Синдром эмоционального выгорания
план-конспект по теме

Данный материал можно использовать для консультативной и психопрофилактической работы с педагогами ДОУ. Лекционная часть содержит минимум необходимой информации о сущности СЭВ и его профилактике. Практические упражения направлены на развитие рефлексии педагогов, а так же делают консультацию с ними более увлекательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sindrom_emocionalnogo_vygoraniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекционно-практическое занятие для педагогов ДОУ

Тема: Синдром эмоционального выгорания

Составила: Смолякова Т.В. , педагог-психолог МДОУ№80


Лекционно-практическое занятие

Цель: -  Познакомить присутствующих с понятием профессионального   выгорания,  причинами возникновения, способами   профилактики  

Представьте себе, что наши эмоции подобны электрической лампочке. Мы можем испытывать сильные эмоции-и лампочка начинает гореть сильнее. Когда мы успокаиваемся-лампочка горит тускло. Но бывает так, что мы испытываем постоянные стрессы в течение длительного времени-их можно сравнить со скачками электрического напряжения. Что происходит с лампочкой? Сначала она светит более ярко, затем начинает моргать и в конечном итоге может перегореть.

Синдром эмоционального выгорания - это реакция нашего организма на длительные профессиональные стрессы средней интенсивности. Наиболее часто СЭВ встречается среди врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. (до 90% работающих). Все эти профессии объединяет необходимость  ежедневных интенсивных контактов с другими людьми. А в случае с профессией воспитателя детского сада речь идет об интенсивных контактах и с детьми и со взрослыми. Это является значительной нервно-психической нагрузкой. Вследствие этого мы эмоционально утомляемся и опустошаемся.

При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать контакты с окружающими.

Таким образом, «синдром эмоционального выгорания» - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек. Главная причина этого- психологическое, душевное переутомление.

СЭВ развивается постепенно. Первые симптомы появляются в течении 5 лет профессиональной жизни.

Чтобы оценить ваши отношения с профессией на текущий момент я предлагаю выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Нарисовать круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге - их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

Это упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии

Каковы же признаки эмоционально выгорания?

Первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к  клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

 Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции. Саморегуляция - это сознательное управление своим эмоциональным состоянием.

Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния (юмор, общение, прогулки, бассейн, спортзал, , хобби, рукоделие, уборка квартиры, путешествия, застолье, культурные мероприятия и др.)

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении:

 определение краткосрочных и долгосрочных целей в профессиональной деятельности

 использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

  овладение умениями и навыками саморегуляции

 профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

  уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

  эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

  поддержание хорошей физической формы

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  проще относиться к конфликтам на работе;

  не пытаться быть лучшим всегда и во всем

Практическое задание

Нарисовать человека под дождем

1. Прочувствуйте, какое настроение у этого человека. Он спокоен или встревожен? Защищен или беспомощен? Что человек будет делать дальше? Был ли он готов к дождю или это для него неожиданность?

Данный тест используется при отборе сотрудников МВД. Он показывает, как человек умеет защищаться от проблем и стрессов. Дождь в нашей культуре-неоднозначный символ. С одной стороны люди радовались дождю в засуху. С др стороны дождь, непогода, воспринимались как кара небес, как наказание:

  1. Дождь на рисунке-ваше отношение к стрессу. Отдельные капли-вы не драматизируете ситуацию. Обильные-проблемы кажутся непреодолимыми
  2. Тучи-символ ожидания опасностей (пессимизм), человек ждет неприятностей
  3. Величина фигуры человека-это ваша самооценка в ситуации стресса
  4. Положение человека спиной вперед (особенно если втянуты плечи или опущена голова)-потребность в сокращении контактов с окружающими, усталость, депрессия
  5. Наличие зонтика-вы способны себя защитить. Если укрытия нет-вам не легко восстанавливать свою энергию, необходимо больше отдыха
  6. Дополнительная  защита (плащ, калоши)-в сложной ситуации вам важна поддержка окружающих
  7. Дополнительные детали: дома, скамейки, деревья-не хватает внутренней опоры
  8. Ноги-символ опоры( крупные-вера в себя, тонкие-зависимость от других)
  9. Пол-ваша модель поведения (мужская-напористость, решительность, способность рисковать; женщина-мягкость, гибкость)
  10.  лужи и грязь-это следы стресса. Как долго вы переживаете последствия. Важно не застревать на негативных эмоциях прошлого
  11. Молния-начало нового этапа в жизни
  12. радуга, солнце-оптимизм, надежда на лучшее.

Домашнее задание - нарисовать дождь в сказочной стране. (психопрофилактика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация синдром эмоционального выгорания

Цель: - Ознакомление присутствующих с понятием профессионального   выгорания,  причинами возникновения, способами   профилактики,  освоение методов и приемов помощи колле...

Буклет к консультации синдром эмоционального выгорания

Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления  стресса....

Синдром эмоционального выгорания

Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, осложненная эмоциональными напряженными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накопление его последствий приводит к нарушению зд...

Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозмо...

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Статья содержит теоретический и практический материал по работе с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях....

Памятка для педагогов «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СЭС» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Памятка для педагогов " Синдром Эмоционального выгорания СЭС и его профилактика   Эмоциональное выгорание - на слуху. Это исчезновение энергии, желания и "огонька" в отношении к д...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...