Цикл занятий по патриотическому воспитанию приуроченных к << 200-летию Бородинского сражения>>
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Боровская Елена Владимировна

 

На мой взгляд, в настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Все дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования,  они призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине и к своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Родной дом, двор, где ребенок гуляет, детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это его Родина. 
Одним из  главных  для воспитания патриотических чувств, это исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №73 Невского района СПб

Тема: К истории России обратимся (мудрые уроки).                                

,,Недаром помнит вся Россия…’’

   

                                                                   Воспитатель:                                                                         Боровская Елена Владимировна

Санкт-Петербург 2011-2012 год

Содержание.

1. Пояснительная записка……………………………………………….3

2. Предварительная  работа …………………………………………..4

3. Сценарий физкультурного досуга-сражения

,,Недаром помнит вся Россия…‘’(посвященного 200-летию Бородинского сражения)……………………………………………………………………………8

4.Материалы и оборудование для проведения досуга…12

Пояснительная записка.

На мой взгляд, в настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Все дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования,  они призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине и к своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Родной дом, двор, где ребенок гуляет, детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это его Родина.
Одним из  главных  для воспитания патриотических чувств, это исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия.

Цель работы:

                                                  Воспитать в растущем человеке такие духовные качества, как любовь к Родине и  народу.

Задачи:

  1. Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей старшей группы и потребность детей в получении исторических знаний.
  2. . Сотрудничество с родителями и вовлечение родителей в образовательный процесс своих детей.
  3. Познакомить с многообразием окружающего мира и своей страны.
  4. Познакомить с историей своего города и культурным наследием.
  5. Познакомить с Днем воинской славы России - 8 сентября 1812 года - Бородинское сражение.
  6. Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
  7. развитие интеллектуальной компетентности детей. 

 Для  своего рода путешествия  в исторические даты и события мною было выбрано очень яркое, на мой взгляд сражение которое в этом году отмечает 200 лет ,, Бородинское сражение’’. Но перед тем как окунутся в 1812 год мною  проведет целый цикл занятий который я разделила на три части.

Предварительная работа

Первая часть: ,, Мы патриоты’’ включает в себя занятия

1.Мир вокруг нас (формируем представление об окружающем мире, о его многообразии, о разных странах и о России как о родной стране)

Материалы для занятия:

- глобус

-изображения и  фотографии разных стран.

2.Такие разные люди (формируем уважительное отношение к людям разных национальностей, развиваем коммуникативные навыки, расширяем представление об окружающем  мире и разных странах).Уроки хороших манер.

Материалы для занятия:

-глобус

-фотографии и изображения людей разных национальностей

3.Наша страна Россия (формируем в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитываем патриотические чувства).

4.Богатыри (беседы об истории возникновения Руси, знакомим с русскими былинными богатырями и с тем, как они защищали свою Родину).

Материалы для занятий:

-репродукция картины В.Васнецова   << Три богатыря>>, иллюстрации с  изображениями современных видов оружия и оружия богатырей, детали одежды.

5.Символы России - флаг, гимн, герб (рассказать о  государственных символах России, объяснить значение цветов государственного флага и формировать уважительное отношение к государственным символам своей страны).

Материалы для занятий:

-изображение флага России

-изображение герба

-изображения флагов разных стран (для игры << Найди свой флаг>>).

6.Столица нашей Родины (рассказать о столице России, формируем представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитываем гражданско-патриотические чувства).

Материалы для занятий:

-фотографии  с видами Москвы

Вторая часть: ,,Санкт-Петербург –город в котором я живу,

                 Санкт-Петербург – город, который я люблю’’

  1. История возникновения СПб (познакомить с историей Санкт-Петербурга, побуждать  детей восхищаться красотой города, воспитать патриотические чувства). Игра <<Мы город здесь заложим… >>

Материал для занятий:

-иллюстрации с видами города,

-изображения Петра I

-кубики и корабли и другие строительные элементы для игры .

  1. Мы живем в культурной столице (познакомить и культурным наследием Санкт-Петербурга и  основными достопримечательностями города на Неве).

-Петропавловская крепость

-Адмиралтейство

-Исаакиевский собор

-Летний сад

-Медный всадник

-Дворцовая площадь

-Эрмитаж

-Невский проспект

-Мосты, реки

-Символы города (флаг, герб)

-Знаменитые люди Санкт-Петербурга

 Материал для занятий:

-изображения всех перечисленных  достопримечательностей

-пластилин и цветной картон (для создания картин на темы Адмиралтейство и мосты).

-пазлы с  видами СПб

- фотографии знаменитых людей СПб

-изображение Гром-камня

-фильм о СПб (есть в приложении)

-стихи о городе для использования в пальчиковой гимнастике

-дать родителям задание подготовить совместно с ребенком рассказ о заданной достопримечательности СПб (для игры Экскурсовод)

В окончании второй части мы делаем в группе уголок <<Наш город - культурная столица>>(посвящен Санкт-Петербургу).

Выпускаем групповой альбом из фотографий детей на фоне города.

А в конце апреля планируем обзорную экскурсию по городу.

Третья часть: ,,200 лет Бородинскому сражению’’

  1. - Скажи-ка, дядя, ведь недаром…..

  (знакомство  ребят  с историческим событием - Бородинским сражением, рассказать о героях этого сражения).

Материал для урока:

-изображения Бородинского сражения

-показ слайдов ,, Бородинское сражение’’(есть в приложении)

 

  1. Кто такой М.И. Кутузов и  Наполеон Бонапарт???? (знакомство ребят старшей группы с главнокомандующим русского и французского войска).

Материал для занятий:

-изображения Наполеона Бонапарта

-изображения М.И. Кутузова

    3. Легкая кавалерия (рассказать ребятам о гусарах, поиграть в  игру ,, Хорошие манеры,,).

        Материал для занятий:

        -изображения гусар

        -изображения оружия

        - искусственные цветы для игры ,, Хорошие манеры,,

4. Рисуем вместе (ребята рисуют  со своими родителями рисунок на тему Бородинского сражения, выставка работ).

Список используемой литературы.

1. Брагин М. Г. «В грозную пору. 1812», М.: Малыш, 1970.

2. Винниченко М. В. «Атлас великих сражений», М.: РОСМЭН, 2005.
3. Воточникова А.П. «Чудо-богатыри России», М. 2002.
4. Лубченков Ю.Н. «Война 1812 года», М.: Белый город, 2008.
5. журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005, «Великий русский полководец», с.60-64.

6. Н.Г. Зеленова Л.Е Осипова  <<Мы живем в России>>.

      7.Безлепкин Б. Г., Шишов А. В., «Гордиться славою предков» -  Дошкольное воспитание. – 2002 г. -№ 2, 3.

      8.«Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2005г

9.Лермонтов М. Ю.  «Бородино». – М.: Детская литература, 1989 г

   10.Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.

   11.Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.

  12.Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.

  13.Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.

  14.Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:

  1. видеофильм "Санкт-Петербург"

Сценарий физкультурного досуга-сражения

,,Недаром помнит вся Россия…‘’(посвященного 200-летию Бородинского сражения).

(звучит марш на выход детей).

Ведущий: Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено одному событию-сражению которому в этом году исполняется 200 лет.

Скажите, про какое сражение идет речь?

Дети:  Бородинское сражение.

Ведущий: Но это занятие будет не совсем обычное т.к на него мы пригласили своих родителей и проходит это занятие не в группе, а в музыкальном зале.

И начнем мы свое занятие со стихов, которые  ребята подготовили.

(ребята читают стихи)

Ведущий: Ребята,  скажите пожалуйста, кто командовал русским войском?

Дети:   Кутузов.

Ведущий: Правильно ребята. Главнокомандующим был Михаил Илларионович Кутузов.

А как звали французского императора, который руководил французским войском?

Дети: Наполеон.

Ведущий: Правильно, Наполеон Бонапарт.

А сейчас я вам хочу предложить вместе с вашими родителями оказаться в 1812году и самим поучаствовать в этом сражении.

Вы согласны?

Дети и родители: Да.

Ведущий:  Но для начала мы должны вспомнить, что в те времена составляла основу любого войска? А родители если что вам подскажут.

Дети и родители: Кавалерия.

Ведущий: Правильно. А ну-ка кавалерия покажите себя в деле.

                                    (танец кавалерии).

Ведущий:  В те времена основу любого войска составляла кавалерия, и она подразделялась на легкую и тяжелую.

Вы уже слышали о гусарах из предыдущих наших занятий. Так вот гусары  - это легкая кавалерия. На быстрых конях они преследовали врага и проводили разведывательные операции. Наши гусары обскакали все поле и пришли к выводу, что это поле нам подходит для боя с французской армией. Подходит ребята?

Дети: Да.

Ведущий: Место для боя выбрали. Теперь можно приступать  к подготовке оружия к бою. Ребята, а какое оружие вы знаете?

Дети: (идет перечисление).

Ведущий: Родители, а какое еще есть оружие, которое не назвали дети?

Родители: (идет перечисление).

Ведущий: Одним из главных боевых оружий была пушка. И перед тем как из нее выстрелить, надо было обязательно почистить ее дуло. Для этого мальчики  делятся на две команды, в каждую команду мы приглашаем по одному родителю и я покажу  вам, как мы будем  чистить дуло  пушек. А наши прекрасные дамы (девочки) будут нам помогать.

(эстафета ,, Чистим пушку,,)

Ведущий: За каждый отважный, героический поступок или подвиг воина чем награждают?

Дети: Медалью, орденом.

Ведущий: Вот и я вручаю медали той команде, которая почистила свою пушку быстрее. И остальные родители и ребята тоже давайте старайтесь и завоевывайте памятные медали.

Теперь наше оружие к бою готово?

Дети и родители: Да.

Ведущий: Теперь можно немножко отдохнуть, перед тем как мы начнем бой. И я предлагаю нашим гусарам пригласить наших дам на танец.

(танец ,,Вальс,,)

Ведущий: А французы не дремлют, пока мы с вами танцевали, они уже приготовились к бою. И нам уже пора дать им отпор. Для этого мы опять разделимся на две команды и будем наносить свои сокрушительные удары из пушек.

(конкурс ,, Стрельба из пушек,,).

Ведущий: Ребята, кто сбил наибольшее количество вражеских целей, награждаются памятными медалями.

В начале войны русская армия насчитывала 12 гусарских полков. Это были отчаянные храбрецы, и смелых французских солдат от одного вида гусар охватывала паника. Но любое сражение не обходится без потерь и раненых. Вот и сейчас в отважном бою у нас ранило двух ребят (вызвать два мальчика). Я  приглашаю двух  прекрасных дам, которых мы сейчас проверим на умение оказывать  первую помощь раненым.

(конкурс ,, Перебинтуй раненого,,)

Ведущий: Награждаем наших дам-санитарок за оказание помощи раненым памятными медалями.

Ваши аплодисменты (аплодисменты).

Ведущий: Наши воины не только славились мужеством и отвагой, но и тем, что они замечательные галантные кавалеры. Вот я и предлагаю это проверить (участвуют все дети,  одно мама и один папа).

( конкурс,, Кавалер с цветком,,)

Ведущий: Награждаем наших кавалеров.

( танец воинов)

Ведущий: Император Наполеон вспоминал позже: << Из всех сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой, французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские называться непобедимыми.

В честь такой победы. В честь 200-летия Бородинского сражения я предлагаю дать праздничный салют.

Но перед тем хочу добавить, что мы патриоты своей страны и мы готовы дать отпор любому, но нам бы очень хотелось, чтобы на всей нашей планете царил мир и дружелюбие.

(песня о мире и праздничный салют из шаров).

Материалы и оборудование для проведения досуга:

                                     -музыкальное оформление

                                     -ершики (для чистки пушек)

                                     -изготовить дуло пушки 2 шт

                                     -обруч 2шт

   -растяжки как препятствие 2шт

 -изготовить памятные медали

           -кегли 8 шт (для стрельбы из пушек)

                                -мешочки с песком 6шт (для стрельбы из пушек)

                                    -бинт 2 шт (для раненых)

                       -искусственные цветы 10шт (для кавалеров)

                                   -шары для салюта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально – спортивного развлечения «БОГАТЫРСКАЯ НАША СИЛА». Посвященного 200 - летию Бородинского сражения (для детей 6-7 лет)

Музыкально-спортивное развлечение, посвященное Дню защитника отечества и 200 - летию Бородинского сражения...

Проект по патриотическому воспитанию к 70-летию Победы

Дети изготавливали поделки, рисовали на тему Великой Отечественной войны. Педагоги украшали помещение детского сада. Был разработан план к проекту...

Ода посвященная 200-летию Бородинского сражения 1812 года

Ода посвященная 200-летию  Бородинского сражения 1812 года...

цикл бесед по патриотическому воспитанию

примерные конспекты бесед по патриотическому воспитанию. Россия - моя Родина, Наша древняя столица, знакомство с государственной символикой России (флаг и герб)...

Методическая разработка. Региональный компонент. Цикл бесед по патриотическому воспитанию дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов Человек как личность формируется в младш...

Занятие по патриотическому воспитанию, посвященное 75 летию Победы в Великой Отечественной войне: «Нас песня к Победе вела»

Работа по воспитанию у детей патриотических чувств, является одним из наиболее приоритетных направлений работы. Занятие построено таким образом, чтобы оно проходило через сердце каждого ребенка. Ведь ...

Цикл бесед по патриотическому воспитанию

Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки &ndash...