Практическая статья для муз. руководителей по службе ранней помощи
материал по теме

Черашева Антонина Анатольевна

Эта статья написана для педагогов доп. образования, работающих в службе ранней помощи с детьми с нарушением зрения. В ней я поделилась опытом своей работы. Если кого-то заинтересует мой опыт - пишите, поделелюсь более подробно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Музыка, как средство коррекции, у детей раннего возраста  

                                        с нарушением зрения.

С самого рождения мы откликаемся на музыку, которая звучит вокруг нас. Она способна влиять на наше самочувствие, на наше настроение, нашу физическую активность. Специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает влияние также на психическое развитие детей раннего возраста, так как оно стимулирует зрительное восприятие, а также слуховое, двигательное, речевое и развивает  коммуникативность, ориентировку в пространстве, координацию движений, моторику.  А для детей со зрительной патологией, музыка является основой для создания условий успешного овладения  важнейшими для их жизнедеятельности навыками.

 -Так в процессе музыкального воспитания уделяется большое внимание развитию слухового восприятия, что имеет коррекционное значение для компенсации зрительной недостаточности у маленького ребенка.

 -На музыкальных игровых сеансах много внимания  уделяется координации рук и ног, так как при зрительной патологии двигательная функция нарушена.

-С помощью специальных музыкально-коррекционных игр укрепляются мышцы глаз, развиваются прослеживающие функции глаза, бинокулярное зрение.

-Специально подобранные музыкальные произведения обогащают представления ребенка с патологией об окружающем мире, его предметах, явлениях, чувствах.

-Для  развития речи ребенка неоценимое значение имеет исполнение   детьми  попевок, песенок, музыкальных потешек, которые развивают дыхание, внимание, память и способствуют  воспроизведению первых слогов и слов.  

-Также большое значение придается развитию  у детей с патологией зрения  музыкальной восприимчивости, так как она способствует коррекции поведения детей, снятию напряженности, созданию у детей положительного эмоционального настроя.

Таким образом, роль музыкального воспитания необычно велика  в воспитании и  подготовке к дальнейшей жизни детей раннего возраста с нарушением зрения и формировании навыков их социально-адаптивного поведения.

     Мне хочется поделиться своим опытом работы  с детьми раннего возраста, имеющими  нарушение зрения.

В основе всех занятий с детьми раннего возраста, должна быть игра. Впервые  придя на занятие, ребенок с опаской смотрит на все, что ему предлагают сделать или посмотреть. Задача  педагога в этот момент заинтересовать его игрушкой, голосом, пением, игрой на инструменте, своими эмоциями.

 Первое, что дети делают  на музыкальном занятии – это здороваются с музыкой. Вначале  занятия они поют: «Ля-ля-ля-ля-ля, здравствуй музыка!» После этого начинается музыкальная разминка «Похлопаем в ладошки», которая веселит детей и настраивает их на положительное восприятие всего происходящего. Дальше все мамы  поют, глядя на одного из детей, слова: «Как тебя зовут?», а мама этого ребенка пропевает его имя. Также можно спросить: «Маму как зовут?» и пропеть всем вместе мамино  имя. С помощью этих небольших попевок,  дети раскрепощаются и настраиваются на занятие.

Следующий этап занятия – это появление  яркой, большой игрушки, которая двигается под музыку или с песенкой. Это песни про медведя, собачку, котика, птичку, куклу и т.д. Музыка  способствует созданию у ребенка четкого образа этой игрушки. Детям с нарушением зрения нужно дать её в руки, чтобы с помощью осязания они её потрогали, погладили, также нужно поговорить об игрушке, посмотреть, где у неё глазки, ушки и т.д., и тогда у ребенка возникает доверие к  игрушке и  можно предложить ему с ней поиграть или подвигаться.

 Но внимание маленького ребенка быстро рассеивается и поэтому ему  нужна быстрая смена атрибутов. Игрушка сменяется музыкальным инструментом, на котором недолгое время ребенок может играть, прислушиваясь к словам и музыке. Очень нравятся детям песни о погремушках, например  «Погремушка, погремушка- музыкальная игрушка» или «Бум, бум, барабан». Эти упражнения повторяются неоднократно на последующих занятиях до тех пор, пока ребенок усвоит их и свободно играет, узнавая сразу ту или иную мелодию  или песню.

Большое коррекционное значение для компенсации зрительной недостаточности имеет развитие слухового восприятия. Обязательно на каждом занятии звучит песенка или потешка, которую подпевают  мамы. Песни подбираются таким образом, чтобы в них были  слоги или короткие слова, которые впоследствии  дети будут  подпевать  (ой, ля-ля, да-да, тук-тук, бум-бум…). Содержание песен для детей с патологией зрения должно обогащать их представления об окружающем мире и наполняющих его объектах.

После этого детей  переключаем на движение, так как в силу своего возраста, им нужна быстрая смена деятельности.

Учитывая нарушения пространственной ориентировки и координации движений у детей со зрительной патологией, мы   определяем для них зрительные ориентиры,  в виде большой игрушки, кубиков, которые   нужно обойти, оббежать, подойти к ним или отойти от них, или бегать туда-сюда к ним  - от них.

Чтобы развивать прослеживающие функции глаза, мы предлагаем, сидя на полу перекатывать яркий мягкий мячик от мамы к ребенку. Также учим их поднимать игрушку, платочек, погремушку,  куклу  вверх-вниз, прослеживая за ними глазами.

Важное значение для компенсации зрительной недостаточности имеет формирование чувства ритма. Для этого применяются упражнения с игрой на бубнах, барабанах, ложках , металлофоне. Одни дети играют на инструментах, а другие в это время двигаются и наоборот. Детям часто предлагается  постучать, похлопать, пошлепать  по полу, коленкам, маминым ладошкам, щечкам,  руками или погремушками, бубнами, ложками… В этих упражнениях, дети со зрительной патологией учатся управлять своим телом и координировать движения рук и ног.

Одной из задач, решаемых в процессе музыкального воспитания, является формирование представлений детей о мире человеческих чувств и переживаний. Для этого приучаем детей к восприятию классической музыки. Небольшие фрагменты её звучат на каждом занятии. Это фрагменты произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского, «Бирюлек», произведения  С.Майкапара,  В.Моцарта, Д.Шостаковича и др.

Безусловно, что музыка помогает в решении компенсаторных задач для детей со зрительными нарушениями. Велика при этом роль и педагога, который должен выстроить свои занятия так, чтобы эти задачи выполнялись незаметно для детей и доставляли им радость!

                                      Литература.

1.Выродова И.А.  Музыкальные игры для самых маленьких – Москва,2007.

2.С.В.Павлова, Е.А.Савинцева  Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – Москва,2010

3. Е.Е.Хомякова  Комплексные развивающие занятия – Москва,2011

4.И.В.Тимофеичева, О.Е.Оськина «ЛАДУШКИ» развивающие игры-занятиядля детей раннего возраста – Москва,2011

5.Т.Сауко, А.Буренина "

6.Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для детей с нарушениями зрения / под ред. Л. И. Плаксиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...

Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)

        Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...

Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.      Анализир...