Главные вкладки

    Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
    методическая разработка на тему

    Гусева Татьяна Михайловна

    "Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические разработки

     "Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование"

    Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

    Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века  -это:

    1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
    1. Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;
    2. Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;
    3. Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

     Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.

    Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я,  как заместитель руководителя по ВМР  пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  я попыталась их структурировать и применить  в работе с педагогами.  (см. Приложения)

    Инновационные направления методической работы

    маркетинговое: изучение спроса педагогов
    информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;  
    социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;  

    1. научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ 
    2. психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов 
    3. управленческое: повышение компетентности педколлектива

    Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы  в образовательном учреждении  определенные условия.  Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа   каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с  научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности  наших педагогов  на городском, районном и международном уровне. Педагоги МДОУ детского сада N 2 "Золотая искорка" систематически принимают участие в региональных и международных ярмарках педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; заместителем заведующей по ВМР разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация МДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом  коллективе.

    Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

    Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования

    Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

    Условия профессионального роста

    1. Самообразовательная  работа над рефератом по теме
    2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. 
    3. Обзор в Интернете информации по теме 
    4. Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег. 
    5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. 
    6.  Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. 
    7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. 
    8. Изучение информационно-компьютерных технологий.
    9.  Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете. 
    10. Участие в конкурсах в Интернете. 
    11. Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете 

    Получение новой информации помогает нашим педагогам  решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной  подготовки.

    Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.  Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная МДОУ "Школа педагога- дошкольника", целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:

    - стажировка у опытного коллеги;

    - лекции по заявкам педагогов;

    - Тренинги;

    - Практикумы;

    Направления деятельности "Школы педагога- дошкольника": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.

    Формы самообразования педагогов

    1. индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня
    2.  коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.

    Обучение начинается с формирования  мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых 

    Результативность:

    Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

    У педагогов  будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
    Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь   возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом
    "Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться  начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

    При организации  обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

    Алгоритм  работы над  темой самообразования

    1. Подбор темы
    2. Определение целей  и задач
    3. Дата начала работы над темой
    4. Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
    5. Подбор источников самообразования
    6. Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне

    Алгоритм составления плана по самообразованию

       На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

    1. название темы
    2. цели
    3. задачи
    4. предполагаемый результат
    5. этапы работы
    6. сроки выполнения каждого этапа
    7. действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой
    8. способ демонстрации результата проделанной работы
    9. форма отчета по проделанной работе

    По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

    Анкета № 1

    Уважаемые педагоги!

    Какие формы  представления результатов самообразования для вас более приемлемы?

    1. Доклад
    2. Защита исследовательской работы
    3. Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе  обучения
    4. Брошюра,
    5. листовка,  
    6. буклет
    7. Открытое занятие
    8. Проведение семинара
    1. Обучения коллег новым методикам
    2. Практикум  (тренинг)
    3. Лекция

    Диагностика проблем педагога.

    1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?   

    1. познавательное развитие
    2. изобразительная деятельность
    3. обучение грамоте
    4. развитие элементарных математических представлений

    2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей? 

    1. материальные условия
    2. большое количество детей в группе
    3. отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей
    4. недостаточная методическая помощь со стороны руководства
    5. недостаток педагогического опыта
    6. нехватка методической литературы

    3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

    1. Да
    2. Нет
    3. Не знаю

    4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников? 

    1. на занятиях
    2. в игровой деятельности
    3. в труде
    4. в художественной деятельности
    5. Какие трудности вы испытываете в организации работы по умственному воспитанию?

    5. Оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения: 

    1. знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать
    2. умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
    3. умение изучать и развивать способности своих воспитанников
    4. умение диагностировать волевое развитие ребенка
    5. умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
    6. умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность

    6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?_____________________________________________________________

    7. В какой методической помощи вы нуждаетесь? 

    1. в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
    2. в методических консультациях по отдельным разделам
    3. просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
    4. в знакомстве с передовым педагогическим опытом

    «Показатели профессионального роста педагогов»

    1. активное  творческое начало педагогов;
    2. стремление педагога к повышению квалификационного разряда;
    3. потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта;
    4. готовность педагога разработать тему по самообразованию исследования до конечного результата, т. е. до авторской разработки.
    5. стремление педагога выступать на разного рода педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.

    Приложение № 2

    Карта  самообразования педагога.

    Фамилия, имя, отчество педагога _______________________________________

    _____________________________________________________________________

    По каким разделам программы  хотел (а) бы повысить квалификацию

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Название темы________________________________________________________

    Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали  ранее?

    Место

    Название темы

    Форма  представления результата работы над темой

    *Доклад

    *Защита исследовательской работы

    *Брошюра

    *Листовка

    * Буклет

    *Проведение семинара

    *Обучения коллег новым методикам

    *Практикум

    *Лекция

    *Открытое занятие

    * другое

    Приложение № 3

    План самообразования педагога

    Учебный год

    Содержание обучения, тема самообразования

    Форма представления результата


    2012 – 2013




    2013 – 2014




    2014 – 2015



    Дата заполнения  «____» ___________________ 20 ____ год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

         Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-...

    Интерактивные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

    Повышение профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов являются интерактивны...

    Консультация для воспитателей "Современные подходы к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ"

    Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической службы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кад...

    Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ

    В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...

    Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

    Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельност...

    Методические рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагогов по организации системы закаливания в возрастной группе "Смолоду закалишься - на весь век сгодишься"

    Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» за...