Главные вкладки

    Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики
    материал на тему

    Лабутина Елена Владимировна

    Вашему вниманию представляю подборку игр и заданий для развития и коррекции мелкой моторики пальцев рук. Задания подобраны в соответствии с лексическими темами в  в группах компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon korrekcionnye_zanyatiya.doc204.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                 

       

                       


    Лексическая тема


    Упражнения и задания



    Детский сад


    1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
    2. "Найди и положи такой же" – разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
    3. "Нарисуй клубочки от точки" методом «наращивания", не отрывая карандаш от бумаги.
    4. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
    5. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
    6. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.







    Игрушки


    1. "Собери пирамидку"
    2. "Мячи для котят" – лепка из пластилина.
    3. "Что спряталось в комочке?" – разглаживание бумажных  комочков с контурным изображением игрушек с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию.
    4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).
    5. "Определи на ощупь" – "чудесный мешочек", "сухой бассейн". Какая игрушка спряталась?
    6. "Матрешки разбежались" – собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
    7. "Разрезные картинки" – собрать картинки игрушек из 4 – 6, затем из 8  и 10 – 12 частей.
    8. "Узнай, что это?" – после предварительного просмотра определить на ощупь из какого материала (наждачная бумага, крупа, песок) изготовлены плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешка, пирамида.
    9. "Маленький конструктор" – выложить по контуру любимую игрушку из цветных палочек; геометрических фигур.
    10. "Мастерская" – изготовление игрушек из природного материала; методом аппликации из ткани.
    11. "Чудеса из бумаги" – изготовление игрушек методом "оригами".
    12. "Кукла-самоделка" – изготовление куклы из мотка мулине и ниток.
    13. "Чудесный мешочек" – на ощупь узнать и назвать игрушку и материал, из которого она сделана (резиновая, пластмассовая, железная, деревянная).






    Овощи, фрукты


    1. "Собираем урожай" – лепка разноцветных шариков из пластилина. – "Что это?" (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).
    2. "Сложи картинку" из 4-х частей.
    3. "Строим забор" из счетных палочек – закрепление знаний о цвете и размере.
    4. "Найди вторую половинку" – разрезные картинки.
    5. "Чудесный мешочек" – овощи и фрукты определить на ощупь.
    6. "Сушка овощей" – двойные трафареты развесить на веревке.
    7. "Дары осени", "Собираем урожай" или "Ждем гостей" – лепка из пластилина овощей и раскладывание их на блюде.
    8. "Большая и маленькая тарелочки" – выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
    9. "Что здесь спряталось?" – разглаживание смятых комочков из бумаги.
    10. "Волшебный песок" – рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
    11. "Чудесный мешочек" – в мешочке муляжи овощей и фруктов.
    12. "Картинки из цветной мозаики" – выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.
    13. "Сушка фруктов" – нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой по середине.
    14. Натюрморт "Дары осени" – обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
    15. "Узнай, что это?" – определение овощей и фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
    16. "Что выросло на грядке?"  или "Пластилиновые жгутики" – выкладывание овощей и фруктов пластилиновым жгутиком по контуру.
    17. "Волшебные рисунки" – рисование овощей и фруктов пальцем на песке.
    18. "Ножницы потерялись" – обрывание овощей из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме (огурец – из зеленого прямоугольника, морковь – из оранжевого треугольника и т.д.).
    19. "Красивая ваза для овощей" – заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги по методу цветной мозаики.
    20. "Дары осени" – обводка трафаретов овощей из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.)
    21. "Поможем бабушке" – сортировка фасоли и гороха.
    22. "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.






    Деревья и кусты


    1. "Осенний лист" – обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
    2. "Собери листочек" – складывание картинки, разрезанной на четыре части.
    3. "Листопад" – лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
    4. "Красивые листочки" – обводка трафаретов листьев клена, дуба (трафареты из ватмана) штриховка и раскрашивание цветными карандашами по устной инструкции.
    5. "Сложи лист" – складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на 6 частей, далее из 8 – 10 частей.
    6. "Такие разные деревья" – обводка трафаретов деревьев разного размера.
    7. "Нарисуй дерево ниткой" – выкладывание веток дерева нитками, приклеенными к стволу.
    8. "Каждому листочку – свое место"  - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
    9. "Деревья" – выкладывание дерева из палочек двух размеров (1 палочка длинная – ствол, несколько тонких, коротких – ветки).



    Перелетные водоплавающие птицы


    1. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
    2. "Сухой  бассейн" – найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
    3. "Разрезные картинки" – собрать картинку птицы их 3 частей (голова, туловище, лапки); из частей (клюв, голова, туловище, крылья, лапки).
    4. "Птичьи следы на песке" – рисуем на песке пальчиками.
    5. "Птицы собираются в стаи" – "рассадить" (развесить по линии сгиба) "птиц" по веткам, используя двойные трафареты.
    6. "Заготовка корма для зимующих птиц" – рассортировать фасоль и горох.
    7. "Сделай, как я" – выкладывание контура птицы из палочек по образцу.
    8. "Птички клюют" – имитация процесса клевания зерен каждым из пальцев и всеми одновременно на песке.
    9. "Это птичка" – обводка трафарета из толстого картона.
    10. "Кто это?" – обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях.
    11. "Это птицы" - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
    12. "Волшебные рисунки" - рисование на песке большой и маленькой птицы.
    13. "Красивая птица?" – обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
    14. "Кто спрятался в комочке?" – разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
    15. "Птицы из проволоки" – выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
    16. "Мама кормит птенчика" – перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
    17. "Сорока-воровка" – нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
    18. "Маленький художник"" – обводка трафаретов птиц из папиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову; остальное заштриховать линиями сверху вниз).
    19. "Чудесное дерево" – заполнение объема трафарета птицы пластилином по методу цветной мозаики. Создание коллективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана.
    20. "Уютное гнездышко" – изготовление "коврика" путем переплетения полосок бумаги; склеивание из этого "коврика" гнездышка.
    21. "Птицам понравится" – украсить "кормушку" цветной проволокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).







    Семья


    1. "Кто это?" – собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
    2. "Что купила мама?" – найти овощи и фрукты в "сухом бассейне".
    3. "Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке".
    4. "Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке".
    5. "Научим дочку шнуровать ботинки".
    6. "Для кого подарок?" – чудесный мешочек.
    7. "Это человек" – обводка трафарета человека.
    8. "Маленький конструктор" – выкладывание фигуры человека из готовых геометрических фигур.
    9. "Догадайся, кто потерял одежду?" – разглаживание смятых в комочки бумажных трафаретов одежды (брюки, свитер, платье).
    10. "Мамины помощники" – навешивание прищепок на веревку.
    11. "Маленький доктор" – работа с пипеткой и водой.
    12. "Сортировка таблеток" – кружочки из картона разложить по цветам и размерам.
    13. "Сарафан для мамы и дочки" – трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
    14. "Угощение к чаю" – лепка угощений из теста: бабушке – бублик, дедушке – пряник, детям – блины и оладушки.
    15. "Маленькие художники" – обводка трафаретов девочки и мальчика из альбомной бумаги и их раскрашивание.
    16. "Моя семья – выкладывание "семьи" из спичек, палочек, геометрических фигур с соблюдением пропорций.
    17. "Одежда для куклы" – обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.
    18. "Узнай, кто это?" – после предварительной беседы определение на ощупь фигурок "взрослых" и "детей" по плоскостным трафаретам.
    19. "Угадай, сколько нас в семье?" – ощупывание вслепую трех (затем четырех, пяти) трафаретов людей, выполненных из наждачной  бумаги.
    20. "Маленький скульптор" – лепка из пластилина фигуры человека.
    21. "Иллюстрация к сказке "Три медведя" – выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
    22. "Кто спрятался в комочках?" – разглаживание смятых трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего - синего.
    23. Коллективная работа "Большая семья на отдыхе" – обрывание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т.п.).
    24. "Ножницы потерялись" – собрать фигуру человека из деталей, полученных путем обрывания геометрических фигур из бумаги и наклеить на альбомный лист.
    25. Изготовление пособия "Где мама, где дочка?" – готовые трафареты фигурок людей разного размера намазать клеем и посыпать песком, крупой.
    26. "Ловкие пальчики" – выгибание из проволоки деталей и выкладывание из них двух фигур человека – большой и маленькой. Закрепление понятий: мама – дочка, бабушка – внучка, дядя – племянник.
    27. "Маленький конструктор" – выкладывание из палочек фигуры человека в движении по образцу (стоит, делает зарядку, бежит и т.д.).
    28. "Бабушкины помощники" – перемотать нитки на катушку с клубочка. Закрепление  понятий: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные нитки.
    29. "Маленький художник" – рисование на песке разными пальцами членов семьи.
    30. Коллективная работа "Большая семья" – лепка фигуры человека с  соблюдением пропорций. Составление из фигурок выбранной композиции.



    Предметы туалета


    1. "Кто это?" – собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
    2. "Это человек" – обводка трафарета (из картона, из папиросной бумаги) фигуры человека.
    3. "Кто это?" – обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
    4. "Красивые наряды" – обрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, заполнение ими формы фигуры человека методом цветной мозаики.
    5. "Маленький художник" – рисование фигуры человека на песке разными пальцами.
    6. "Пластилиновые жгутики" – выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
    7. "Ловкие ручки" – завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.
    8. "Взрослые и дети" – выгибание из проволоки геометрических форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека. Усложнение – изготовление фигуры взрослого и ребенка, для чего выгибаются геометрические фигуры – большие и маленькие.






    Одежда

     и обувь


    1. "Что у кого?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением одежды и обуви с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию.
    2. "Догадайся, кто потерял одежду?" – разглаживание смятых в комочки бумажных трафаретов одежды (брюки, свитер, платье).
    3. "Ловкие ручки" – шнуровка, застегивание пуговиц, липучек, молний.
    4. "Помоги развесить одежду" – двойные и одинарные трафареты одежды (одинарные прикрепляют – прищепками).
    5. "Подбери пуговицы по цвету".
    6. "Сушка белья" – пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
    7. "Найди пару" – в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
    8. "Недошитое платье" – "пришить" к платью рукава, воротник, карман, пуговицы. Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
    9. "Разрезные картинки " – собирание картинок с предметами одежды, обуви из 6-8 частей.
    10. "Обведи и раскрась" – обводка трафаретов платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.
    11. "Художник-модельер" – обводка трафарета манекена и раскрашивание (трафарет из ватмана, не картонный).
    12. "Платье в горох" – подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.
    13. "Сарафан для мамы и дочки" – трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
    14. "Бабушкины помощники" – сматывание толстых ниток в клубок.
    15. "Клубочки для носков" – рисование клубочков фломастерами, закрепление понятий цвета.
    16. "Украшаем платье" – продевание цветной проволоки в дырочки на трафарете.
    17. "Теплая меховая одежда" – обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
    18. "Пластилиновые жгутики" – обводка трафаретов одежды и обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками.
    19. "Ножницы потерялись" – обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
    20. "Маленький модельер" – конструирование предметов одежды из геометрических форм; из различных готовых деталей.
    21. "Красивая одежда" – обводка трафаретов одежды и  заполнение объема мелкими готовыми геометрическими фигурами или клочками бумаги по методу цветной мозаики.
    22. "Красивый сарафан в белый горох" – приклеить белые кружочки по всему  трафарета сарафана.
    23. "Модельер" – собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя название деталей (воротник, рукава, карман). Используется картон, либо ткань.
    24. "Маленькие ткачи" – работа на станке: плетем ткань для одежды.
    25. "Вижу руками" – определение на ощупь вида ткани: шерстяная, фланель, хлопчатобумажная.
    26. "Маленький художник" – обводка трафаретов одежды и обуви из папиросной бумаги и штриховка: сверху вниз, слева направо, косыми линиями.
    27. "Краски потерялись" – заполнение объема трафарета любых предметов одежды и обуви, пластилином по методу цветной мозаики (отщипнуть маленький кусочек пластилина, прижать к трафарету и легко размазать).
    28. "Ножницы потерялись" – обрывание из бумаги без опоры на контур: бумажные прямоугольники превратить в трафареты (майка и трусики0.
    29. Иллюстрация к сказке "Мальчик с пальчик" – выгибание из проволоки контура сапог: один сапог (большой) для великана, другой (маленький0 – для мальчика.






    Мебель


    1. "Это мебель" – выкладывание из палочек стола и стула.
    2. "Волшебные жгутики" – выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
    3. "Собери, как было" – сложить полотно ткани из лоскутков ( по принципу разрезных картинок).
    4. "Догадайся, что спрятано в комочке?" – разглаживание смятых комочков бумаги.
    5. "Это мебель" – обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).
    6. "Мебель для гостиной" – выкладывание из палочек шкафа, дивана.
    7. "Покрывало" – сложить полотно из 6 – 8 лоскутков.
    8. ""Что спряталось в комочке?" – разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
    9. "Комната для кукол" – выкладывание из палочек "жилой комнаты" (свободное творчество).
    10. "Вижу руками" – определение на ощупь материала, из которого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, солома, прутья).
    11. "Маленький художник" – рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук.







    Посуда


    1. "Красивая чашка в горох" - обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.
    2. "Ловкие ручки" – закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.
    3. "Склеим чашку" – собрать картинку чашки из 4 частей; собрать трафарет чашки, разрезанной на 6-8 частей.
    4. "Тарелочки для кошки, мышки и для себя" – рисование  по методу "клубочка" тарелок разного размера и цвета.
    5. "Чайная пара" - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветных точками.
    6. "Пластилиновые жгутики" – выкладывание посуды по контуру  пластилиновыми жгутиками.
    7. "Разноцветная ваза" – заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу цветной мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
    8. "Маленький гончар" – обрывание бумаги по контуру чашки и раскрашивание её.
    9. "Разноцветная мозаика" – выкладывание любых предметов, относящихся к посуде, из мозаики.
    10.  "Вижу пальцами" – определение на ощупь предметов кукольного сервиза, их зарисовка.
    11. "Краски потерялись" – заполнение трафарета вазы пластилином по методу цветной мозаики (прижимание и легкое размазывание пластилиновых комочков).




    Пища


    1. "Печенье из манки" – посыпать манкой различные геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, предварительно намазанные клеем.
    2. Повар. "Рассортируй фасоль по цвету".
    3. "Чудесный мешочек" – определить на ощупь продукты питания для магазина.
    4. "Продуктовый магазин" – лепка продуктов питания для магазина.
    5. "Перебери крупу" – рассортировать горох и рис.
    6. "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.
    7. "Ножницы потерялись" – заготовка "продуктов" для овощного магазина: обрывание по контуру "овощей" и "фруктов" из готовых геометрических форм.
    8. "Волшебный песок" – рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
    9. "Чудесный мешочек" – в мешочке муляжи овощей и фруктов.
    10. "Картинки из цветной мозаики" – выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.
    11. "Сушка фруктов" – нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой по середине.











    Зимующие

    птицы


    1. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
    2. "Сухой  бассейн" – найди корм для голубя (фасоль).
    3. "Разрезные картинки" – складывание картинки птицы из 6-8; 10-12 частей.
    4. "Заготовка корма для зимующих птиц" – рассортировать фасоль и горох.
    5. "Угощение для птиц" –  отщипывание маленьких комочков пластилина, скатывание их двумя пальцами в шарик и складывание их на кормушку.
    6. "Кто чем питается?" –  сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
    7. "Покорми синицу и голубя" – сортировка семечек и горошин.
    8. "Птицы хотят пить" – работа с водой и пипеткой. "Синице и воробью поровну капелек, вороне столько же и еще 3".
    9. "Кто спрятался под листочком?" – подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет, какого предмета находится под бумагой в форме листика.
    10. "Волшебная птица" – выкладывание из мозаики птицы по представлению.
    11. "Кто это?" – обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях.
    12. "Это птицы" - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
    13. "Волшебные рисунки" - рисование на песке большой и маленькой птицы.
    14. "Красивая птица?" – обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
    15. "Кто спрятался в комочке?" – разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
    16. "Птицы из проволоки" – выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
    17. "Мама кормит птенчика" – перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
    18. "Сорока-воровка" – нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
    19. Коллективная работа "Птицы на кормушке" – дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый "ставит" свою птицу на общую кормушку.
    20. "Уютное гнездышко" – изготовление "коврика" путем переплетения полосок бумаги; склеивание из этого "коврика" гнездышка.
    21. "Птицам понравится" – украсить "кормушку" цветной проволокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).
    22. "Ворона или воробей" – определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
    23. "Что это?" – определить на ощупь и объяснить, где геометрическая  фигура, где силуэт птицы.
    24. "Маленький конструктор" – складывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая ей нужную форму (например, из большого круга и маленького и трех треугольников).
    25. "Угостим птиц рябиной" – бумажный прямоугольник ("кормушку") намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в "кормушку".
    26. "Красивый голубок" – трафарет птицы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают самостоятельно.









    Домашние животные и

    их детеныши


    1. "Собери картинку" – разрезанные картинки из 4-6; 10-12 частей.
    2. "Нарви молодой травки для кроликов" – мелко порвать зеленую бумагу.
    3. "Кто где живет?" – называние выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).
    4. "Животные хотят пить" – "мамам" наливаем воду из стакана в тарелку ложкой, "детенышам" капаем пипеткой.
    5. "Клубочки для котят" – рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
    6. "Найди пару" – разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: "Где собака? А у кого щенок?" и т.д.
    7. "Кто это?" – определение на ощупь ("чудесный мешочек", трафареты из наждачной бумаги).
    8. "Собака Жучка с сыном – щенком Пушком" – лепка из пластилина.
    9. "Маленький конструктор" – выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
    10. "Пластилиновые жгутики" – выкладывание по контуру  пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
    11. "Маленький конструктор" – выкладывание из спичек домашних животных и их детенышей (по памяти).
    12. "Узнай, кто это?" – после предварительного рассматривания определение на ощупь фигурок домашних животных, изображенных на плоскостных трафаретах.
    13. "Напою всех" – строительство "колодца" из палочек или спичек.
    14. "Я – ягненок, ты – козленок" – заполнение объема трафарета домашних детенышей клочками цветной бумаги (по методу цветной мозаики) или наклеивание комочков ваты на трафарет.
    15. "Любимая игра" – делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток; уточняем понятия: намотай, размотай, перемотай, домотай.




    Дикие животные и

    их детеныши


    1. "Чудесный мешочек" – определить на ощупь резиновые игрушки; мелкие игрушки.
    2. "Выложи медведя из геометрических фигур".
    3. "Подарок для белочки" – собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
    4. "Кто это?" – крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где "мама", где "детеныш".
    5. "Ежи и ежата" – втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.
    6. "Подарок для мышек и мышат" – сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
    7. "Собери семью" – наложить на контур соответствующий трафарет животного".
    8. "Кто пришел?" – рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
    9. "Чтобы Мишке было теплее" – мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку "в берлоге".
    10. "Обведи и раскрась" – обвести фигурку животного (картонный трафарет) и раскрасить ее.
    11. "Маленький конструктор" – выкладывание по образцу фигуры медведя из готовых геометрических фигур различных размеров и цветов (медведь и медвежонок, бурый (коричневый) и белый); животного с детенышем.
    12. "Угощение для зайцев" – лепка мелкой, крупной моркови.
    13. "Угощение для белочки" – лепка орешков и грибов.
    14. "Разрезные картинки" – складывание картинки дикого животного из 6-8; 10-12 частей.
    15. "Семья ежей" – туловище лепим из пластилина, иголки – из семечек.
    16. "Узнай, кто это?" – после предварительного рассматривания определение на ощупь фигурок диких животных, изображенных на плоскостных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
    17. "Кто где живет?" – обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
    18. "Маленький конструктор" – выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал – туловище,  4 маленьких овала – лапы, круг - голова, 2 полукруга - уши).
    19.  "Картинки из яичной скорлупы" – измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
    20. "Оленьи рога" – выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
    21. Коллективная работа "У зайчонка день рождения" – дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объем фигуры по методу цветной мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.
    22. "Вижу руками" – определить на ощупь, какие дикие животные изображены на картонной карточке (например: заяц и медведь), каким материалом заполнен объем трафарета (песком, манной крупой, гречкой или вырезан из наждачной бумаги и т.д.).
    23. "Рисуем пальцами" – рисование на песке разными пальцами диких животных с опорой на образец (по словесной инструкции, самостоятельно).
    24. "Мой медведь" – выкладывание медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру или выгибание из проволоки (по выбору ребенка).
    25. Коллективная работа "Дружная семейка" – обрывания из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), выкладывание и наклеивание каждым ребенком фигуры медведя или медвежонка (в зависимости от размера геометрических фигур) на большой лист бумаги.
    26. "У кого шуба теплее?" - заполнение объема трафарета дикого животного или его детеныша клочками цветной бумаги по методу мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты.
    27. "Вкусное угощение" – выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) "угощения" для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.
    28. "В дупле у белочки" – посчитать, сколько и каких предметов (грибов, орехов, шишек) находится в "чудесном мешочке" и нарисовать их в альбоме.
    29. "Пополним запасы белки" – выгибание из проволоки объемных контуров "орехов", "грибов".






    Животные жарких стран


    1. "Рисуем без красок" – у каждого ребенка по 2 трафарета животных. Обвести их по контуру. Дикое лесное животное выложить по контуру пластилиновыми жгутиками, а животное жарких стран – шерстяной ниткой.
    2. "Видим руками" – определить на ощупь и назвать животное, описать его. Рассказать, из какого материала сделана игрушка; чем заполнен объем плоскостного трафарета.
    3. Коллективная работа "Кто, где живет?" – каждый ребенок заполняет объем трафарета животного клочками цветной бумаги по методу мозаики и приклеивает на общий лист к месту обитания животного.
    4. "Зоопарк" – на трафарет лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами – зебра; на желтый трафарет леопарда – коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания).







    Зима

    Елка


    1. "Снегопад в лесу" – на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.
    2. "Лепим снежки большие и маленькие" – сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
    3. "Снежная баба" – лепка из пластилина.
    4. Коллективная работа "Зимний пейзаж" – предварительно намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: "Поставь высокое дерево слева, низкое – справа".
    5. "Построим горку для зверюшек из "снежных комков" – изготовление снежных комков из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
    6. "В лесу родилась елочка"  - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
    7. "Пластилиновые жгутики" – выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
    8. "Снеговик" – заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговики.
    9. "Зимнее дерево" – выкладывание дерева из спичек.
    10. "Сказочный иней" – обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги.
    11. "Снег идет" – наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков.
    12. Коллективная работа "Зимняя сказка" – обводка трафарета елки из папиросной бумаги, вырезание полученного изображения по контуру и наклеивание на большой лист бумаги каждым ребенком.
    13. Коллективная работа "Зимний пейзаж" – на большом листе бумаги простым карандашом нарисованы контуры неба, облаков, елок, пеньков. Небо изображаем мелко нарезанными голубыми нитками, облака – комочками ваты, снег – манной крупой, горку – растертой яичной скорлупой; елки, вырезанные из пенопласта, окрашиваем зеленой гуашью; пеньки посыпаем песком (поверхность бумаги предварительно намазывается клеем).
    14. "Скоро Новый год" – изготовление елочных украшений из яичной скорлупы.



    Мамин

     праздник


    1. "Рисуем цветы" – рисование цветов на песке.
    2. "Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички" – лепка из пластилина.
    3. "Поздравительная открытка" – изготовление открытки (вырезание по контуру цветов и наклеивание).
    4. Изготовление поздравительной открытки "Ветка мимозы" – на листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т.п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.
    5. "Красивая ваза" – заполнение объема трафарета вазы бумажными клочками по методу цветной мозаики.
    6. "Тюльпаны" – чудеса из бумаги. Изготовление цветов методом оригами.













    Профессии


    1. Строитель. "Построим дом из кубиков". Игра "Кто в домике у тебя живет?".
    2. Продавец. "Оторви чек" – отрываем клочки бумаги от  полоски.
    3. "Витаминный завод" – лепим "витамины" из пластилина и складываем в коробочки.
    4. Повар. "Рассортируй фасоль по цвету".
    5. Шофер. "Собрать машинку из геометрических фигур".
    6. Воспитатель. "Игрушки. Разрезные картинки из 4 частей".
    7. "Маленький доктор" – работа с пипеткой и водой.
    8. "Сортировка таблеток" кружочки из картона разложить по цвету и размеру.
    9. "Вот так дом!" – выкладывание на столе дома из цветных палочек.
    10. "Я – строитель" – выкладывание из палочек, спичек контура          2 – 3-этажного дома
    11. "Бланки для рецептов" заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько частей).
    12. "Лечим дочку" – работа с пипеткой и водой (накапать по две капельки в стаканчики).
    13. "Чудесный мешочек" – определить на ощупь продукты питания для магазина.
    14. "Продуктовый магазин" – лепка продуктов питания для магазина.
    15. "Перебери крупу" – рассортировать горох и рис.
    16. "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.
    17. "Строители" – выкладывание дома из цветной мозаики.
    18. "Фармацевт" – заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
    19. "Врач окулист" – выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.
    20. "Скульптор" – лепка предмета из пластилина по выбору ребенка.
    21. "Слесарь-сборщик" – выгибание из проволоки разной длины "деталей машины": два прямоугольника, два круга и собираем "машину" из деталей (выкладывание на столе).
    22. "Ножницы потерялись" – заготовка "продуктов" для овощного магазина: обрывание по контуру "овощей" и "фруктов" из готовых геометрических форм.
    23. "Ткач" – плетение коврика из полосок цветной бумаги.
    24. "Ткачи" – работа на "ткацких станках".
    25. "Воспитатель" – научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
    26. "Витаминный завод" – вырезание кружочков из квадратных бумажных заготовок.
    27. "Это нужно врачу" – изготовление термометра: заполнение объема трафарета термометра размазанными комочками пластилина и нанесение делений стекой.
    28. "Продавец – покупатель" – чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в "Магазин" методом оригами.
    29. "Учитель" – вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путем обрывания.











    Весна


    1. "Следы от капели" – на манке пальчиками ставим точки.
    2. "Потекли ручейки" – рисование пальцами ручейков на песке.
    3. "Солнце светит ярко-ярко" – выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
    4. "Солнце светит и греет" – выложить из спичек солнце с лучами.
    5. "Кто скорее проснется от зимней спячки?" – разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
    6. Соревнование "Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?" – работа с бумагой. "Лепка снежных комков" путем сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями.
    7. "Заплакали сосульки" – работа с водой и пипеткой.
    8. "Волшебная капель" – пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
    9. "Весеннее солнышко" – обрывание их готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.
    10. "Почки распускаются" – отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
    11. "Готовим саженцы" – выкладывание дерева с корешками из палочек разной толщины.
    12. "Весенний луг" – работа на "ткацких станках" зелеными нитками.
    13. "Ловкие ручки" – выгибание из проволоки "лепестков" (овалов) и "сердцевины" (кружка) ромашки; составление цветка.
    14. "Первые проталины" – на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него – соль ("снег"); узкие полосы – "проталины".
    15. "Сосулька плачет" – "сосульку" получаем путем обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под "сосулькой" из пипетки капаем капельки воды на ровном расстоянии друг от друга.
    16. "Весенний пейзаж" – вырезать листочки и наклеить на деревья, нарисованные на большом листе бумаги. "Трава" – зеленые полоски бумаги, полученные путем обрывания, наклеить вокруг деревьев. "Цветы" – смятые в шарик мелкие цветные кусочки цветной бумаги наклеить на "траву".


    Перелетные

    птицы


    1. "Червячки для грачей" – лепка из пластилина.
    2. "Поможем птицам" – устелить "гнездо" мелкими клочками из ваты.
    3. "Напоим птиц" – работа с водой и пипеткой.
    4. "Грачи прилетели" – на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина  и стекой наносим точки – следы грачей.
    5. "Корм для птиц" – сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
    6. "Подкормим птиц" – сортировка гороха и семечек подсолнуха.
    7. "Удобный дом" – после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.
    8. "Посчитай птиц на кормушке" – определение на ощупь количества трафаретов птиц из наждачной бумаги (грач и ласточка).
    9. "Такие разные птицы" выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.
    10. "Птицы откладывают яйца" – лепка из пластилина "птичьих яиц" разной величины.
    11. "Не ошибись" – после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, грач, кукушка).
    12. "Птица с птенчиком" – обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
    13. "Домик для скворца" – выкладывание из спичек по принципу "колодца".
    14. "Домик для птиц" – вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.
    15. "Игрушечное тесто" – лепка фигурок птиц из соленого теста.
    16. "Волшебные птицы" – выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.









    Транспорт


    1. "Что там?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса и машины.
    2. "Что спряталось в комочке?" – разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.
    3. "Грузим камушки в грузовик" – камушки рассыпаны по ковру.
    4. "Проехала машина" – рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.
    5. "Автомобиль" – обводка трафарета машины и раскраска.
    6. "Сборка автомобиля" – разрезная картинка из 4, 6-8 частей.
    7. "Сложи картинку" – разрезная картинка транспорта из 10-12 частей.
    8. "Сборка грузовика" – собрать грузовик из готовых геометрических фигур.
    9. "Сборка грузовика" – заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
    10. "Пластилиновые жгутики" – выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру; по словесной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка).
    11. "Что спряталось в комочке?" – разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение по выбору ребенка.
    12. "Вижу руками" – определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, самолеты, автобусы, лодки и т.д.).
    13. "Слесарь-сборщик" – выгибание из проволоки разной длины основных частей машины и сборка (выкладывание на столе).





    Город

    Урал

    Россия


    1. "Строим дом из кубиков".
    2. "Строим высотный дом " – работа со строительным материалом.
    3. "Мой дом" – работа со строительным материалом на полу или на столе. Строительство домов разной этажности.
    4. "Выложи дом из цветных геометрических фигур".
    5. "Кто в домике живет?" – найти фигурки в "сухом бассейне".
    6. "Построим наш детский сад" – построить после объяснения          2-этажный дом из мелкого деревянного строительного набора.
    7. "Посчитай окошки на ощупь" – посчитать на трафарете количество окон.
    8. "Это дом" – выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
    9. "Дома на песке" – нарисовать на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
    10. "В городе идет дождь" – работа с водой и пипеткой.
    11. "Строим дом" – выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).
    12. "Волшебные окна" – вставить в "окно" "стекла" нужной формы и размера (10 образцов).
    13. "Сосчитай, сколько этажей" – определение количества этажей в доме-трафарете по окошкам (считать их снизу вверх);  обводка трафаретов и штриховка "под кирпич".
    14. "Строители" – выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3,4,5).
    15. "Маленький архитектор" – выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.
    16. "Вижу руками" – определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количества этажей в доме-трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным).
    17. "Подарки для малышей" – поверхность готовых трафаретов домов намазать клеем и засыпать песком или крупой для определения на ощупь (большой дом или маленький).
    18. "Зрительный диктант" – выкладывание дома из геометрических фигур по образцу. (Как усложнение: убрать образец после показа; по словесной инструкции.)











    Весна

    Труд


    1. "Определи на ощупь" – трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).
    2. "Чудесный мешочек" – определение на ощупь орудий труда по трафаретам из толстого картона (после предварительного рассматривания).
    3. "Покатай, покатай" – катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
    4. "Почини инструменты" – собирание разрезанной на 3-4 части картинки из толстого картона.
    5. "Почини инструменты" – найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.
    6. "Посадка фасоли" – дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
    7. "Закрути бутылочки" – закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
    8. "Кто больше соберет фасоли?" – собрать фасоль с ковра.
    9. "Сортировка семян" – рассортировать семечки и горох.
    10. "Едем на дачу" – собрать грузовик из геометрических фигур.
    11. "Строим дачный дом" – пластмассовый строительный набор.
    12. "Дорожка" – выкладывание дорожки из геометрических фигур на столе.
    13. "Удобный инструмент" – обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой, ниткой.
    14. "Собери инструменты" – выкладывание из больших палочек орудий труда по образцу.
    15. "Красивые инструменты" – обводка трафаретов инструментов и закрашивание, или заполнение их объема маленькими кружочками от дырокола.
    16. "Полное ведерко" – работа с пипеткой.
    17. "Ловкие ручки" – упражнение в шнуровке.
    18. "Орешек-художник. Что получилось?" – катание грецкого ореха по влажному песку.
    19. "Моя грядка" – на песке сделать лунки, накапать в них воду из пипетки и "посадить " горох.
    20. "Изготовление граблей" – выкладывание зубчиков из картонных заготовок.
    21. "Ножницы потерялись" – изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по контуру (топор, лопата, молоток).
    22. "Волшебные рисунки" – рисуем орудия труда на песке.
    23. "Картинки из мозаики" – выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики по схематическому рисунку.
    24. "Найди отверстие" – найти подходящее по размеру отверстие и вставить в него палочку или гвоздь.
    25. "Разрезные картинки" – сложить целую картинку из 8, 10-12 деталей (машину, автобус, трактор).
    26. "Вспаханный огород" – изготовление объемной иллюстрации: га голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.
    27. "Посадка фасоли" – от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть кусочек, "посадить" на "вспаханную землю" в огород и придавить (используются уже сделанные грядки).
    28. "Маленький мастер" – изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина), соединение незаконченной заготовки из картона со своей заготовкой.
    29. Зрительный диктант "Кто внимательный?" – выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.).
    30. "Чей колодец глубже?" – выкладывание "колодца2 из спичек.
    31. "Ела-ела дуб, поломала зуб!" – работа с ножницами. На картонной полоске вырезать ровные зубчики – изготовление трафарета полотна пилы.
    32. "Зеленая грядка" – плетение на станке зелеными нитками плотного полотна.
    33. "Маленькие умельцы" – трафареты инструментов  из толстого картона намазать клеем и засыпать поверхность песком или мелкой крупой (впоследствии использовать для определения на ощупь).
    34. "Готовим грядки" – методом размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство прямоугольника, стекой проводим на "грядке" ровные полоски – бороздки.
    35. "Научу маму" – рациональная посадка смян: на полоску мягкой бумаги нанести клей, сваренный из крахмала или муки, на равном расстоянии друг от друга разложить семена, затем эту полоску с семенами положить в бороздку, присыпать землей – все посадили.
    36. "Противные мухи" – изготовление шторки от мух: порезать лист бумаги на ровные полоски, не до конца.
    37. "Строим дачу" – "заготовка досок для строительства" путем обрывания ровных полосок бумаги.
    38. Коллективная работа "Абажур для лампы" – сделать несколько спиралей из проволоки, наматывая ее на карандаш; соединить верхушки спиралей ниткой и закрепить на каркас.
    39. "Маленький художник" – рисование пальцем на песке плана дачи, дачного участка (деревьев, кустов, грядок).




    Цветы


    1. "Красивый одуванчик" – втыкание спичек в пластилиновый комочек.
    2. Коллективная работа "Весенний луг" – небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
    3. Коллективная работа "Весенний луг" – разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.
    4. "Лунки для цветов" – в песке сделать пальцем лунки и "полить" (накапать из пипетки).
    5. Коллективная работа "Весенний луг" – приклеивание зеленых листочков каждым ребенком на рисунок голого дерева, приклеивание всех деревьев на общее панно.
    6. "Волшебные цветы" – работа с разнообразной мозаикой. Каждый выкладывает свой цветок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

    В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

    Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

    Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

    Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

    Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые ребенок должен усвоить. А для этого нужно позаботиться о с...

    Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

    Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

    Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика? Игрушки и упражнения для развития мелкой моторики

    Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика? Игрушки и упражнения для развития мелкой моторикиМелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной ...