Приобщение детей к русской народной культуре.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Лапина Людмила Александровна

Материалы имеют тематическую напрвленность- ознакомлении дошкольников с русской народной культуры в детском саду. Представленный практический материал может быть использован при организации работы с детьми старшей и подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение  детей к истокам русской народной культуры

 Каждый народ в бездонных копилках  своей памяти имеет никогда не иссякающие богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки,  самобытные праздники и национальная кухня. Человеку просто необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок. Я думаю, что проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна в настоящее время, развитие личности ребенка невозможно без приобщения его культурному богатству  русского народа.  

            Привитие любви к родному краю, к родному дому, к детскому саду, к родным и близким людям является приоритетным направлением деятельности ДОУ. Поэтому, у меня возникла идея и потребность в создании мини – музея национальной культуры: для того чтобы в окружении старинных предметов быта, дети знакомились с особенностями жизни русских людей далекого прошлого.

   Работа  по созданию мини – музея началась с поиска  и сбора, старинных вещей. В поисках экспонатов для музея участвовала не только я,  а также родители и сотрудники детского сада. О каждом новом предмете русского старинного быта я  рассказывала детям,  как на занятиях, так и  в повседневной жизни.  И все же основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения  детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Параллельно  с накоплением экспонатов для мини—музея я провела совместные экскурсии с родителями в краеведческий музей поселка Мишкино, где дети ознакомились с понятием экспозиция, коллекция и познакомились с правилами поведения в музее.

           Собранные предметы русского быта подсказали название нашего мини—музея « Горенка». В «Горенке» разместили утюг,  который разжигался горячими углями, керосиновую лампу, ухват, чугунок, глиняную и деревянную посуду, валек для глажки белья, прялку и многое другое, а стену украшали вышитыми полотенцами и картинами. Образ русского деревенского быта дополнили бутафорской печью, люлькой, скамейками. Пол в «Горенке» застелили домоткаными половичками. Вместе с детьми  организовали презентацию мини—музея для детей, сотрудников ДОУ, родителей от лица  кукольного персонажа—домовенка Кузи.  В  нашем музее можно было не только рассмотреть старинные вещи, но что самое главное  все потрогать и поиграть ими.  Дети испытывали радостное настроение от самостоятельной познавательной деятельности, которую давал особый самобытный мир «Горенки».

     После создания мини – музея нам захотелось использовать накопленный материал для дальнейшего приобщения детей к русской народной культуре, Поэтому, был разработан тематический план мероприятий, которые проводились в нашем музее для детей старшей и подготовительной группы.

Тематический план работы в мини- музеи «Горенка»

Месяц

Тема занятия

Содержание

Мероприятия с родителями

Конкурсы. Выставки

сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с  её хозяйкой , с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях.

Экскурсия

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями

Участие в посиделках

«Теремок»

Знакомство детей с традициями строительства «избы», её внешним и внутренним

Октябрь

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство детей с печкой, чугуном, ухватом.

Оформление папки «Русские народные инструменты»

Выставка

народных музыкальных инструментов

«Волшебные дудочки»

Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой (ударные, струнные, духовные)

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Пословицы и поговорки о хлебе.

Ноябрь

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода -  деревянными ложками

Игротека «Народные игры»

Выставка деревянных ложек

«Кто же в гости к нам пришел »

Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».

«И оживают вещи»

Приобщать к русской народной культуре. Знакомство с новыми предметами: лампой керосиновой и утюгом.

Декабрь

«Здравствуй зимушка зима»

Загадки о зиме. Разучивание песенки «Как на тоненький ледок»

Участие бабушек в посиделках.

Выставка  свистулек

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядований.

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки

Январь

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской одеждой. Разучивание потешки

 «А тари, тари, тари»

Показ сказки вместе с детьми

Выставка иллюстраций из русских народных сказок

«Сказки для Кузи»

Самостоятельное рассказывание детьми сказок

«Волшебная палочка »

Узнавание знакомых сказок  по отрывкам из них, иллюстрациям, предметами

Февраль

«Где живет перо

жар-птицы»

Знакомство с хохломской росписью

Посиделки «Пропоем  мы вам частушки»

Выставка предметов из хохломской росписи и матрешек

«Чудо - чудное, диво - дивное, золотая

хохлома »

Рассказ о традициях хохломской росписью

«Русская матрешка »

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.

Март

«Нет милее дружка, чем  родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки для мамы (вышивка).

Посиделки «Масленица» пришла

Выставка поделок из вышивки.

«Масленица дорогая – гостьюшка годовая»

Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен.

«Край родной, навек любимый»

Экскурсия. Русские подвижные игры на открытом воздухе.

Апрель

«Русские богатыри»

Беседа о богатырях земли русской (рисование богатырей).

Конкур русский народный наряд

Выставка одной картины «Три богатыря»

В. Васнецова

«Журнал мод Василисы»

Рисование кокошника  и сарафанов.

Май

«Прощание с избой»

Показ спектакля по мотивам сказок. Заключительная беседа о русской избе и национальной кухни

Оформление папки «Русская национальная кухня»

Постепенно стало традицией приходить на посиделки в «Горенку» не только детям, но и родителя.

Особенный интерес вызывали  фольклорные праздники, на которые мы приглашали главных союзников детей—бабушек. Бабушки пели частушки, играли на ложках и балалайке, рассказывали сказки и прибаутки, загадывали загадки, тем самым приобщали внуков к устному народному творчеству. Своим творчеством, рукодельным мастерством простой народ вносил в свою повседневную жизнь красоту.                                                                                         В мини – музее с помощью родителей организовали кружок вышивания, где с большим удовольствием занимались не только девочки , но и                

 мальчики. Дети постигали  рукодельное мастерство простого народа, учились вышивать «крестиком» и « стебельчатым швом», овладевали практическими трудовыми навыками, формировали художественный вкус к русской народной вышивке. А свои вышитые работы дети дарили мамам на 8 марта.

     «Горенка» стала любимым местом для изобразительной деятельности. Дети познакомились с творчеством художника  В.Васнецова, рисовали былинных богатырей, создавали журнал моды Василисы Прекрасной. По рисункам детей родители изготовили костюмы, а ребята, как настоящие модели продемонстрировали их на показе народных костюмов в «театре моды».

       Экспонаты  мини – музея мы  использовали в театральных        постановках  по  мотивам    русских  народных сказок «Колобок», «Теремок» и басни  А.Крылова «Стрекоза и муравей».

        В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа я  проводила беседы об играх детей в далеком прошлом , активно использовала  в работе с детьми забытые народные игры. В нашей местности играли в игры «Ручеек», «Горелки», «Бояре», «Жмурки» и другие. Детям эти игры тоже понравились, и они играли в них с большим удовольствием.

       Особенно приятно было детям вместе с родителями, после проведения каких – либо праздников и досугов посидеть за столом в «Горенке» и попить чай из настоящего русского самовара с баранками и пряниками. Такие посиделки в теплой домашней обстановке объединяют семьи каждого воспитанника, создают атмосферу взаимопонимания, общности интересов, а самое главное влияют на развитие духовности детей, приобщают к культурному наследию прошлого. Я думаю, что создание мини – музея «Горенка», дала положительный результат по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Даже после  выпуска из ДОУ дети моей группы активно участвуют в конкурсах рисунков, знатоков  родного края, занимаются в школе народного танца, посещают кружки, народного творчества связанного с народным промыслом, так как у детей в детском саду воспитывался интерес к познанию, уважение к истории, культуре, языку русского народа.

Мини-музей  «Горенка»

Цель:  выведение процесса обучения детей за рамки организованных занятий;

Привлечение детей к активному поиску новой информации;

Получение радости от самостоятельной  деятельности.

Задачи:

1. способствовать формированию у детей понятий: « экспонат», «коллекция» и так далее  для возникновения интереса по созданию мини-музея в группе; Объединить усилие детей, родителей по созданию экспозиции;

2. создать атмосферу общности интересов детей и взрослых объедение их усилия по созданию экспозиции;

3. приобщать детей к народной культуре                                                            

                              Этапы работы по созданию и деятельности музея:

  1. Знакомство с понятием: коллекция, рассматривание коллекций значков, наклеек, открыток , пуговиц, киндер-сюрпризов, разновидности бумаги и ткани, собранных в семьях и детском саду;              
  2. Знакомство с музеем:

-Рассказ воспитателя и показ иллюстраций о музеях и о музее в  Мишкино;

-Знакомство с правилами поведения в музеи;

-Совместные экскурсии родителей и детей, воспитателя  в музей;

-Беседы о посещении музея;

3) Сбор детьми совместно с родителями материала ,  экспонатов к созданному мини-музею в группе;

- Рассматривание материалов по мери поступления и беседы с детьми;

- Рассказ воспитателя о новом экспонате.

4) Создание экспонатом в  мини-музее «Горенка»

5) Презентация мини-музея для родителей, детей, сотрудников.

6)Досуги,  развлечения, занятия связанные с тематикой музея.

Заседание клуба с родителями

Предлагаем поиграть в игру «Поле чудес». Тема сегодняшней игры будет посвящена нашему родному краю и называется «Люблю тебя, мой край Родной».

Девиз: «Помни: мира не узнаешь , не зная края своего».  

Ход:

У каждого человека есть на земле такое место, где ему особенно хорошо, уютно. Это город, деревня, село, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где он впервые ощутил мир и себя, откуда началась для него необъятная Родина. Для многих из нас таким местом стало село Мишкино.  Мишкино, как населенный пункт, существует более 200 лет. В  1770 -80 г.г. на северном берегу большого озера, вблизи Мишкинской заимки, на пнях сосен построили свои избы, переселенцы  из соседних приозерных деревень Сладкие Караси, Большие и малые Караси. Много можно рассказать о нашем крае, нашей малой родине. Целью нашей игры «Поле чудес» - выяснить, что мы знаем о нашем крае.

 Итак начнем.

 Прежде чем начнет, крутиться волчок, нам необходимо определить трех участников первого тура. Для этого нужно назвать 3 -х знаменитых земляков, прославивших наш край, Курганскую область?  Правильные ответы (Т.С.Мальцев, Г.А. Илизаров, Я.Д.Витебский), Участников первого тура  просим занять свои места, знакомлю с правилами игры         ( сектор приз, сектор банкрот, сектор очков, за три угаданные буквы приз )

Вопрос 1 тура: Назовите фамилию первых переселенцев проживающих в Мишкино, слово из 8 букв.  Правильный ответ (Аксеновы).

Музыкальная пауза с участием детей (песня «Родина»)

Определяем участников второго тура.

Назовите как можно больше улиц в Мишкино, названных в честь знаменитых людей?

Правильные ответы ( УЛИЦЫ: Шадра,  Ленина, Карла Маркса, Шевченко, Жукова, Лукина, Миляева, Грибоедова и т.д.).  Кто, назовет более 2-3 улиц становится участником 2 тура нашей игры.

Вопрос 2 тура. Назовите фамилию нашей землячки, поэтессы, члена союза писателей ? Слово из 8 букв. Правильный ответ (Моторина). Музыкальная пауза  танец «Полька».

 Определяем участников 3 тура. Назовите все памятники и мемориалы в Мишкино и кому они посвящены. Правильный ответ ( памятник Ленина, скульптурная группа «Павшим борцам за революцию, мемориал погибшим землякам в 1941-1945 г.г. у КХП,  мемориал войнам – землякам, погибшим в годы гражданской и Великой отечественной войны,  обелиск павшим в годы войн преподавателем и студентам МПУ, обелиск погибшим рабочим кирпичного завода на фронтах Великой Отечественной войны, памятник Мишкинцам погибшим в локальных войнах.

Родители кто первый или больше называют памятников, становятся участниками 3 тура.

Вопрос 3 тура. 1мая 1928 года состоялся пуск этого предприятия. Назовите что это за предприятие. Правильный ответ (Гончар).

Музыкальная пауза.

Финал. Вопрос : Назовите самую первую улицу которая получила название в последствии с 1920 г. Ул.Ленина. Слово из 10 букв. Правильный ответ (Купеческая).

Вопросы для зрителей: 

1.У какой птицы хвост рожком? (ласточка)

2. Какая птица со временем древних греков является символом мудрости и познания? (сова).

3.Какое животное очень любит соль? Его ещё зовут Сохатым (лось)

4. Города и посёлки, села и области на букву «К»? Ответы (Курган, Катайск, Куртамыш, Кетово, Каргаполье)

                                НОД  в мини – музее

Тема: Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вид  деятельности : интегрированная ( познавательная, игровая).

Образовательные области: «Художественное творчество»,                               « Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Музыка»

Цели и задачи:

«Познание»

-продолжать знакомить с народной культурой прошлого(быта русских людей);

-активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;

«Социализация»

- формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности

-воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма;

«Коммуникация»

- обогатить и активизировать словарь : печь, ухват, сундук, самовар, скалка, люлька, заслонка, «Лупяки - кожура»,  «кубарик – кожура»;

«Физическая культура»

- обогащать двигательный  опыт детей

- Развивать мелкую моторику рук

«Безопасность»

-формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого

«Художественное творчество»

- закреплять знания о росписях народной культуры;

- помочь увидеть красоту обыденных вещей;

«Здоровье»

- формировать привычку здорового образа жизни

« Труд»

- формировать первичные представления о труде взрослых, о домашнем труде;

 «Чтение художественной литературы»

- приобщать к словесному искусству русского народа, через чтение художественной литературы.

«Музыка»

-развивать чувство ритма

-приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество

Предварительная работа:  чтение Новинкой «Родной дои». Рассматривание альбом о вещах русской избы, загадывание загадок. Обыгрывание использованных предметов быта в сюжетно – ролевых играх «Дом».Мини – выставка совместно с родителями деревянных ложек.

Оборудование :  печь, чугунок, ухват, сундук, стол, самовар, скалка,  клубок ниток, люлька, домовёнок Кузя, музыкальные инструменты, дидактические игры: «Матрешки», «Разбери по полочкам».

Ход:

 В группе воспитатель обращается к детям

-Какие вы у меня сегодня нарядные.  На  девочках разноцветные, яркие что? (сарафаны, ленты на головах)

-А мальчики у нас в чем? (рубахи – называются косоворотками)

-Как вы, думаете ребята, для чего мы с вами одели нарядную одежду, когда мы с вами наряжаемся, Когда что? (когда идем в гости на праздник)

-Вот и сегодня я приглашаю вас к себе в гости в русскую избу.

- Согласны?

Под русскую народную музыку заходим  в мини – музей (избу)

 Воспитатель обращается к детям «Не красна изба углами, а красна пирогами. «Что есть в печи – все на стол мечи».

Ну , проходите гости дорогие, Садитесь рядком да поговорим ладком (Дети садятся на лавки , воспитатель напротив детей)

Гости мои милые детушки – любимые, оглянитесь вокруг да скажите вдруг : что в моей избе больше место занимает? (печка). Верно печка, это  печка называется русской печью. Она очень большая. А теперь скажите, мне для чего нужна русская печь?  (Печь нужна, чтобы было  тепло, на печи можно полежать и погреется)

-Верно,  дети печь моя и греет, и лечит, и жарит ,

 И парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в моей печи. Но сегодня я хочу угостить картошкой. А в чем я буду ее варить узнаете , если загадки мои отгадаете :

У печи стоит предмет

 Он тяжелый спору нет

Но зато в хозяйстве нужен

В нем сготовить можно ужин (чугунок)

-Правильно, это чугун. Называют его так, потому что сделан он из чего ? (чугуна). В кузнице отлит чугунок какой – крепкий в огне закаленный. А в чем вам мамы пищу готовят дома? (в кастрюле). –А почему не в чугуне?

-Дети: Мама готовит на газовой плите. Для этого удобнее пользоваться кастрюлями. Они на много легче, у них есть ручки, за которые посуду можно держать.

-А для меня чугунок удобнее. Его можно ставить в русскую печь, он не за пачкается  и не прогорит. Для того , чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру предмет, а какой  отгадайте загадку:

Стоит в избе палка, а на ней металлическая рогатка» (показываю ухват). Это ухват, Вы эту загадку запомните. В следующий раз загадаю ее вам, а вы уже ответ знаете. Ухвачу  я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок (показываю) и поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы ухватом да с чугунком управляться, нужны ловкость да сноровка. Хотите попробовать, каково это ухватом управляться?

Дети по желанию пробуют зацепить чугунок ухватом и приподнять его (ставлю детей полукругом). Трудно, трудно, да только не крестьянам, что с детства у печи управляться научились. Раздается шорох( подхожу к печи беру домовенка)

Домовенок: Чего расшумелись, спать не даете?

-Ой, ребятки ведь я совсем забыла, что живу - то  я не одна, а с Домовенком. По старому русскому поверью, каждый дом охраняет домовой. Познакомьтесь с моим домовенком Кузей.

 Кузя: Ну, хватит баклуши бить давайте  уже быстрее картошку варить.

- Сварим мы картошку в «лупяках» - прямо в своей кожуре. Чтобы картушку сварить, нужно ее водой залить. Вот и готова. Куда поставим чугунок? (печку).

- В русскую печь. А какой предмет понадобиться, чтобы чугунок в печку поставить, а руки не обжечь (ухват). А чтобы жар из печки не выходил закроем ее заслонкой.

Кузя: А пока картошка варится,  мы с вами позабавимся.

- А как раньше забавлялись: водили хороводы, или соберутся вечером, достанут музыкальные инструменты, мальчики играют, девушки поют, да рукодельем занимаются. Вот и сейчас приглашаю вас в хоровод «Во сыром бору тропинка». Затем воспитатель выносит музыкальные  инструменты в корзине, дети стоят в кругу. Давайте  ребятки покажем Кузе, как вы умеете играть на музыкальных инструментах, на ложках и трещетках. Ведь они делались раньше из натурального природного материала «Шумовой оркестр».

-Ну, что Кузя понравилось тебе, как ребята на музыкальных инструментах играют. Приглашаю детей сесть на лавки. А еще ребята у меня есть сундучок, а в нем разные вещи храню, изделия мастеров разных. Разложила я по полочкам вещи в своем сундуке, а Кузя шалунишка взял и перепутал. Вот  сейчас я и не могу вспомнить, помогите мне детушки – касатики, каких мастеров изделия у меня в сундуке лежат. Дети собирают фрагменты нарисованных изделий , мальчики матрешек, а девочки посуду. Какие вы у меня молодцы, вот Кузя учись у ребят. Ребятушки – касатушки не хотите еще раз  с Кузей поиграть. Есть у Кузи волшебный «кубарик» по-нашему клубок пряжи. Скажешь ему волшебные слова: «Крутись клубок, ложись на бок». ОН покружится, покружится, да и уляжется. Куда носиком укажет туда и смотреть надо: что в той стороне стоит, висит, лежит да как называется. Дети называют предметы, находящиеся в избе и объясняют для чего они предназначены: скалка, ступа, чугунок, самовар и т.д.

-Совсем мы с вами заигрались и про картошку забыли. Она, наверное, сварилась уже. Что я открываю у печи? (заслонку)

- В чем варилась картошка, помните? (в чугунке)

- Ох, горяч чугунок? Чем же его ухватить? (ухватом)

- Вот и сварилась картошка и в «лупяках -  прямо в своей кожуре»                        ( одежке). Достает  «парный» чугунок с заранее с вареной картошкой. Сегодня я вам о русской печи рассказала, чугунок с ухватом показала. Делу время потехи час. Угощу картушкой в  «лупяках» вас. Приглашаем, вас ребята и гостей, к столу попробовать наше угощение. Русские люди говорят «Что есть в печи, все на стол мечи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"

Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря  и русских народных сказок....

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...


 

Комментарии