Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями
статья

Новикова Татьяна Николаевна

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование любого ДОО предполагает  учет мнений и пожеланий родителей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnost.odt25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

       Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование любого ДОУ предполагает  учет мнений и пожеланий родителей воспитанников.

       К сожалению, часто от педагогов можно услышать  такие фразы: «С родителями невозможно работать!», «Я всегда смогу договориться с детьми, но только не с их родителями», «Родители ничего не хотят. Разве можно с ними общаться?». Общение с родителями должно быть сконцентрировано на установлении контактов и педагогическом просвещении родителей. Такая направленность обусловлена противоречием между воспитательным потенциалом семьи и использованием его не в полной мере. Ошибочные подходы к воспитанию, трудности родителей во многом связаны с их недостаточной осведомленностью в вопросах педагогики, психологии, физиологии и других областях знаний. Родители, не владеющие знаниями об особенностях развития ребенка, не внимательные к его внутреннему миру, испытывают трудности в воспитании и способны совершить ошибки, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

        В современных условиях к организации общения педагогов с родителями предъявляются существенные требования. Однако на основе анализа проведенных исследований обнаруживается противоречие: с одной стороны, родителям нужна компетентная помощь педагогов, с другой – педагоги не всегда способны ее оказать. Таким образом, приходится вновь возвращаться к причинам неэффективности общения педагогов с родителями воспитанников.

       Нужно заметить, что общение педагогов с родителями - это прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное. А если речь идет о части профессиональной деятельности, то имеет смысл говорить о компетентности педагогов в организации общения с родителями, многие недостатки в которой связаны с профессиональной компетентностью педагогов ДОУ. Недооценка роли семьи, назидательный стиль общения, неумение убедить родителей в том, что педагог способен им помочь в воспитании детей,- все это следствие недостаточной компетентности педагога.

       Изучение современных требований к организации общения воспитателя ДОУ с родителями воспитанников свидетельствует о том, что компетентность педагога проявляется в его способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержки, тактичности, наблюдательности, уважения и др.), глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале и особенностях, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

       В современных условиях необходимо акцентировать внимание на необходимости учитывать ряд положений, влияющих на характер общения:

-восприятие воспитателями родителей как социальных заказчиков;

-установка на безоценочное общение, диалог;

-выбор актуальных тем общения;

-активация и учет личного опыта родителей;

-вариативность содержания, форм и методов оказания педагогической помощи родителям.

        Таким образом, можно утверждать, что компетентный педагог способен спланировать и построить процесс общения, использовать разнообразные формы взаимодействия, методы и приемы активизации родителей, учесть их запросы и пожелания, найти взаимопонимание с каждым родителем, в том числе и с «трудным».

          Говоря о компетентном общении, нужно учитывать такие составляющие, как мотивы, знания, практические умения.

          Исследования И.Н. Трофимовой доказывают, что компетентность либо насыщается через решение новых задач и специальное обучение, либо при их отсутствии, не просто снижается, а теряется. В настоящее время выделены следующие условия потери компетентности:

-ограничения со стороны организма (снижение работоспособности при чрезмерных нагрузках, в силу возрастных причин, заболеваний и т.д.);

-дефицит квалифицированной среды;

-дефицит задач, актуализирующих необходимость компетентности, в том числе недостаточная мотивированность в соответствующей деятельности;

-закрепление поведенческих комплексов при решении однотипных задач.

        Перечисленные условия справедливы и для сферы общения педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Ведь если педагог привык выстраивать общение формально на основе традиционных форм, и никто не требует от него организации работы по-новому, не ставит  перед ним новых задач, не предлагает «новых высот» в организации общения с родителями, то его профессиональная компетентность в этой сфере начинает стремительно снижаться. То же самое происходит, если подобным образом работают и другие педагоги в ДОУ, не у кого перенять положительный опыт, не с кем обменяться новыми интересными находками.

       Признание утрачивания компетентности приводит к выводу о необходимости создания ряда условий для его преодоления. В качестве таких условий специалисты выделяют:

-наличие практики для развития компетентности;

-поддержка со стороны более компетентных коллег, которые выступают в роли помощников, наставников;

-возможность применения полученных знаний и умений в различных областях;

-снятие организационных, психологических и информационных барьеров;

-повышение компетентности через освоение знаний и навыков из смежных для основной деятельности областей;

-создание условий для понимания специалистами непрочности их компетентности, ее зависимости от собственной заботы об ее поддержании.

      Выделенные  условия могут реализоваться в процессе профессиональной деятельности. И сегодня к ней предъявляются достаточно высокие требования. К сожалению,  многие педагоги, даже обладающие профессиональным педагогическим образованием, не всегда способны эффективно применять на практике полученные знания и умения. Следует отметить, что, с одной стороны, постоянно обновляется педагогическая наука и педагоги не всегда знакомы с новейшими достижениями, а с другой - они утрачивают ряд знаний и умений, полученных в процессе обучения. В данных условиях большое значение приобретает повышение квалификации специалиста.

      Согласно современным требованиям, каждый педагог должен повышать свою квалификацию вне ДОУ не реже 1 раза в 5 лет. Формы повышения квалификации разнообразны: обучение на курсах, в институтах усовершенствования и повышения квалификации, участие в проблемных семинарах-практикумах, методических объединениях, прохождение переподготовки и др.

      Однако профессиональная компетентность требует непрерывной поддержки своего развития, а это возможно только внутри самого ДОУ в процессе методической работы.

      На основе исследований Дж. Равена, И.Н. Трофимовой следует отметить, что в процессе методической работы в ДОУ и создаются условия для поддержания достаточного уровня профессиональной компетентности педагога, так как здесь:

- предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей (из области демографии, педиатрии и гигиены, культурологи и др.), что важно для общения с родителями;

- приобретаемые педагогами знания и умения могут непосредственно и немедленно актуализироваться, поскольку педагог находится в квалифицированной среде;

- возможно создание социальных и психологических условий для осознания педагогами необходимости постоянного развития их компетентности.

      Таким образом, методическая работа обладает значительным потенциалом по развитию профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников.

       Целесообразно проведение традиционных форм методической работы-семинаров - практикумов,  открытых просмотров, консультаций и других, а также применение активных методов обучения. Например, использование деловых игр. При проигрывании разных вариантов, ситуаций, часто встречающихся в практике общения, воспитатели имеют возможность осознавать свою роль в общении с родителями как равноправного собеседника. Необходимо использование различных упражнений, обучающих педагогов умению активно слушать, помогающих овладеть культурой общения, найти нужные слова для начала беседы с родителями, создавать положительный образ ребенка.

       Надо реже использовать традиционные формы методической работы: педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, беседы.

Для активного развития профессиональной компетентности воспитателей необходимы: соответствие содержания проводимых мероприятий текущим нуждам и более глубокой мотивации: учет прошлого и настоящего опыта педагогов; активное вовлечение участников в процесс обучения и управления этим процессом; создание атмосферы взаимного уважения;  возможность применения полученных знаний на практике. Соблюдение этих условий предполагает грамотный отбор содержания, форм и методов методической работы с педагогами.

Таким образом, видно что необходимы грамотная профессиональная поддержка компетентности воспитателей в сфере общения с родителями воспитанников и качественно новый уровень методической работы в этом направлении.

 


Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что профессиональная компетентность как комплексная характеристика личности определяет эффективность любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.

Изучение подходов к определению содержания профессиональной компетентности показало наличие в ней трех взаимосвязанных структурных компонентов: личностного, содержательного и профессионально-деятельностного. Конкретизируя содержание каждого из структурных компонентов в области общения педагогов с родителями воспитанников, можно выделить профессиональные установки и личностные качества (установки непрерывного профессионального совершенствования, безоценочного партнерского общения с родителями воспитанников, осознания собственных преимуществ и затруднений в общении с родителями, выдержка тактичность и т.д.), составляющие личностный блок. В содержательный блок входят знания педагогов о семье, ее воспитательном потенциале, знания о диагностике особенностей семейного воспитания и образовательных потребностей родителей, о способах организации общения с родителями воспитанников. Содержанием профессионально-деятельностного компонента являются умения и навыки, необходимые для успешной организации общения с родителями воспитанников диагностические, организационные, коммуникативные и т.д.

Наличием взаимосвязи и взаимозависимости обозначенных структурных компонентов детерминирована необходимость комплексного развития профессиональной компетентности как динамического явления.

Выделенные критерии и разработанные на их основе показатели и уровни профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников позволяют оценить ее развитие.

Ведущим средством развития профессиональной компетентности является методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, т.к. она направлена на преодоление редукции и устаревания знаний и навыков педагогов, включает в содержание методических мероприятий новейшие достижения педагогической науки и практики, отслеживает включение в педагогический процесс полученных педагогами новых знаний и умений, позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к педагогам, с учетом их достижений и трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум "Профессиональная компетентность педагога в общении с детьми"

Цель: развить навыки, а так же способствовать пониманию и принятию педагогами партнерского стиля общения с детьми. В практикуме затрагиваются заповеди для воспитателей. Проводится ролевая игра. Говор...

Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

     Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-...

Интерактивные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Повышение профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов являются интерактивны...

Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ

В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...