Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Шарко Елена Васильевна

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников будет протекать наиболее успешно.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального искусства

«Музыка помогает познать мир»

                                                                    Составила:

                                                                    музыкальный руководитель

                                                                    негосударственного

                                                                    дошкольного учреждения

                                                                   «Детский сад № 67 ОАО «РЖД»

                                                                                               Е.В.Шарко

Пояснительная записка

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к мировой культуре становится социальным заказом общества.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Поликультурное образование -  это процесс, в котором происходит усвоение подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение и развитие его планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Именно поэтому исключительную значимость приобретает традиционная культура в интеграции с мировыми культурами и с учетом освоения национальных и общечеловеческих ценностей в развитии национального самосознания и формирования внутреннего мира личности, приобщения растущего человека к накопленным веками духовным ценностям.

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников будет протекать наиболее успешно. Данный план-программа составлен с учетом того, что освоение старшими дошкольниками мировой музыкальной культуры начинается лишь после прохождения первоначального этапа  - включения их в культуру собственного народа.  

Реализация предлагаемого плана-программы осуществляется через организацию совместной деятельности педагога с детьми 1 раз в неделю с группой детей во вторую половину дня на протяжении двух лет. Количество образовательных мероприятий - 68 (по 34 в каждом учебном году). Длительность - 20-30 минут. При определении времени педагог должен ориентироваться на эмоциональное состояние детей, их интерес, наличие внешних эмоциональных проявлений, двигательную активность, желание импровизировать, речевые высказывания (междометия, восклицания и т.п.). При этом педагог не регламентирует деятельность детей, не подавляет эмоциональную, двигательную и речевую активность, а, напротив, всячески ее стимулирует. Мы считаем, что освоение поликультурного музыкального наследия человечества, формирование у детей основ вкуса должно проходить через “овладение”, “проживание” ими содержания музыкальных произведений, его “материализацию” и “опредмечивание”. Данный подход и реализуется в предлагаемом плане-программе.

В заключение  необходимо отметить  следующее: использование педагогом шедевров народного и профессионального искусства в поликультурном воспитании старших дошкольников должно носить творческий характер, только тогда он может рассчитывать на достижение высоких результатов в работе по воспитанию одного из важнейших качеств личности ребенка-дошкольника - поликультурности; его профессиональные качества в сочетании с разработанными программами, методиками, практическим материалом - вот ключ к успешному, высоко результативному их использованию.  

Цель: способствовать развитию познавательного интереса, формированию представлений о жизни своих предков и человечества в целом, специфике бытования народной культуры в России и других странах, содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкального искусства, и, как следствие, формированию поликультурности как одного из важнейших личностных качеств ребенка-дошкольника.

Первый год работы.

Основные задачи.

Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к народным традициям, приобщению детей к ценностям родной музыкальной культуры.

Содействовать возникновению у детей желания знакомиться с русским народным творчеством (песни, танцы, хороводы, игры), с народным костюмом; вызвать интерес к обучению игре на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольцы, бубенцы и др.).

Способствовать развитию умения выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать действия героя, инсценировать прибаутки, потешки, дразнилки, колыбельные.

Месяц

Неделя

Тема

Репертуар

Сентябрь

1

Встреча осени. Осенины.

«Уйди, туча грозовая» - слушание,

«Осень, осень» - пение.

2

Милый мой хоровод. Круг.

Змейка.

«Как у нашего овса» - слушание,

«Дождик, дождик, перестань» - пение.

3

Народные инструменты.

«Каравай» - хоровод, «Репка» -

игра с пением.

4

Ложка - знакомая и нет.

«Тимка-тиманка» - пение, игра на

погремушках и ложках.

Октябрь

1

Колыбель и колыбельные песни.

«Баю, баюшки, баю» - слушание,

«Уж ты, котенька-коток» - пение.

2

Считалки, заклички, прибаутки.

См. сб. Г.Науменко.

3

О труде нянь-пестуний.

«Дрёма» - игра с пением,

Колыбельные песни.

4

Милый мой хоровод. Стенка на стенку.

«Как у дяди Симеёна», игра на

инструментах.

Ноябрь

1

День народного единства.                                            

http://bayun.ru/dia/Podvig_

Minina_i_Pozharskogo.html –диафильм.

Оратория «Минин и Пожарский».

2

«Кузьминки» - ярмарка.

«Как у дяди Симеёна» - хоровод,

«Соломинка-ароминка» - игра с пением.

3

Милый мой хоровод. Улица.

«Соломинка-ароминка» - игра с пением, «Патока с имбирем» - плясовая, пение.

4

Считалки, заклички, прибаутки.

«Во горнице» - плясовая,слушание, «Патока с имбирем» - плясовая, пение.

Декабрь

1

Народные инструменты.

«Зимушка-зима» - слушание, колядки – пение, игра на ложках и бубне.

2

Милый мой хоровод. Улитка.

«Как на тоненький ледок» - игровая, пение, игра на инструментах.

3

Святки, колядование, ряженье.

Колядки, щедровки, слушание аудиозаписей, разучивание.

4

Святки.

Проведение праздника.

Январь

1

-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-

-/-/-/-/-/-/-/-

2

-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-

-/-/-/-/-/-/-/-

3

Январь. Из цикла радиопередач

«Народный календарь»

«Щитки-сбитки» - считалка, пение, «Как у дяди Ермолая» - шуточная, пение.

4

Январь. Из цикла радиопередач

«Народный календарь»

Повторение пройденного материала (по желанию детей).

Февраль

1

Милый мой хоровод. Брянская пятёра.

«Как у нашей Дуни» - игровой хоровод.

Игра на ложках, бубне.

2

Масленица знакомство с обрядом.

«Как у нашей Дуни» - игровой хоровод, масленичные песни. Игра на ложках, бубне.      

3

Масленица знакомство с обрядом.

«Коза-дереза» - игровая песня, масленичные песни.

4

Масленица - празднование.

Повторение пройденного материала.

Месяц

Неделя

Тема  занятия

Репертуар

Март

1

 Считалки, заклички, прибаутки.

«Заплетися, плетень» - орнаментальный хоровод, «Кот и мыши» - игра.

2

Встреча Весны, встреча птиц.

«Заплетися, плетень» - орнаментальный хоровод, игра на дудочке, свистульках и бубне.

3

Сороки.

Закликание весны, птиц, дождя – слушание, пение, игра на свистульках.

4

Театр тантамарески. Лубок.

Потешки, прибаутки.

Апрель

1

Считалки, заклички, прибаутки.

«Было у матушки» - пение, «Кот и мыши» - игра.

2

Народные инструменты

«Было у матушки» - пение, игра на народных инструментах.

3

Милый мой хоровод. Наборный.

«Селезня я любила» - игровой хоровод, «Гуси» - игра.

4

Считалки, заклички, прибаутки.

«Ой, кулики» - пение, слушание аудиозаписи.

Май

1

Егорий (обряд первого выгона скота).

«Гони коровушку» - слушание, «По деревне идёт Ваня-пастушок» - пение.

2

Народные инструменты.

«Люли, люли, люленьки» - слушание, «Ай, бай, бай, бай» - пение.

3

Май. Из цикла радиопередач

«Народный календарь».

«Шла кукушка по мосту» - считалка, пение, «Ворон» - плясовая, слушание, заклички солнцу, дождю – пение.

4

Май. Из цикла радиопередач

«Народный календарь».

«Берёзынька» - слушание, «Ходит зайка по саду» - пение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Творческий проект Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства.

В статье рассказывается о влиянии музыки на духовно-нравственное воспитание детей. Порой мы недооцениваем, какой мощной силой обладает музыка, как она способно воздействовать на душу ребёнка....