Формирование поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания
консультация
Система организованной учебной деятельности по формированию поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей, а также обеспечивает базу развития их нравственной и духовной культуры при дальнейшем обучении в школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях.
В Российской Федерации проживает много народов разных национальностей. Закладывать основы толерантности лучше всего в раннем детстве. Ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Если не научить относиться с уважением к людям, имеющими другие взгляды на жизнь, имеющим свои особые традиции и обычаи, то страну будут постоянно потрясать разного рода конфликты.
Наш детский сад, активно работает в данном направлении. Применяя методы классического воспитания во всех областях и воспитывая будущих патриотов России. Это и умение чувствовать красоту Родины, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры. Целью воспитания является формирование первоначальных представлений о многообразии традиций разных народов, населяющих Россию, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача - растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
С этой целью на музыкальных занятиях мы знакомим детей с мордовской и русской национальной культурой и создаем благоприятные условия для межэтнического общения, ведь детский сад посещают дети разных национальностей. В старшей группе мы проводим тематическое интегрированное занятие «Мой край – Мордовия моя», на котором дети знакомятся с государственными символами Мордовии и России: Флагом и Гимном, слушают произведения из мордовского фольклора, поют песню современного композитора Н. Орловой «Трёхцветный мой флажок» и исполняют русский и мордовский танец. На праздник «День народного единства» дети подготовительных групп вместе с родителями исполняли финальный флэш-моб «Когда мы вместе». К празднованию Праздника Победы дети старшей и подготовительной групп разучили песню «Наша Родина – Россия». При постановке танцев мы используем мордовские и русские народные мелодии и движения.
Таким образом, формируется толерантное отношения к разным национальностям и чувство любви к своей родине – России.
На занятии в разделе «Слушание» дети подготовительной группы знакомятся с музыкой мордовского композитора Воинова «Марш» и Вдовина «Танец». В старшей группе дети слушают музыку Кирюкова «Мордовский танец» и Плясовые наигрыши, слушают музыку мордовского композитора Н. Кошелевой «Осень» и «Заяц» дети средней группы. Дети разучили песни современного автора Н. Сураевой – Королёвой: «Листопад» и «Осенняя» (подготовительная группа), «Кап-кап-кап», «Первый снег» (старшая группа), «Дедушка Мороз» и «Снег-снежок» (средняя группа).
На музыкальных занятиях мы разучиваем хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. В играх мы часто пользуем игровые зачины, т. е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
В нашем детском саду есть необходимые музыкально - шумовые инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румбы, бубенцы, маракасы и др). Дети с большим удовольствием играют на них.
В сказках добро всегда побеждает зло. Музыкальную сказку о храбром зайце «Хохотей» дети подготовительной группы разыграли и показали детям младших групп. Надо сказать, что сказка удалась, потому что сказки дети очень любят.
А еще мы разучиваем на занятиях рождественские колядки. По традиции Дети наряжаются в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, и ходят по детскому саду, распевая песенки-колядки, за что ожидают поощрение - сладости и свежеиспеченные пироги. На масленицу наряжаем чучело Масленицы. Вокруг него водим хороводы, проводим различные конкурсы, что является радостным событием для детей. На празднике много сказочных героев: Баба Яга, Емеля с печкой, Скоморохи, Снеговик, Дед Мороз, Весна и др. И, конечно, традиционное угощение блинами. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости.
К Масленице ребята разучивают частушки. Именно эти смешные и незамысловатые песенки во многом определяют доброжелательный и веселый характер нашего народа, его традиции и радушие.
Праздник – Троица. Он соединяет Весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде посиделок. Дети с удовольствием поют песни о берёзке, играют в народные игры.
Если спросить у ребенка, какой русский народный музыкальный инструмент он знает, несомненно, сразу вспоминается балалайка. День этого популярного инструмента отмечают 23 июня, и в честь этого праздника в нашем детском саду прошло творческое познавательное развлечение "День рождения балалайки". Дошкольники узнали, что балалайка появилась более 300 лет назад и является символом России наряду с матрешкой и самоваром. Ребята получили возможность окунуться в мир звуков, издаваемых этим прекрасным инструментом, и поближе познакомились с ней. Так формируется в детских сердцах чувство любви и уважения к своей Родине.
Знакомя детей с музыкальным фольклором и народными традициями,
мы наряжаемся в народные костюмы, которые являются наглядным средством восприятия на праздниках и развлечениях.
Так, впитывая с детских лет народные традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма.
С нашими воспитанниками мы принимаем активное участие в детских фестивалях и конкурсах. Занимаем призовые места. Многие воспитанники после выхода из детского сада продолжают заниматься музыкой в учреждениях дополнительного образования.
Таким образом, система организованной учебной деятельности по формированию поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей, а также обеспечивает базу развития их нравственной и духовной культуры при дальнейшем обучении в школе.
Список использованной литературы:
- Бабунова Е.С. Социализация дошкольников в процессе этнокультурного образования.
- Безюлева Г.В., Ермолаева М.В. Развитие толерантного сознания детей в условиях поликультурного образования.
- Давыдова Н. Основы музыкального воспитания /Н. Давыдова//
Дошкольное воспитание. – 1994. – №6. – С. 89 - Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя/О. Радынова// Дошкольное воспитание. – 1994. – №11. – С. 52
- Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование.
- Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. – М.:Феникс. – 2008. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников буд...

"Формирование основ поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания"
Консультация...
Презентация "Формирование этнокультурной личности дошкольника средствами музыкальной игры" 2021 г
игра...

Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.
Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.1.Введение...
ДОКЛАД ДЛЯ XIX ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ». ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РУССКИХ И МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
В современном мире, где происходит активное взаимодействие культур, особую значимость приобретает поликультурное образование. Оно отражает взаимосвязь образования и культуры в процессе становления лич...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ XIX ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ». ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РУССКИХ И МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Одним из эффективных инструментов в формировании поликультурной личности являются произведения искусства. Художественная литература, в частности, является одним из основных видов искусства и наиболее ...
