Формирование поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания
консультация

Шадрина Лариса Николаевна

Система организованной учебной деятельности по формированию поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей, а также обеспечивает базу развития их нравственной и духовной культуры при дальнейшем обучении в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polikulturnoy_lichnosti.docx24.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания

 Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях.

В Российской Федерации проживает много народов разных национальностей. Закладывать основы толерантности лучше всего в раннем детстве. Ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Если не научить относиться с уважением к людям, имеющими другие взгляды на жизнь, имеющим свои особые традиции и обычаи, то страну будут постоянно потрясать разного рода конфликты.

Наш детский сад, активно работает в данном направлении. Применяя методы классического воспитания во всех областях и воспитывая будущих патриотов России. Это и умение чувствовать красоту Родины, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры. Целью воспитания является формирование первоначальных представлений о многообразии традиций разных народов, населяющих Россию, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача - растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

С этой целью на музыкальных занятиях  мы знакомим детей с мордовской и русской национальной культурой и создаем благоприятные условия для межэтнического общения, ведь детский сад посещают дети разных национальностей. В старшей группе мы проводим тематическое интегрированное занятие «Мой край – Мордовия моя», на котором дети знакомятся с государственными символами Мордовии и России: Флагом и Гимном, слушают произведения из мордовского фольклора, поют песню современного композитора Н. Орловой «Трёхцветный мой флажок» и исполняют русский  и мордовский танец. На праздник «День народного единства» дети подготовительных групп вместе с родителями исполняли финальный флэш-моб «Когда мы вместе». К празднованию Праздника Победы дети старшей и подготовительной групп разучили песню «Наша Родина – Россия». При постановке танцев мы используем мордовские и русские народные мелодии и движения.

Таким образом, формируется толерантное  отношения к разным национальностям и чувство любви к своей родине – России.

На занятии в разделе «Слушание» дети подготовительной группы знакомятся с музыкой мордовского композитора Воинова «Марш» и Вдовина «Танец». В старшей группе дети слушают музыку Кирюкова «Мордовский танец» и Плясовые наигрыши, слушают музыку мордовского композитора Н. Кошелевой «Осень» и «Заяц» дети средней группы. Дети разучили песни современного автора Н. Сураевой – Королёвой: «Листопад» и «Осенняя» (подготовительная группа), «Кап-кап-кап», «Первый снег» (старшая группа), «Дедушка Мороз» и «Снег-снежок» (средняя группа).

На музыкальных занятиях мы разучиваем хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. В играх мы часто пользуем игровые зачины, т. е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

В нашем детском саду есть необходимые музыкально - шумовые инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румбы, бубенцы, маракасы и др). Дети с большим удовольствием играют на них.

В сказках добро всегда побеждает зло. Музыкальную сказку о храбром зайце «Хохотей» дети подготовительной группы разыграли и показали детям младших групп. Надо сказать, что сказка удалась, потому что сказки дети очень любят.

А еще мы разучиваем на занятиях рождественские колядки. По традиции Дети наряжаются в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, и ходят по детскому саду, распевая песенки-колядки, за что ожидают поощрение - сладости и свежеиспеченные пироги. На масленицу наряжаем чучело Масленицы. Вокруг него водим хороводы, проводим различные конкурсы, что является радостным событием для детей. На празднике много сказочных героев: Баба Яга, Емеля с печкой, Скоморохи, Снеговик, Дед Мороз, Весна и др.  И, конечно, традиционное угощение блинами. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости.  

К Масленице ребята разучивают частушки. Именно эти смешные и незамысловатые песенки во многом определяют доброжелательный и веселый характер нашего народа, его традиции и радушие.

Праздник – Троица. Он соединяет Весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде посиделок. Дети с удовольствием поют песни о берёзке, играют в народные игры.

Если спросить у ребенка, какой русский народный музыкальный инструмент он знает, несомненно, сразу вспоминается балалайка. День этого популярного инструмента отмечают 23 июня, и в честь этого праздника в нашем детском саду прошло творческое познавательное развлечение "День рождения балалайки". Дошкольники узнали, что балалайка появилась более 300 лет назад и является символом России наряду с матрешкой и самоваром. Ребята получили возможность окунуться в мир звуков, издаваемых этим прекрасным инструментом, и поближе познакомились с ней. Так формируется в детских сердцах чувство любви и уважения к своей Родине.

Знакомя детей с музыкальным фольклором и народными традициями,

мы наряжаемся в народные костюмы, которые являются наглядным средством восприятия на праздниках и развлечениях.

Так, впитывая с детских лет народные традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма.

С нашими воспитанниками мы принимаем активное участие в детских фестивалях и конкурсах. Занимаем призовые места. Многие воспитанники после выхода из детского сада продолжают заниматься музыкой в учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, система организованной учебной деятельности по формированию поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей, а также обеспечивает базу развития их нравственной и духовной культуры при дальнейшем обучении в школе.

Список использованной литературы:

  1. Бабунова Е.С. Социализация дошкольников в процессе этнокультурного образования.
  2. Безюлева Г.В., Ермолаева М.В. Развитие толерантного сознания детей в условиях поликультурного образования.
  3. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания /Н. Давыдова//
    Дошкольное воспитание. – 1994. – №6. – С. 89
  4. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя/О. Радынова// Дошкольное воспитание. – 1994. – №11. – С. 52
  5. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование.
  6. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. – М.:Феникс. – 2008. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников буд...

Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.

Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок разных народов мира.1.Введение...

ДОКЛАД ДЛЯ XIX ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ». ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РУССКИХ И МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

В современном мире, где происходит активное взаимодействие культур, особую значимость приобретает поликультурное образование. Оно отражает взаимосвязь образования и культуры в процессе становления лич...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ XIX ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ». ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РУССКИХ И МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Одним из эффективных инструментов в формировании поликультурной личности являются произведения искусства. Художественная литература, в частности, является одним из основных видов искусства и наиболее ...