Реализация ФГТ в организации сюжетно-ролевых игр с детьми
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Реализация ФГТ в организации сюжетно – ролевых игр с детьми.
Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей.
Огромное значение игры для развития всей психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек ("Я-космонавт", "Я-мама", "Я-доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним.
Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка.
В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в дошкольном учреждении. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.
Для того чтобы создать благоприятные условия для организации сюжетно-ролевой игры необходим комплексный подход.
Комплексный подход в организации сюжетно-ролевой игры включает взаимосвязанные компоненты:
- Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей.
- Обогащение игрового опыта детей.
- Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры.
- Проектирование предметно-игровой среды.
- Развитие навыков общения с детьми и взрослыми.
- Игровое сотворчество родителей и детей.
1. Ознакомление с окружающим в активной деятельности - дать детям яркие впечатления об окружающем; создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание смысла действий людей, назначение предметов и т.д.). Сюда может быть включена совместная деятельность с детьми в повседневной жизни и во время специально организованных занятий, которая тематически связана с темой сюжетно-ролевой игры.
Примерное содержание работы:
- Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
- Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов, просмотр видеозаписей и т.д.;
- Чтение, рассказ, заучивание наизусть, прослушивание дисков, аудиозаписей и др.;
- Подключение детей к решению практических задач (посильное участие в трудовых действиях взрослых);
- Различные виды игр на специально организованных занятиях, близкие по тематике или содержанию к сюжетно-ролевой (игра-путешествие, игра-экспериментирование, игра-фантазирование и др.)
2. Планомерное обогащение игрового опыта детей - развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. Сюда включается совместная игровая деятельность педагога с детьми (группой детей, ребенком), используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободной деятельности детей. Это могут быть игровые упражнения и разные виды игр (дидактические, развивающие, подвижные, театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные и др.), тематически близкие к сюжетно-ролевой.
3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры – третий компонент комплексного метода. Его цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения. Здесь планируются методы педагогического руководства развитием сюжетно-ролевой игры, что становится возможным при включении взрослого в игру в определенной роли.
Общение взрослого с ребенком направляется на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач:
- младший дошкольный возраст – на развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами;
- средний дошкольный возраст – на развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевого диалога);
- старший дошкольный возраст – на развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных событий.
Деятельность детей, таким образом, протекает в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт.
В проблемной ситуации игровая задача заранее продумывается и планируется взрослым (создаются условия для ее решения теми или иными способами и средствами). Взрослый (участник игры, партнер) при этом побуждает ребенка к самостоятельному решению задачи («Что пьет твоя дочка? Почему даешь ей холодный чай?») Активизируя прежний опыт и знания ребенка наводящими вопросами, советами, педагог старается вызвать у него эмоциональную заинтересованность игровой задачей, желание подумать, как ее решить в новых условиях. Формулировка игровой задачи может быть прямой («Покорми дочку»), косвенной («Дочка хочет есть»), игровая задача может быть поставлена вне подсказывающей сюжетной ситуации («Чья дочка потеряла маму?»). Игровые задачи (проблемные ситуации) могут быть направлены на развитие игровых действий с игрушками, сверстниками, педагогом.
Т.о. третий компонент комплексного метода включает в себя разные виды обучающих игр. Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыт в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Вместе со взрослым дети учатся ставить интересную воображаемую цель, усваивают новые, более обобщенные способы отображения действительности.
4. Проектирование предметно-игровой среды –создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим и в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.
Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей:
- сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы;
- подсказывающие сюжетные ситуации – измененные сюжетные ситуации – самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми.
В данном разделе планируются:
- внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;
- изменения предметно-игровой среды;
- совместное составление алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);
- проблемные игровые ситуации, направленные на самостоятельную организацию предметно-игровой среды детьми;
- обыгрывание игрового материала педагогом;
- презентации игрового материала взрослым (детьми старшего дошкольного возраста).
5. Развитие навыков общения с детьми и взрослыми –развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом. Педагог знакомит детей с вербальными и невербальными способами общения.
Примерное содержание работы:
- Беседы, общение воспитателя с детьми, тематические связанные с сюжетно-ролевой игрой;
- Коммуникативные игры, игры на развитие эмоциональной сферы ребенка;
- Психогимнастика.
6. Игровое сотворчество родителей и детей – педагогическая пропаганда игровой деятельности среди родителей.
Примерное содержание работы:
- вовлечение родителей в образовательный процесс
- наблюдение за игровой деятельностью детей (совместная игровая деятельность);
- изготовление (ремонт) игрового оборудования;
- привлечение родителей к ознакомлению детей с окружающим («Гость группы», наблюдения, беседы, чтение дома);
- изучение отношения родителей к детской игре;
- психолого-педагогическое просвещение родителей:
- подготовка наглядно-текстовых материалов;
- игротренинги для родителей;
- игротека, видеотека;
- обмен опытом.
- Многие взрослые считают игру бессмысленной деятельностью, поскольку в ней нет цели и результата. Но в творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку. Сюжетно-ролевые игры формируют интегративные качества личности ребенка, так как в них дети отражают знания об окружающем мире, навыки общения с детьми и взрослыми, проявляют творческие способности, решают возникающие проблемные ситуации и многое другое.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. М., 2001
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М.А.Васильевой. М., 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Мастер-класс Тема: " Организация сюжетно – ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО".
Создать условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения воспитателей по данной теме; Показать практику работы по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду....

Консультация для воспитателей на тему: "«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Алгоритм организации сюжетно - ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО»."
В этой статье раскрываются проблемы и их решения организации деятельности детей в ДОУ...

"Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе в условиях реализации ФГОС"
Игра - важнейший вид детской деятельности....

Организация сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО
Как правильно организовать сюжетно-ролевую игру в детском саду? Из каких этапов она состоит? Какова роль воспитателя? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в данной статье....

Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» с детьми дошкольного возраста
Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры....