в связи с переходом к новой субъект-субъектной модели взаимодействия педагога и ребенка, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, актуальным становится вопрос об индивидуальном подходе в воспитании в условиях ДОУ, его реализации на практике.

Исторически сложились различные подходы к пониманию сущности воспитания. Изначально воспитание понималось с социологической точки зрения, а именно как управление процессом социального развития личности через общение и практическую деятельность. Смысл воспитания в рабовладельческом обществе Древней Греции заключался в том, что раб брал за руку сына своего господина и вел его в школу. Обучение ребенок получал в школе, а управление его деятельностью и поведением осуществлял взрослый, воспитывая в нем навыки самоорганизации.

Вскоре значение греческого слова стало трактоваться философски - «вести ребенка по жизни», обогащать его социальное развитие, способствовать формированию нравственного человека.

В настоящее время появилось множество определений воспитания, из которых стало возможным более точно составить представления о его сущности, опираясь на гуманистический, личностно-ориентированный подход. Основные характеристики современного воспитания были сформулированы М.И. Рожковым  на Всероссийской конференции по проблемам теоретико-методологических основ воспитания, проведенной в Волгограде в 2004 г. Ученым было дано определение воспитанию и выделены его следующие основным признаки. Воспитание - динамичное явление, предполагающее качественные и количественные изменения, происходящие в людях, с которыми взаимодействует воспитатель. Оно целенаправленно и имеет гуманистическую направленность. В качестве важнейшего признака выступает взаимодействие воспитателя и воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию[1].

При определении подходов к понятию «воспитание» также большую роль играют связи теории воспитания с другими отраслями научного знания.  

С социальной точки зрения воспитание- это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

С психологической точки зрения воспитание- это процесс целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с ним.

Воспитание с педагогической точки зрения - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладеванию ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. Воспитание в данном определении, представленном И.Ф.Харламовым, объединяет в себе разные точки зрения на формирование личности ребенка.

Эффективность воспитания отображает прогрессивную тенденцию развития страны, поскольку ее процветание зависит от активной жизнедеятельности хорошо воспитанных и образованных граждан. Понимая это, во многих странах мира стремятся улучшить уровень образования и поддержать его бесплатное существование для детей дошкольного и школьного возраста.

Подход в воспитании понимается как определённая позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению. Это теоретически обоснованный конкретный практический путь реализации тех или иных принципов и комплекса основанных на них идей, которыми руководствуется педагог. С течением времени в обществе обычно изменяется приоритет ценностей, что влечет за собой смену акцентов в воспитании.

Педагогические подходы в настоящий момент представляют собой целостное, осмысленное знание о гармоническом развитии личности ребенка в процессе организации педагогического взаимодействия.

В его основе лежат идеи системного, культурологического, деятельностного, социального, аксиологического, индивидуального подходов.

Но прежде чем, перейти к рассмотрению современных подходов к воспитанию, дадим характеристику традиционного (авторитарного) подхода.

Традиционно под воспитанием принято понимать: процесс передачи жизненного опыта старших поколений – младшим. Стремление поставить воспитание на службу государству и определенной  идеологии, привело практически к забвению этой традиционной функции. Воспитание стали трактовать, как целенаправленное формирование личности с заданными  свойствами нужной и полезной обществу. Под  влиянием советской  идеологии в педагогике прочно утвердились авторитарные методы воспитания. Собственная природа ребенка, его индивидуальность и самобытность в воспитании не учитывались. Такое понимание воспитания подразумевает: субъект - объектное отношение учителя и ученика, при  котором цели и средства воспитания остаются формирующими, внешними по отношению к личности воспитуемого и слабо затрагивают его внутреннюю духовную сущность (педагог выступает не субъектом общения, а субъектом  воздействия, воспитанник, соответственно – объектом  воздействия). При этом нет взаимодействия, а есть однонаправленное воздействие. Данный подход в настоящее время изжил себя, он не доказывает свою эффективность, так как нарушается гармоничное развитие личности, тормозится становление свободного, творческого мышления детей.  

Как известно, объективным законом воспитания является закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе системного подхода к развитию личности, который разрабатывали такие ученые, как Н.Т.Абрамова, В.Г.Афанасьев, Т.А.Ильина, В.Д.Шадриков. Системный подход также употребляется в более широком значении, ориентируя педагога-исследователя на раскрытие целостности объекта, выявлении его связей и отношений. Объектом исследования может быть не только ребенок, но и воспитательная деятельность, работа в образовательном учреждении и т.д. Поэтому системный подход позволяет изучать и разрабатывать систему воспитания и обучения, характеризуя цель, содержание, средства, методы во взаимосвязи друг с другом- как целостный процесс.

Деятельностный подход, который развивали ученые И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, предполагает направленность всех педагогических мер на организацию разнообразных видов деятельности, начиная с общения в раннем возрасте и заканчивая элементами учебной деятельности в школьном дошкольном возрасте. В каждом периоде возрастного развития усвоенные виды деятельности не теряют своего значения: только через деятельность ребенок усваивает науку и культура, способы переживания, познания и преобразования мира. Особенности и успешность прохождения отдельных стадий личностного развития зависят от участия ребенка в деятельности. Степени активности и интереса к ней, а также от характера и направленности самой деятельности. По Л.И.Божович, ведущая деятельность определяет психическое развитие детей в определенный возрастной период, возникновение и формирование основных психологических новообразований личности.

Социальный подход в воспитании обозначает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребенка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребенка и общества. Социальный подход в воспитании пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с осознанием своего места в семье, группе и социуме, отношениями с людьми, познанием и преобразование окружающего мира.

Аксиологический подход к воспитанию заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде, оказывающей влияние на формирование ценностных ориентация личности ребенка.

Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания с учетом основных положений этнопедагогики и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях общечеловеческой и национальной культуры. Так, в концепции, развиваемой русскими философами Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, П.Ф.Флоренским, человек предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. При этом человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.

Как можно увидеть, представленные подходы к воспитанию раскрывают этот процесс как многогранный и сложный, но в то же время направленный на развитие всех сторон личности ребенка, его приобщение к культуре, его приспособлению к жизни в обществе. На наш взгляд, индивидуальный подход  в какой-то степени может объеденить  все вышеперечисленные подходы. Они предстают через призму особенностей конкретного ребенка, его исключительности и неповторимости.


Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Уже в педагогической системе Я. А. Коменского- великого чешского педагога – чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.

Особое место занимают труды Жан-Жака Руссо. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Н. К. Крупская в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание». Советы Н. К. Крупской ориентируют педагога – воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А. С Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. А. С. Макаренко считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

По мнению В.А.Сухомлинского,  путь изучения индивидуальных особенностей ребенка, нужно начинать с его семьи, с необходимости педагогического просвещения его родителей, так как в каждой семье свой уклад, свои традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

С 1980-х гг. идея индивидуального подхода разрабатывалась такими учеными, как К.А.Абульханова, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович.

Суть индивидуального подхода в современной психолого-педагогической литературе исследователями трактуется неоднозначно (В.А.Ссластенин, В.Д.Шадриков, И.С.Якиманская). общим является отношение педагога к воспитаннику как личности, субъекту собственного развития и субъекту воспитательного взаимодействия. В качестве ведущего направления в развитии ребенка признается формирование его личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI веке, но без знаний педагогом психологии она не может быть решена успешно. Отечественные психологи А.А. Люблинская, А.Н.Леонтьев, А.Г.Ковалев, Я.И.Ковальчук, А.В.Запорожец и другие исследователи рассматривали проблему индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Индивидуальный подход предполагает, что осуществление педагогического процесса происходит с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.

Для воспитателя важно помнить, что у детей любого темперамента можно развить способности, интерес к активному и здоровому образу жизни. Так, в планировании деятельности можно воспользоваться такими положительными качествами сангвиника, как активное отношение к обучению, труду. Особое внимание стоит уделять детям-меланхоликам, который имеют слабый тип нервной системы и не переносят сильных воздействий. Детям-флегматикам, как правило, обычно уделяется мало внимания, так как они спокойны, внимательный, но у таких детей может возникнуть полное безразличие к любой деятельности, вялость, поэтому необходимо воспитывать у них эмоциональное отношение к специально организованным взрослыми воспитывающим и обучающим ситуациям. К детям-холерикам, наоборот, часто применяют меры сдерживающие их темперамент характера, поскольку они торопливы, несдержанны.

В основе индивидуального подхода лежит система гуманных отношений педагога с детьми, которая состоит из трех взаимосвязанных элементов: понимание, признание и принятие ребенка.

Понимание- проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Понимание детей очень затруднено по одной единственной причине: педагог уже взрослый, а ребенок еще нет. Поэтому профессиональная обязанность воспитателя - «возвращаться в детство». В таком случае ему будет понятно, почему воспитанник ведет себя так, а не иначе, почему он такой, какой есть. И почему не может быть другим.

Признание- право ребенка быть самим собой. Это примирение взрослых с его индивидуальностью, его взглядами, оценками и позицией. Какими бы они ни были, их должны уважать, считаться с ними. Педагог-гуманист верит в возможности ребенка.

Принятие означает безусловное, т.е. без каких-либо предварительных условий, положительное отношение к ребенку. Принятие- это не просто положительная оценка, это признание того, что ребенок принят со всеми его недостатками, он имеет право быть таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Педагог их должен знать и быть готовым справиться с недостатками.

Таким образом, понимая, признавая и принимая ребенка педагог проявляет уважение к нему, его мыслям, чувствам, переживания, правам и свободам. Относясь с уважением к каждому своему воспитаннику, к тому, что составляет детские ценности, воспитатель показывает детям, что любит и ценит их. Процесс воспитания в таких условиях становится эффективным.

Современная психология занимается проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Всем известно, что личность – это индивидуальное, неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному ребенку и отличающих его от всех других детей. Для формирования личности, имеет большое значение темперамент ребенка, он помогает ему приспособиться к изменяющимся условиям, сказывается на активности, работоспособности, уравновешенности поведения. В процессе воспитания и обучения у ребенка формируется характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности. Основными условиями становления характера являются – целенаправленная деятельность и единые требования поведения ребенка, как в публичном месте, так и дома, в семье.

Как уже отмечалось ранее, разностороннее, гармоничное развитие ребенка является одной из важнейших целей воспитательного процесса. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребенка.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что влияет на умственное развитие, формирование характера ребенка, обеспечивает охрану и укрепление здоровья.

В нравственном воспитании у детей- дошкольников формируются моральные нормы, опыт поведения, отношение к окружающим людям, формируется воля. Нравственное воспитание, также,  как и физическое, формирует характер ребенка.

Умственное воспитание формирует интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

Эстетическое воспитание - это важнейшая часть развития ребенка, оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Таким образом, знание воспитателем особенностей, склонностей, интересов и возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого необходимо постоянное изучение детей, выявление уровня развития каждого, темпа его продвижения вперед, поиски причин возможных неудач, планирование и решение конкретных задач, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Исследования Н.А.Каратаевой[2] показали, что в современных условиях деятельности ДОУ воплощение идеи индивидуального подхода к воспитанию и образовании в жизнь является несколько затруднительным.

Результаты исследования показывают, что 53% воспитателей ДОУ основные трудности в реализации индивидуального подхода видят в большой наполняемости групп, 48 % педагогов связывают сложности с обилием педагогической документации. Около 20 % воспитателей полагают, что низкая родительская компетентность в воспитании, отказ от сотрудничества с педагогом, потребительское отношение к ДОУ, невнимание  к собственному ребенку не способствует раскрытию заложенных в ребенке задатков.

По мнению 10 % педагогов, затрудняют процесс индивидуализации воспитания дошкольников увеличение в группе количества детей с особыми потребностями.

В своей педагогической практике 63 % воспитателей чаще всего индивидуальный подход осуществляют по отношению к гиперактивным детям, количество которых из года в год растет. Многие педагоги испытывают сложности в воспитании таких дошкольников. Усугубляет ситуацию сокращение в некоторых ДОУ ставки психолога. В данных условиях воспитанники не получают необходимой психолого-педагогической поддержки, а воспитатели не имеют профессионально значимых компетенций, связанных с проведением диагностики, интерпретации ее результатов, выборе подходящих средств и методов коррекции.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что индивидуальный  подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим  с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

  Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков, является органической частью педагогического процесса,  помогает вовлечь всех детей в активную деятельность.

Данный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.      

Проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты дифференцированного подхода к детям:

- понимание, признание и принятие детей;

- любовь к детям;

- основательные теоретические знания;

- способность педагога размышлять и умение анализировать.


Список источников и использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Минобрнауки от 17.10.2013

Научная литература:

  1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб.пособие для студ.учреждений высш.образования /Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева.- 4-е изд.,стер.- М.: Изд.центр «Академия», 2016.- 208с.- (Сер. Бакалавриат)
  2. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ : организац.-метод. аспект / М. Д. Маханева. - М. : Сфера, 2012 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 56 с.
  3. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2014. — 624 с. — (Сер. Бакалавриат).
  4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб пособие для студ.пед.колледжей.-М:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.-400 с.
  5. Савенков А.И. Образ ребенка в современной педагогической и психологической науке// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.- №4.-2014.- с.4-12
  6. Ильин Е.П. Психология для педагогов.- СПб: Питер, 2012.- 640 с.
  7. Каратева Н.А. Индивидуальный подход в обучении дошкольников: проблемы и перспективы// Детский сад: теория и практика.- №2(50).- М.: «Эдисьон пресс».-2015.-с.5-15

Электронные ресурсы:

  1. Тихолиз В.М. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf
  2. Сайт «Воспитать человека». В.А.Сухомлинский о воспитании.URL: http://vp-ch.ru/node/53 

 


[1]Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб.пособие для студ.учреждений высш.образования /Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева.- 4-е изд.,стер.- М.: Изд.центр «Академия», 2016.-(Сер. Бакалавриат).- С.49

[2]Каратева Н.А. Индивидуальный подход в обучении дошкольников: проблемы и перспективы// Детский сад: теория и практика.- №2(50).- М.: «Эдисьон пресс».-2015.-С.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявл...

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования

Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....

материал по обмену опыта на тему: " Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от во...

«Нравственно-патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОУ»

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства...