Занятие по патриотическому воспитанию, посвященное 75 летию Победы в Великой Отечественной войне: «Нас песня к Победе вела»
план-конспект занятия (старшая группа)

Храмова Елена Александровна

Работа по воспитанию у детей патриотических чувств, является одним из наиболее приоритетных направлений работы. Занятие построено таким образом, чтобы оно проходило через сердце каждого ребенка. Ведь дети очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы, они умеют искринне сочувствовать и переживать. Именно в это время для воспитателя открываются большие возможности для патриотического воспитания и формирования духовной основы ребенка, его имоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nas_pesnya_k_pobede_vela_1.docx218.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Занятие

по патриотическому воспитанию,

посвященное  75 летию Победы

  в Великой Отечественной войне:

«Нас песня к Победе вела»

                                                                               Составила и провела

                                                                               Воспитатель

         Храмова Е. А.

Февраль 2020г.

Я Храмова Елена Александровна, работаю воспитателем в ГКУ ЦССВ «Сколковский». Мое занятие «Нас песня к Победе вела» имеет патриотическую направленность и посвящается 75 летию Победы в Великой Отечественной войне. Занятие будет проводится в группе детей с тяжелыми, множественными нарушениями психического и физического развития. Возраст детей от 10 до 17 лет.

Цель: воспитывать патриотические чувства у детей: любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.  

Задачи:

  • Образовательные

Познакомить детей с песенным репертуаром военных лет. Формировать представление о том, что песня в суровые годы ВОВ была для солдат постоянным спутником, вела их к победе, сопровождала в нелегкие времена войны. Расширить знания детей о событиях ВОВ. Познакомить детей с историей создания песен ВОВ.

  • Развивающие:
    Продолжать работать над развитием связной речи: совершенствовать монологическую и диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.
    Развивать музыкальные способности детей,  умение слушать музыкальные произведения патриотического характера.
    Развивать познавательную активность, творческие способности, двигательную активность.
  • Воспитательные:
    Воспитывать нравственные качества: доброту, сострадание, уважительное отношение и благодарность к ветеранам ВОВ.
  • Коррекционные:
    Коррекция мыслительной деятельности, памяти, внимания.

Приемы:

  1. Беседа - является связующим звеном
  2. Игровой - позволяющий повысить качество усвоения познавательного материала, способствующий закреплению патриотических чувств.

Методы:

  1. Метод вопросов: воспитывает умение грамотно и четко отвечать на вопросы
  2. Метод повторения: дающий прочность знаний, в воспитании патриотических чувств
  3. Сюрпризный момент: позволяющий эмоционально настроить детей на познание

Словарная работа: Великая Отечественная война, Победа, Родина.

Тип занятия: комбинированный

Материалы и оборудование:  плакат «Вечная слава героям ВОВ», иллюстрации о ВОВ, большая фигура картонного солдата, у которого сзади приделана колонка, позволяющая солдату «разговаривать»  когда воспитатель включает устройство,  флажки, планшет, магнитофон, колонка, шарики и ленточки, медицинский бинт.

Предварительная работа: экскурсия на Поклонную гору, чтение произведений о ВОВ, просмотр фильмов о ВОВ.

  • План занятия:
  1. Организационный момент
    сообщение темы занятия
    Сюрпризный момент
  2. Основная часть занятия
     1  Беседа с детьми «История ВОВ»
        Обсуждение, рассматривание иллюстраций с    
        изображением ВОВ
  1. История песни «Священная война» слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова
    Прослушивание  песни «Священная война»
    Ответы детей на вопросы воспитателя по содержанию песни
  2. Подвижная игра «Мы солдаты»
  3. Рассказ солдата  «Зачем же нужна песня на войне?»
  4. История создания песни  «Землянка» слова А. Суркова, музыка К. Листова.
    Солдат исполняет песню «Землянка»

 Воспитатель беседует с детьми по содержанию песни.

  1. Подвижная игра «Боевая тревога»
  2. Знакомство детей с творчеством поэта М. Исаковского.

История создания песни «Катюша» слова М. Исаковского, музыка М. Блантера.
Рассказ солдата о миномете «Катюша»

Рассматривание иллюстраций реактивного миномета
Коллективное исполнение песни «Катюша»

         8  Упражнение «Салют»

         3.  Итог занятия.

  1. Организационный момент.
    Дети собираются в группе, украшенной цветами, шарами, рисунками ребят. На доске весит плакат «Вечная слава героям ВОВ». Дети садятся на стульчики, и начинается занятие.
    Воспитатель: объявляет тему занятия, обращает внимание детей на плакат, который весит на доске «Вечная память героям ВОВ»
    Сюрпризный момент: ребята, сегодня к нам в гости пришел солдат. Он поможет мне провести занятие.

C:\Users\Саньчоуз\Documents\солдат 1.jpg

  1. Основная часть:
    1 Беседа с детьми «История ВОВ»


Воспитатель рассказывает детям о Великой Отечественной Войне, показывает иллюстрации ВОВ.
75 лет отделяют нас от суровых и грозных военных лет. Но время никогда не сотрет в памяти народа тот, когда началась Великая Отечественная Война. Ранним утром  22 июня 1941 года на нашу страну напали враги - немецко-фашистские захватчики. Фашисты хотели сделать наших людей рабами, они жгли и разрушали деревни  и города нашей Родины. Их самолеты бомбили города, аэропорты , порты, железные станции, школьные, детские сады , больницы, дома. Враг не жалел ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой страшной войне погибло очень много людей. Весь народ встал на защиту нашей Родины,  и побеждать врага на фронте помогали песни. Композиторы и поэты сочинили много песен во время ВОВ, и среди них есть такие, которые сыграли большую роль в жизни народа.


2 История создания песни «Священная война»


Воспитатель: Например, песня  «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова)- песня-воин, песня полководец, песня призыв.  Слова этой песни  были опубликованы в газете «Известия» через 2 дня после начала войны. На шестой день войны, она впервые прозвучала на Белорусском вокзале, когда провожали на фронт военные эшелоны. (Рассматривание иллюстраций о ВОВ, каждый ребенок группы рассматривает иллюстрации о ВОВ совместно с воспитателем)

Во время исполнения песни все встали, как встают, когда слушают гимн. В глазах солдат, уходивших на фронт, стояли слезы. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения.

Прослушивание песни «Священная война»

Давайте  мы встанем и стоя все вместе  послушаем песню «Священная война»,- звучит песня: «Священная война». Песня заканчивается, и дети садятся на свои места.


Воспитатель беседует с детьми о содержании песни «Священная война»

(Воспитатель задает каждому ребенку вопросы и мотивирует его на ответ)

Воспитатель: К чему призывает песня? (поднимает народ на борьбу с врагами) Как вы считаете, какое настроение передавала эта песня солдатам? (мужественное, храброе)
Можно ли назвать эту песню оружием против фашистов? Почему? (потому что она поднимала боевой дух и солдаты отважнее сражались)
Да, молодцы. Уже в первые дни войны, композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачем была написана эта песня, которая называется «Священная война»  и она звучала как набат, призывающий на борьбу, как оружие против жестоких врагов.

3 Подвижная игра «Мы солдаты»

Воспитатель: почти каждый мальчик, когда вырастет, хочет стать солдатом, защитником Родины. И как гласит солдатская пословица: «Сам погибай, но друга выручай».

И так, давайте поиграем в подвижную игру «Мы солдаты»

Дети делятся на две группы

Задание:

Для первой группы: после взрыва снаряда ваш товарищ получил ранение в голову, оказать первую медицинскую помощь и вынести с поля боя раненого.

Для второй группы: после взрыва снаряда ваш товарищ получил серьезное ранение левой ноги. Необходимо наложить шину и вынести с поля боя раненого.

Каждой группе детей предлагается выбрать по одному человеку в качестве раненого, а остальные дети участвуют в качестве спасателей.

          Начинается игра:

Слышна имитация взрыва, раненые падают, и начинается игра. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли помочь раненным и вынесли их с поля боя.

4  Рассказ солдата «Зачем нужна песня на войне?»

Солдат обращается к детям: Летом 1941 весь советский народ встал  на защиту Родины. От бомб и разрывающихся снарядов дрожала земля. Но защитникам Родины смерть была не страшна. Они смело шли в бой. Свинцовая метелица накрыла родную землю, грохотали снаряды и мины, но песня спутницей солдат была. В бою, в походе, на ночном привале.(рассматривание иллюстраций о ВОВ)

Воспитатель рассуждает с детьми  «Зачем нужна песня на войне»

Идет война свистят пули, гибнут люди, А тут песня.… Зачем же она нужна на войне? Песни помогали военным и народу переносить холод и голод во имя победы, помогли выстоять и победить.

5 История создания песни «Землянка» слова А. Суркова, музыка К. Листова.

Воспитатель: Битва под Москвой - первая победа Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня  «Бьется в тесной печурке огонь. Слушая ее, солдаты вспоминали свои дома и своих родных.

Однажды суровой зимой 1941 года, во время битвы под Москвой произошел такой случай. Молодой солдат, лейтенант Алексей Сурков, попал в окружение. Он храбро сражался, многие его товарищи погибли. Когда он выходил из окружения, попал на минное поле, где сам мог погибнуть в любую минуту. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме . Текст он показал бойцам, и им очень понравилось это стихотворение. Многие солдаты переписывали его и отсылали его своим женам и невестам. Оно стало популярным на фронте и в тылу. Текст увидел композитор Константин Листов и сочинил музыку. Получилась песня, которая стала одной из самых известных в дни войны.

Послушайте эту песню в исполнении нашего гостя – солдата.

Звучит песня «Землянка»

Беседа с детьми по содержанию песни
Воспитатель задает детям вопросы и дети вместе с воспитателем хором проговаривают слова-ответы.

Какую песню мы с вами послушали? («Землянка»)

Какое настроение она передает (нежное, ласковое)

О чем в ней рассказывается? (Как боец вспоминает свою любимую)

6 Игра  «Боевая тревога»

Трудно приходилось защитникам Родины во время ВОВ. Вы думаете, бойцы спали на мягких кроватях? Нет, конечно. Роскошью считалось снять сапоги, да вытянуться в своем окопе во весь рост. А если боевая тревога? Тогда надо было резко встать на ноги, быстро одеться, обуться. Ребята, вы ведь тоже будущие защитники родины. Вот  сейчас мы с вами и потренируемся - сможете ли вы по сигналу тревоги быстро одеться и обуться как настоящие солдаты. (все мальчики приглашаются поиграть)

Солдат: подает сигнал боевой тревоги, мальчики выполняют задание.

Воспитатель: молодцы, вы хорошо справились с  заданием, правильно оделись и обулись, не растерялись, не испугались боевой тревоги.

7 Знакомство с творчеством поэта М. Исаковского

Воспитатель: с первых дней войны зазвучали пенсии Михаила  Исаковского: «Ой, туманы мои растуманы», «Огонек», «В лесу прифронтовом» и другие. В этих песнях было все, чем жил советский народ  во время ВОВ: и горе его, и ненависть к врагам и великая любовь к Отечеству, и тоска по близким, по погибшим.

История создания песни «Катюша» слова М. Исаковского, музыка М. Блантера.

Воспитатель: одним из самых ярких символов ВОВ является песня «Катюша» -песня, которую знал каждый боец.

В отличие от большинства военных песен той поры, «Катюша» была создана в предвоенное время. Несколько строк о простой русской девушке написал в 1938 году поэт-песенник Михаил Исаковский. Композитор  Матвей Блантер случайно услышал их и решил положить их на музыку, хотя у стихов еще не было окончания. Песня и полный вариант стихотворения родились практически одновременно. Лирическая и вместе с тем строгая музыка как нельзя лучше подошла к песне о верной подруге  пограничника и будущего бойца, в ней сочетались патриотичность и лиричность.

Рассказ солдата о миномете «Катюша»

А когда в 1941 году на фронтах Великой Отечественной войны себя блестяще проявил гвардейский реактивный миномет, получивший это же ласковое название, «Катюша», песня стала символом залога победы.

 Про это грозное боевое оружие даже загадка была:

Девушка ходит, песню заводит.

Этой девицы немец боится.

(Рассматривание иллюстраций реактивного миномета со всеми детьми)

Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша»  Песня звучала как гимн и помогала воевать и побеждать. Давайте ее исполним все  вместе. (Исполняется песня «Катюша»)

 

Коллективное исполнение песни «Катюша»

       

          8 Упражнение «Салют»

Песня «Лизавета» музыка Н. Богословского, слова Е. Долматинского, которая  была написана в 1942.

В песне есть такие слова:

«Настает Победа

 К тебе я приеду…»

Воспитатель: дети, будет победа, будет и салют победе посвященный, давайте и мы с вами выполним упражнение

с ленточками «Салют» под песню военных лет «Лизавета» Воспитатель приглашает всех детей встать в круг и раздает им ленточки.

 Звучит песня Лизавета» и дети импровизированно танцуют, перемещаясь по группе.

Воспитатель  говорит: «Салют зажгись». Дети подбегают  к воспитателю, поднимают руки вверх и машут ленточками.

Воспитатель: крикнем дружно все «Ура» (Дети машут ленточками и кричат «ура»).

Упражнение повторяется несколько раз.

Воспитатель: молодцы дети, хороший у нас получился салют.

  1. Итог занятия:
    Воспитатель: песни военных лет по праву можно назвать  музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Все 1418 дней и ночей войны песня шла вместе с народом. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять и выжить. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжких боях в лишениях и невзгодах шел насмерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.


Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, посвященное 75 летию Великой победы  «Нас песня к Победе вела». На занятии мы слушали и пели песни военных лет и познакомились с историей их создания, играли в игры, рассматривали иллюстрации.

Скажите  пожалуйста, какие песни мы слушали на нашем занятии? («Священная война», «Землянка»)

А какую песню мы с вами все вместе спели? («Катюша»)

А скажите пожалуйста, в какие игры мы с вами играли («Мы солдаты» и «Боевая тревога», игра «Салют»)

          Литература:

  1. Агапова И.А «Мы - патриоты!» Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 класс М. ВАКО 2010.
  2. В. Сергеев «Истории о песнях военных лет», « Я по свету немало наживал»
  3. Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» Великая Отечественная война в произведениях художников
  4. Демонстрационный материал «Армия России» С. Вохрищев Издательство «Страна фантазии»
  5. «День победы-песни великого подвига» Сборник песен.
  6. Патриотическое воспитание детей. Ознакомление с событиями ВОВ 1941-1945 годов  Л.П. Ушакова. «Детство – пресс»
  7. Воспитать патриота. Программы мероприятия, игры. «Образование»
  8. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое пособие Комратова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

педагогический проект для детей средней группы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "9 мая - День Победы"

В этом году мы отмечаем 70 летие великого праздника, Дня Победы. Вся страна готовит мероприятия посвященные этой знаменательной дате. Дошкольные учреждения также не остались в стороне. Тема для детей ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

В этом году мы отмечали 70-летие Великого праздника, Дня Победы. Наша средняя группа "Ромашка" разработала перспективный план, в котором подобрала различные мероприятия для детей даноого возраста. Тем...

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛЮБИМ, ПОМНИМ, ЧТИМ» К 70-ю Победы в Великой Отечественной войне

Цель: формировать нравственные качества детей через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.Задачи: -...

Педагогический проект к 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной Войне "9 мая - День Победы"

В 2015 году исполнилось 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство- с...

Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...