«Нейропсихологический подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Кашина Олеся Геннадьевна
Метод нейропсихологического подхода является здоровьесберегающим, игровой технологией, позволяющей в комплексе решать вышеперечисленные проблемы у детей дошкольного возраста.
Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нейропсихологический подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей. (сейчас я не делаю акцент на детей, которые прошли комиссию ПМПК и имеют диагноз)

 

Дошкольное образование развивается с сохранением лучших российских традиций, а также с поиском новых форм и методов работы, способствующих обучению и воспитанию детей. Ученые всего мира единодушно называют ХХI век – веком нейронаукПедагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с другими науками, а в частности с дошкольной педагогикой. Положительное влияние нейропсихологии на воспитание и обучение детей дошкольного возраста доказано в научных работах А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Л. С. Выготского, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман, А. В. Семенович, А. Е. Соболевой. Авторами подчеркивается, что ни одна проблема развития ребенка не является изолированной. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в работе приходит применение нейропсихологического подхода.

Сегодня мы бы хотели поделиться своим опытом внедрения нейропсихологического подхода в воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Наша работа состояла из 3 этапов.

  1. Теоретический этап

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, обеспечение условий и ресурсов для непрерывного профессионального образования и самосовершенствования педагогических кадров, развитие творческого и инновационного потенциала педагогического коллектива в целом.

Семинары

Дискуссии

Деловые игры

Тренинги

Профессиональные выставки

Работа творческих лабораторий

Тематические семинары

Вебинары

Курсы повышения квалификации

Это был самый сложный, но в то же время интересный этап. Почему он был сложным? Потому что нейропсихологическая наука — это знание психологии, медицины, неврологии, и физиологии, она изучает мозговые механизмы психологических процессов. И педагогам не всегда просто было разобраться в некоторых вопросах.

  1. Практический этап

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими новых технологий, объединить усилия коллектива для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Этап был  очень насыщенным, продуктивным и интересным. Было проведено множество мероприятий: это
Семинары-практикумы

Мастер классы

Открытые занятия

Лаборатория пед мастерства (В лаборатории педагогического мастерства можно предложить и обсудить различные затруднительные педагогические ситуации)

Проектная деятельность

Использовали разные формы Родительских собраний

  1. Заключительный

Цель: делаются обобщения, выводы и результативности. Анализируются и интерпретируются данные в целом.

Мониторинг

Анализ деятельности

Систематизация материалов

_______________________________________________________________________________________

Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций.

Коррекционно-развивающая работа с ребенком включает в себя четыре основных этапа:

  • Диагностический этап
  • Установочный этап
  • Коррекционный этап
  • Этап оценки эффективности коррекционного воздействия.
  • Диагностический этап. На данном этапе проводиться нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций ребенка. Цель диагностического этапа – установить наличие повреждения или запаздывания функционального созревания мозговых структур.

 Нейропсихологическая диагностика базируется на Луриевском подходе. Луриевский нейропсихологический анализ, направлен не на результат выполнения теста, а на процесс его выполнения.

При проведении диагностики первостепенным является выявление не актуального уровня знаний и умений, а соотношения базовых патогенных факторов и сохранных звеньев психической деятельности. На основании диагностических данных составляется индивидуальная карта и разрабатывается программа, индивидуальная для каждого ребенка. Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия. На этом этапе принимают участие все специалисты детского сада. Воспитатель, психолог, логопед и родители. Проводится консилиум и по результатам составляется индивидуальный план работы, который заносится в тетрадь наблюдений.

  • Установочный этап. На данном этапе устанавливается эмоциональный контакт с ребенком и родителями, который помогает в коррекционной работе. Цель установочного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на коррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена тем, что довольно часто применение нейропсихологической коррекции не соответствует ожиданиям родителей. На этом этапе происходит переформулировка запроса, достижение более полного осознания проблемы и причин дефекта; для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных заданий и упражнений, выполняемых ребенком.
  • Коррекционный этап. ( это не только дети, которые прошли ПМПК) На данном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с индивидуальной программой, составленной по результатам диагностики.

Нейропсихологический подход помогает преодолеть:

снижение общей работоспособности;

повышенную утомляемость;

рассеянность;

нарушение мыслительной деятельности;

снижение функции внимания и памяти;

несформированность пространственных представлений;

недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

. Формы реализации:

1.Стретчинг- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус.  

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка. Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)

Наличие гипертонуса – проявляется:

  • в двигательном беспокойстве;
  • эмоциональной лабильности;
  • нарушение сна.

2. Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, сердцебиение, перистальтика кишечника) – приводит к нарушению психического развития ребенка.

3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

4. Коррекционные движения тела и пальцев (су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)

- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов.

- центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

5. Функциональные упражнения.

  • развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
  • элиминация гиперактивности и импульсивности;
  • элиминация гнева и агрессии.

6. Коммуникативные упражнения.

парные и групповые упражнения и игры – учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе. Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

  1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
  2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.
  3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

7. Применение артикуляционной гимнастики с элементами нейрогимнастики 

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к появлению звуков самостоятельно, без помощи логопеда.
  2. Детям со сложной речевой патологией быстрее преодолеть речевые нарушения, потому, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

- активизировать межполушарное взаимодействие;
укрепить нервные волокна.
- развить интеллектуальные способности,
- ускорить логокоррекционный процесс и повысить мотивацию к занятиям.

8. Игры и упражнения для развития межполушарных взаимодействий

  • укрепление физического здоровья;
  • улучшение памяти, внимания;
  • развитие речи и пространственных представлений;
  • снижение утомляемости и повышение способностей;
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Приведу пример зачем нужно развивать межполушарные связи. Для эффективного чтения с пониманием нужна работа обоих полушарий. Часто бывает ребенок соединяет буквы в слоги, затем слоги в слова, читает предложения, а пересказать текст не может. Для механического восприятия слов и чтения в работу включается левое полушарие. Для понимания текста и представления в воображении картины происходящего нам необходимо правое полушарие. Для того чтобы выделить главную мысль, опять левое, а озаглавить текст-правое.

9. Релаксация.

- приемы саморасслабления;

- снятие психомышечного напряжения.

  • Этап оценки эффективности коррекционного воздействия. На данном этапе проводится повторная нейропсихологическая диагностика. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции. Необходимо также отметить, что устранение симптомов не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер; если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов.
  • Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако родителям надо объяснять, что занятия с ребенком необходимо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений.

Метод нейропсихологического подхода является здоровьесберегающим, игровой

технологией, позволяющей в комплексе решать вышеперечисленные проблемы у детей

дошкольного возраста.

Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Психолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка. В течение всего учебного года педагогами прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей. Совместно с учителем-логопедом, методистом подбираем методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка.

Нейропсихологические игры помогают комплексно подготовить нервную систему к новому этапу, школьному обучению, с характерными для него нагрузками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологический подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Слайд 2

Ахутина Татьяна Васильевна Выготский Лев Семенович Глозман Жанна Марковна Цветкова Любовь Семеновна Лурия Александр Романович

Слайд 3

Методический материал для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Автор: Стребелева Е.А. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте .

Слайд 4

ФИ ребенка Комуникативное поведение Эмоциональное реагирование Сенсорная интеграция Познавательная активность План работы Тактильные Ощущения Слуховые зрительные Нейропсихологическая диагностика «Тетрадь наблюдений»

Слайд 5

СТРЕТЧИНГ

Слайд 6

Дыхательная гимнастика

Слайд 8

Развитие мелкой моторики

Слайд 9

Функциональные упражнения

Слайд 10

Коммуникативные упражнения

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика

Слайд 12

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Слайд 13

Результаты диагностики

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявл...

материал по обмену опыта на тему: " Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от во...

Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...