Синдром эмоционального выгорания
план-конспект урока по теме

Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, осложненная эмоциональными напряженными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накопление его последствий приводит к нарушению здоровья человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг

по преодолению эмоционального выгорания

ЛИНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ЖИЗНИ

Большинство из нас выбирают помогающую профессию, потому что нам свойственен некоторый идеализм, для нас очень важно чувство связи с другими людьми или мы являемся социально активными. Чаще всего при выборе профессии человеком движут не только финансовые соображения, мы делаем эту работу потому, что она важна для нас и интересна. И так же, как наши клиенты меняются в процессе нашей работы с ними, так же меняемся и мы.
     На листе бумаги начертим горизонтальную линию посередине листа. Эта линия будет отражать ваше бытие в помогающей профессии от того момента, когда вы впервые решили, что будете работать именно в этой области. Кто-то выбрал эту профессию довольно рано, кто-то пришел в нее, попробовав себя вначале в чем-то другом. В крайней левой точке этой линии надо написать год, когда вы решили, что будете работать в области помогающей профессии, в крайней правой точке - нынешний год.
     А теперь проставьте годы между этими точками. Вы можете делать равные интервалы между отметками, но если какие то годы казались более долгими, можно это отразить.
     В левом краю напишите несколько прилагательных, описывающих вас, каким вы были, когда приняли решение выбрать для себя помогающую профессию. Вы можете описать себя, свою личность, присущие вам от природы качества, которые, как вы считали, должны были помочь вам достичь успеха в этой профессии. Какой фразой Вы бы могли описать свои убеждения, свое видение мира в тот период? Запишите эту фразу.

     Теперь надо делать следующие шаги: поверх линии над годами отметьте события, важные для вашей профессиональной жизни (первая работа, например); под линией: отметьте важные события вашей жизни - начало важных отношений (брак, любовь), рождение ребенка, смерть близкого человека, переезды, моменты кризисов и интенсивного роста.

     Подумайте о тех клиентах, которые запомнились Вам, с которыми Вы работали долгое время. Кто были эти люди, которые повлияли на вас как на профессионала и человека? Это могут быть самые трудные ваши клиенты или те, с которыми вам было особенно приятно работать, кто вас научил чему-то, кто плодотворно сотрудничал, или тот, кто ранил вас, вызвал чувство беспомощности. Эти люди помогали вам изменяться и оставались с вами, став частью вашего профессионального опыта. На своей линии нанесите инициалы этих клиентов над теми годами, когда вы работали с ними.
     Теперь в правом конце, у сегодняшней даты, сделайте описание себя, каким вы являетесь сегодня. Напишите фразу, которая отражала бы ваше видение мира на сегодняшний день.
     

А теперь давайте исследуем линию своей профессиональной жизни:

     - Какие общие черты или различия вы обнаруживаете между событиями вашей профессиональной и личной жизни?
     - Как, по Вашему мнению, связаны переходные моменты, периоды интенсивного роста в вашей личной жизни и работа с клиентами, которые вам запомнились больше всего?
     - Какие гипотезы появляются у вас?
     - Сравните обе фразы, которые отражают Ваше видение мира. Каким образом оно изменилось? Эти изменения связаны с Вашей работой? Отражают ли они признаки профессионального сгорания?

Мусорное ведро.

Ставится большое закрытое крышкой мусорное ведро с надписью, предупреждающей о том, что в нем находятся смертельно опасные яды. Предлагается выбросить свои «отравляющие» истории, иногда в молчании, иногда с прощальной речью. (Можно нарисовать или написать о болезненных чувствах, симптомах травмы: невыносимо тяжелых историях, отвратительной правде, поруганной вере - все это становится содержанием мусорного ведра.

Возрождение.

Избавляемся от токсинов, проводим ритуал возрождения, - жизни, радости, смеха. Зажигаем свечу как символ света и надежды, поем, танцуем, символически дарим друг другу символы исцеления и здоровья.

Подкрепляющее и ограничивающее сообщение.

Этот подход основан на осознании и проработке подкрепляющих и ограничивающих сообщений, звучащих в каждом из нас и ограничивающих или способствующих нашему личностному и профессиональному росту.

Примеры ограничивающих сообщений:

Примеры подкрепляющих сообщений

Не чувствуй!
- Не проявляй инициативу! Не будь любопытным!
- Не доверяй интуиции! Не живи согласно чувствам!
- Не злись! Не отделяйся от других!
- Не будь сильным! (На сильных воду возят)
- Не будь таким, каков ты есть! Будь таким, каким тебя хотят видеть другие!
- Не спорь!
- Не делай ошибок!

Исследуй мир! Живи! Питай свои чувства! Это хорошо!
- Ищи свои границы! Учись говорить «нет»! Будь самостоятельным! Это хорошо!
- Это нормально - иметь свой взгляд на мир, быть тем, кто ты есть, пробовать свои силы!
- Это нормально: учиться думать по-своему!

-    Подкрепление - это собственное позитивное утверждение о самом себе или о какой-то стороне вашей личности (о чувствах, уме, душевных качества). Обычно оно выражается в виде: «Я обладаю», «Я являюсь»! Если вы записываете подкрепление, то надо использовать разговорный язык и простые, короткие фразы. Пробуйте различные формы высказывания и повторяйте их столько раз, сколько захотите.
     Подкрепления - это здоровые сообщения, которых вы не слышали в детстве или слышали недостаточно. Более того, подкрепляющие утверждения противоположны по своему содержанию внутренним убеждениям, прямым или косвенным сообщениям, которые вы усвоили с детства, например:
- Я люблю себя (Любовь надо заслужить);
- Я доверяю миру (Я должен быть настороже, неприятности не замедлят себя ждать);
- Я доверяю своим чувствам во всем, что я делаю, или хочу сделать (Чувства вредят разуму);
- Я доверяю себе (Я не доверяю себе).
     Использование подкрепления в процессе обучения и изменения может состоять в том, чтобы сформулировать свою цель в настоящем времени так, как будто она уже достигнута:
Я хочу быть довольным собой. - Я могу быть довольным собой.

Подкрепление

  1. Подумайте о своей проблеме. Постарайтесь определить, какие ограничивающие сообщения создают или поддерживают эту проблему.
  2.  Какие подкрепляющие сообщения можно было бы им противопоставить.

Далее упражнение выполняется в парах. Один участник сообщает другому вслух свое подкрепляющее высказывание. Другой сообщает свое.

«Колесо личного благополучия».

Наша профессиональная жизнь не существует изолированно. Она вплетена в ткань нашего повседневного существования. Хотя понятие «выгорания» связывают преимущественно работой, невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому время от времени необходимо отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом.
     Рисуем снежинку.

Отмечаем:

  1. профессиональная сфера (удовл.-неудовл.) ;
  2. отношение к окружающей среде (потребительское - уважительное),
  3. психол.состояние (адаптивное-неадаптивное);
  4. духовная жизнь (активная-неактивная);
  5. интеллектуальная сфера (ограниченность интересов-пытливость);
  6. эмоциональная сфера (регулируемая-бесконтрольная);
  7. физическое состояние (хорошее-плохое),
  8. социальная сфера (одиночество-принадлежность к группе).
       

Проводим линию, последовательно соединяющую точки друг с другом. Сравните контуры: это колесо? Может оно катиться по жизни?
Какая сфера ЖД наиболее благополучна? Наименее? Что хотелось бы изменить? Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь изменений.

Что делает меня уязвимым.

Уделите время тому, чтобы сформулировать для себя, что в вашем прошлом и настоящем, в области профессиональной или личной усиливает вашу ранимость. Это список для Вашего личного употребления.

Лист пожеланий для вашей организации.

Если бы в вашей организации признавал существование синдрома проф.сгорания и необходимость работать с ней, что в ней происходило бы иначе? Изменилась ли структура, стратегия, представление о ценностях?

Идеальная производственная ситуация.

Если бы Вы сами создавали любые условия, все, что вам нужно для хорошей работы, что бы вы сделали? Представьте идеальную ситуацию для своей работы.

Список личных ресурсов.

Составьте. Подумайте и о внешних, и о внутренних источниках: людях, которые вас окружают, местах, где бы Вы хотели побывать, вещах, которые хотели бы иметь, творчестве, любви, искусстве.

Поощрения.

Составьте список того, что вы получаете позитивного о своей работы. Как Вы профессионально выросли, чему научились? Каких успехов достигли в работе с клиентами? Что приносит Вам радость? Перечитывайте свой список постоянно и дополняйте его новыми пунктами.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

  1.      Несоответствие между требованиями (в основном завышенные), предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Выгорание ухудшает качество работы и приводит к разрыву с коллегами.
  2.      Несоответствие между стремлением специалиста к большой степени самостоятельности в работе и ответственности, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации контроля. Следствие - ощущение бесполезности своей деятельности и безответственное отношение к ней.
  3.      Отсутствие вознаграждения. Воспринимается как непризнание труда.
  4.      Потеря чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди лучше работают, когда получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от людей, которых любят и уважают. Изоляция или формальные социальные контакты и конфликты продуцируют фрустрацию, враждебность и уменьшают социальную поддержку.
  5.      Отсутствие представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.
  6.      Несоответствие между этическими принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают кого-то вводить в заблуждение, говорить неправду и т.п.

Когда ресурсы ослаблены, специалист утрачивает способность принимать решения, может совершать профессиональные ошибки, касающиеся границ, реакций и стратегии работы с клиентом.



Предварительный просмотр:

Тренинг

по преодолению эмоционального выгорания

ЛИНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ЖИЗНИ

Большинство из нас выбирают помогающую профессию, потому что нам свойственен некоторый идеализм, для нас очень важно чувство связи с другими людьми или мы являемся социально активными. Чаще всего при выборе профессии человеком движут не только финансовые соображения, мы делаем эту работу потому, что она важна для нас и интересна. И так же, как наши клиенты меняются в процессе нашей работы с ними, так же меняемся и мы.
     На листе бумаги начертим горизонтальную линию посередине листа. Эта линия будет отражать ваше бытие в помогающей профессии от того момента, когда вы впервые решили, что будете работать именно в этой области. Кто-то выбрал эту профессию довольно рано, кто-то пришел в нее, попробовав себя вначале в чем-то другом. В крайней левой точке этой линии надо написать год, когда вы решили, что будете работать в области помогающей профессии, в крайней правой точке - нынешний год.
     А теперь проставьте годы между этими точками. Вы можете делать равные интервалы между отметками, но если какие то годы казались более долгими, можно это отразить.
     В левом краю напишите несколько прилагательных, описывающих вас, каким вы были, когда приняли решение выбрать для себя помогающую профессию. Вы можете описать себя, свою личность, присущие вам от природы качества, которые, как вы считали, должны были помочь вам достичь успеха в этой профессии. Какой фразой Вы бы могли описать свои убеждения, свое видение мира в тот период? Запишите эту фразу.

     Теперь надо делать следующие шаги: поверх линии над годами отметьте события, важные для вашей профессиональной жизни (первая работа, например); под линией: отметьте важные события вашей жизни - начало важных отношений (брак, любовь), рождение ребенка, смерть близкого человека, переезды, моменты кризисов и интенсивного роста.

     Подумайте о тех клиентах, которые запомнились Вам, с которыми Вы работали долгое время. Кто были эти люди, которые повлияли на вас как на профессионала и человека? Это могут быть самые трудные ваши клиенты или те, с которыми вам было особенно приятно работать, кто вас научил чему-то, кто плодотворно сотрудничал, или тот, кто ранил вас, вызвал чувство беспомощности. Эти люди помогали вам изменяться и оставались с вами, став частью вашего профессионального опыта. На своей линии нанесите инициалы этих клиентов над теми годами, когда вы работали с ними.
     Теперь в правом конце, у сегодняшней даты, сделайте описание себя, каким вы являетесь сегодня. Напишите фразу, которая отражала бы ваше видение мира на сегодняшний день.
     

А теперь давайте исследуем линию своей профессиональной жизни:

     - Какие общие черты или различия вы обнаруживаете между событиями вашей профессиональной и личной жизни?
     - Как, по Вашему мнению, связаны переходные моменты, периоды интенсивного роста в вашей личной жизни и работа с клиентами, которые вам запомнились больше всего?
     - Какие гипотезы появляются у вас?
     - Сравните обе фразы, которые отражают Ваше видение мира. Каким образом оно изменилось? Эти изменения связаны с Вашей работой? Отражают ли они признаки профессионального сгорания?

Мусорное ведро.

Ставится большое закрытое крышкой мусорное ведро с надписью, предупреждающей о том, что в нем находятся смертельно опасные яды. Предлагается выбросить свои «отравляющие» истории, иногда в молчании, иногда с прощальной речью. (Можно нарисовать или написать о болезненных чувствах, симптомах травмы: невыносимо тяжелых историях, отвратительной правде, поруганной вере - все это становится содержанием мусорного ведра.

Возрождение.

Избавляемся от токсинов, проводим ритуал возрождения, - жизни, радости, смеха. Зажигаем свечу как символ света и надежды, поем, танцуем, символически дарим друг другу символы исцеления и здоровья.

Подкрепляющее и ограничивающее сообщение.

Этот подход основан на осознании и проработке подкрепляющих и ограничивающих сообщений, звучащих в каждом из нас и ограничивающих или способствующих нашему личностному и профессиональному росту.

Примеры ограничивающих сообщений:

Примеры подкрепляющих сообщений

Не чувствуй!
- Не проявляй инициативу! Не будь любопытным!
- Не доверяй интуиции! Не живи согласно чувствам!
- Не злись! Не отделяйся от других!
- Не будь сильным! (На сильных воду возят)
- Не будь таким, каков ты есть! Будь таким, каким тебя хотят видеть другие!
- Не спорь!
- Не делай ошибок!

Исследуй мир! Живи! Питай свои чувства! Это хорошо!
- Ищи свои границы! Учись говорить «нет»! Будь самостоятельным! Это хорошо!
- Это нормально - иметь свой взгляд на мир, быть тем, кто ты есть, пробовать свои силы!
- Это нормально: учиться думать по-своему!

-    Подкрепление - это собственное позитивное утверждение о самом себе или о какой-то стороне вашей личности (о чувствах, уме, душевных качества). Обычно оно выражается в виде: «Я обладаю», «Я являюсь»! Если вы записываете подкрепление, то надо использовать разговорный язык и простые, короткие фразы. Пробуйте различные формы высказывания и повторяйте их столько раз, сколько захотите.
     Подкрепления - это здоровые сообщения, которых вы не слышали в детстве или слышали недостаточно. Более того, подкрепляющие утверждения противоположны по своему содержанию внутренним убеждениям, прямым или косвенным сообщениям, которые вы усвоили с детства, например:
- Я люблю себя (Любовь надо заслужить);
- Я доверяю миру (Я должен быть настороже, неприятности не замедлят себя ждать);
- Я доверяю своим чувствам во всем, что я делаю, или хочу сделать (Чувства вредят разуму);
- Я доверяю себе (Я не доверяю себе).
     Использование подкрепления в процессе обучения и изменения может состоять в том, чтобы сформулировать свою цель в настоящем времени так, как будто она уже достигнута:
Я хочу быть довольным собой. - Я могу быть довольным собой.

Подкрепление

  1. Подумайте о своей проблеме. Постарайтесь определить, какие ограничивающие сообщения создают или поддерживают эту проблему.
  2.  Какие подкрепляющие сообщения можно было бы им противопоставить.

Далее упражнение выполняется в парах. Один участник сообщает другому вслух свое подкрепляющее высказывание. Другой сообщает свое.

«Колесо личного благополучия».

Наша профессиональная жизнь не существует изолированно. Она вплетена в ткань нашего повседневного существования. Хотя понятие «выгорания» связывают преимущественно работой, невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому время от времени необходимо отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом.
     Рисуем снежинку.

Отмечаем:

  1. профессиональная сфера (удовл.-неудовл.) ;
  2. отношение к окружающей среде (потребительское - уважительное),
  3. психол.состояние (адаптивное-неадаптивное);
  4. духовная жизнь (активная-неактивная);
  5. интеллектуальная сфера (ограниченность интересов-пытливость);
  6. эмоциональная сфера (регулируемая-бесконтрольная);
  7. физическое состояние (хорошее-плохое),
  8. социальная сфера (одиночество-принадлежность к группе).
       

Проводим линию, последовательно соединяющую точки друг с другом. Сравните контуры: это колесо? Может оно катиться по жизни?
Какая сфера ЖД наиболее благополучна? Наименее? Что хотелось бы изменить? Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь изменений.

Что делает меня уязвимым.

Уделите время тому, чтобы сформулировать для себя, что в вашем прошлом и настоящем, в области профессиональной или личной усиливает вашу ранимость. Это список для Вашего личного употребления.

Лист пожеланий для вашей организации.

Если бы в вашей организации признавал существование синдрома проф.сгорания и необходимость работать с ней, что в ней происходило бы иначе? Изменилась ли структура, стратегия, представление о ценностях?

Идеальная производственная ситуация.

Если бы Вы сами создавали любые условия, все, что вам нужно для хорошей работы, что бы вы сделали? Представьте идеальную ситуацию для своей работы.

Список личных ресурсов.

Составьте. Подумайте и о внешних, и о внутренних источниках: людях, которые вас окружают, местах, где бы Вы хотели побывать, вещах, которые хотели бы иметь, творчестве, любви, искусстве.

Поощрения.

Составьте список того, что вы получаете позитивного о своей работы. Как Вы профессионально выросли, чему научились? Каких успехов достигли в работе с клиентами? Что приносит Вам радость? Перечитывайте свой список постоянно и дополняйте его новыми пунктами.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

  1.      Несоответствие между требованиями (в основном завышенные), предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Выгорание ухудшает качество работы и приводит к разрыву с коллегами.
  2.      Несоответствие между стремлением специалиста к большой степени самостоятельности в работе и ответственности, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации контроля. Следствие - ощущение бесполезности своей деятельности и безответственное отношение к ней.
  3.      Отсутствие вознаграждения. Воспринимается как непризнание труда.
  4.      Потеря чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди лучше работают, когда получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от людей, которых любят и уважают. Изоляция или формальные социальные контакты и конфликты продуцируют фрустрацию, враждебность и уменьшают социальную поддержку.
  5.      Отсутствие представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.
  6.      Несоответствие между этическими принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают кого-то вводить в заблуждение, говорить неправду и т.п.

Когда ресурсы ослаблены, специалист утрачивает способность принимать решения, может совершать профессиональные ошибки, касающиеся границ, реакций и стратегии работы с клиентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания

Данный материал можно использовать для консультативной и психопрофилактической работы с педагогами ДОУ. Лекционная часть содержит минимум необходимой информации о сущности СЭВ и его профилактике. Прак...

Консультация синдром эмоционального выгорания

Цель: - Ознакомление присутствующих с понятием профессионального   выгорания,  причинами возникновения, способами   профилактики,  освоение методов и приемов помощи колле...

Буклет к консультации синдром эмоционального выгорания

Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления  стресса....

Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозмо...

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Статья содержит теоретический и практический материал по работе с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях....

Памятка для педагогов «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СЭС» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Памятка для педагогов " Синдром Эмоционального выгорания СЭС и его профилактика   Эмоциональное выгорание - на слуху. Это исчезновение энергии, желания и "огонька" в отношении к д...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...