Развитие дыхания
материал по теме

Шабанова Светлана Юрьевна

Консультация для воспитателей о формировании речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Консультация для воспитателей.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 
         Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
           Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего 
сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
           Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. 
           Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
           При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
          Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.


Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

1.«Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

2.«Пёрышко». Предложить сдуть пёрышко с ладони.

3.«Листья летят». Сделать вдох через нос, сдуть листок с ладошки.

4.«Платочек». Ребенку предлагается подуть на цветной платочек (обычный носовой платок.

5.«Жук полетел». Сдуть бумажного жука со стола.

6.«Покатай карандаш». Сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.

7.«Рыбки плавают». Детям предлагается подуть на модуль «Рыбки» ( вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить ее за ниточку, например к люстре).

8.«Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку (как бы имитируя «сильный ветер»).

9.«Дудочка». Учить извлекать звук из дудочки.(или другой музыкальный инструмент, в который надо дуть)

10.«Узнай по запаху». Узнать по запаху яблоко среди набора фруктов.

11.«Пускание мыльных пузырей». Учить делать длительный выдох через рот.

12.«Птичка летает». Предлагается подуть на бумажную птичку, прикреплённую за ниточку.

13.«Свистульки». Учить извлекать звук из свистулек.

14.«Шарик воздушный летит». Предлагается подуть на воздушный шарик.

15.«Самолёт». Предлагается подуть на бумажный самолёт на ниточке.

16.«Физкультурные свистки». Чей свисток будет свистеть дольше?

17.«Прокати шарик». Дети вдыхают через нос и дуют на шарик, который лежит на столе. (любой легкий шарик, например теннисный)

18.«Ёлочный дождик». Подуть на дождик, посмотреть, как он искрится.

19.«Сдуй снежинку» (на прогулке). Сдувать снег с варежки.

20.«Свеча». Задуть свечу резким выдохом.

21.«Погрей руки». Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки.

22.«Узнай по запаху». Узнать по запаху апельсин среди набора фруктов.

23.«Снежок тает». Подуть на снег, выдыхая ртом, чтоб снег растаял.

24.«Подуй на бантик». Подуть на бантики, привязанные на верёвку.

25.«Снежинка». Предлагается подуть на кусочек ваты.

26.«Узнай по запаху». Узнать по запаху лук среди набора овощей.

27.«Согрей игрушку». Ребенок вдыхает через нос и дуют на «замёрзшую» игрушку.

28.«Узнай по запаху». Узнать по запаху чеснок среди овощей.

29.«Трубочка». Покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку.(трубочка из под сока, а вместо шариков можно использовать вату)

30.«Бурлящая вода». Предлагается подуть в воду через трубочку.

31.«Узнай по запаху». Узнать по запаху фрукты.

33.«Султанчики». Детям предлагают подуть на султанчик из бумаги.(кончик карандаша обмотать дождиком)

34.«Кто спрятался за занавеской?». Предлагают дуть на тонкую занавеску, чтоб та открылась, и посмотреть, кто за ней спрятался. (предварительно поставить игрушку за зановеску)

35.«Флажок». Детям предлагается подуть на цветной флажок. (сделать из цветной бумаги и зубочистки)

36. «Духовые инструменты». Учить извлекать звук из дудочки, трубы, губной гармошки и др.

37. «Бабочка». Предлагается сдуть бабочку с цветка. (из цветной бумаги вырезать цветок и приклеить на бумагу, а бабочку положить на цветочек и вперед)

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:

- пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи - не рассматривается в данном статье. Такая работа проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми.

Игры для развития речевого дыхания 

Заключение.

Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Если мы хотим воспитать здорового ребенка, надо учить правильно дышать. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"

РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯКАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ...

Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ,  ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...