Эссе "Мой путь к педагогическому мастерству"
статья по теме

Оськина Софья Александровна

Моё эссе раскрывает представление о работе настоящего учителя логопеда и тяжёлый путь к педагогическому мастерству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе учителя-логопеда41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Мой путь к педагогическому  мастерству»

« Педагогический поиск и педагогические исследования –

 путь к педагогическому мастерству»

«Философия образования» С.И.Гессен

 В мире много чудес.

  Чудом является:

- радуга на небе,

- росса на утреннем листе,

- картина художника.

   Сам факт рождения человека тоже чудо!!!

   А если чудеса в педагогике?

  Ну, разве это не чудо иметь возможность каждый день удивляться, восхищаться успехом каждого ребенка, открывать их новые возможности.

    Я учитель-логопед МБДОУ № 28  Оськина Софья Александровна, высшая квалификационная категория. В течение многих лет работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, косолапость, нарушение осанки, нарушение капсуло - связочного аппарата)  и как сопутствующий диагноз, данные дети имеют речевые нарушения ( ОНР, ФФНР, ФНР, НПОЗ).

   Всегда с волнением отношусь к первой встречи с ребенком, хотя заранее выясняю у родителей интересы, увлечения каждого. Однако встревоженные лица родителей, настороженные глаза ребенка  меня волнуют, поэтому наше общение  стараюсь провести в комфортных условиях предметно-развивающей среды логопедического кабинета (в 2007 году занявший первое место «Лучший логопедический кабинет г. Тулы») с подбором дидактического материала, который позволяет ребенку не перегружаться и с интересом участвовать в исследовательской деятельности…….

   Чудо!

   Стена недоверия рухнуло. Получилось подобрать ключики еще к одному детскому сердцу.

   Получилось…….

   Благодаря одному из чудес педагогики - индивидуализация педагогического процесса, где главным действующим лицом в работе учителя – логопеда и отправной точкой является сам ребенок, и его возрастные индивидуальные возможности, а в дальнейшем динамика его достижения.

   Это, на мой взгляд, важнейший принцип философии современного образования.

   Это моя первая ступень к педагогическому мастерству.

Индивидуальность-индивидуализация-личность.

   И как следствие этого:

                      уважение, потому что  принимаю ребенка таковым,

                      любовь, потому что стараюсь для него,

                      радость общения, так как уважение и любовь взаимно.

     Дальнейший педагогический поиск и педагогические исследования в оказании конкретной коррекционно - развивающей помощи детям с  нарушений речевого и  моторного развития натолкнули меня на вопрос…….

     В чём же заключается связь этих двух нарушений?

    Объяснения я нашла в уровневой теории движений Н.А.Берштейна.

   Н.А Берштейн доказал функциональную и структурную близость кинестетического  и речевого центра. Его исследования свидетельствуют о связи  нарушений  двигательных  и речевых  возможностей ребёнка.

       Таким образом, действия группы мышц  исполнительного органа (моторного и речевого) полностью зависит от двигательных координаций мозга.

       Необходим оптимальный баланс всех двигательных систем.

       Именно поэтому я задалась вопросом, какой дидактический материал из имеющихся в арсенале дошкольных образовательных учреждений смог бы наиболее эффективно способствовать развитию моделирующей  функции руки. Эта мысль натолкнула меня разработать собственно-дидактический материал: «Загадочный домик», «Звуковая дорожка» -  для быстрой автоматизации и дифференциации поставленных звуков, «Волшебная дощечка» - для моделирования не только форм, но и букв русского алфавита, которая помогает ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата   овладеть буквами родного языка, а также укрепить детскую руку, пальчики, сделать их ловкими, подвижными, послушными, подготовить руку к письму.

 (данные разработки были представлены на первый городской конкурс «Сохраняем традиции, ищем новое» и отмечены дипломом «Лучшие разработки»).

       Двигательная задача в зависимости от своего содержания и смысловой структуры определяется сенсорными полями. Технология  коррекции сенсорных полей  разработана итальянским врачом, педагогам и психологом  М.Монтессори, которая создала свою систему дидактических игр и упражнений, нормализующих состояние сенсорных полей.

         В настоящее время повысился интерес к её системе развивающих игр и упражнений  в связи с увеличением количества детей имеющих проблемы в здоровье.

     Таким образом, научным обоснованием моего опыта является две теории  Берштейна Н.А и М.Монтессори, следовательно, через систему научных знаний и на основе понимания механизма и закономерности моторных и речевых нарушений я разработала конкурентную модель корекционно - развивающей помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. (Данный опыт представлен на городском конкурсе «Профессионал 2009» в номинации: «Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения»,  награждена   дипломом  Управления образования администрации города Тулы).

        Следовательно, педагогический поиск привёл меня к модификации уже имеющихся привычных форм, методов и содержания коррекционно – логопедической работы, занимаясь не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии  неязыковых функций и процессов.  

    Считаю, что мастерство учителя-логопеда заключается не только в правильном диагностическом исследовании речевых нарушений и подбора индивидуального коррекционно - развивающего маршрута для каждого  ребенка, но и умения быстро адаптироваться к требованиям  современного мира.

  «Современный мир –

это мир высокого уровня информатизации»                                                          

 В.В. Путин.

- интернет,

-сенсорные доски в школах,

-дистанционное обучение и тд,

 то есть различные инновационные технологии, повышающие эффективность образовательной политики в Российской Федерации.

   Я говорю об инновационных коммуникационных технологиях:

- с позиции модернизации условий;

- с позиции обновления содержания;

- с позиции результата.

   А это и есть (3 Т) требования к современному образованию.

   К инновационным коммуникативным технологиям относятся компьютерные презентации.

   В последнее время широко используется различные обучающие  компьютерные программы.

   Однако большое количество развивающих программ имеет достаточно красочную анимацию при слабой её познавательной ценности для ребенка.

   Поэтому при использовании компьютерных технологий стараюсь разумно сочетать традиционные и современные подходы, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемым материалам, повышая мотивацию ребенка, интерес к получению и закреплению новых знаний.

   В течение последних лет широко использую в логопедической практики, разработанные мной  мультимедийные презентационные технологии:

  1. «Познаем мир с электроником» - для расширения кругозора ребенка на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем  мире,
  2. «Рассказываем с электроником». Это электронное  пособие помогает детям составлять пересказы и «сочинять» собственные рассказы с опорой на мнемотаблицы.

     Данные учебные электронные пособия были представлены на Всероссийском конкурсе «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду» (2011 год) и отмечено сертификатом, на областном мастер-классе «Использование ИКТ в логопедической работе с дошкольниками», проходившем в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования тульской области. В феврале 2012 года я стала лауреатом II Всероссийского интернет-конкурса «Моя педагогическая инициатива» с работой «Обучающие компьютерные презентации».

     Являясь руководителем городского методического объединения учителей-логопедов города Тулы (в портфолио подтверждающие сертификаты),  постоянно щедро делюсь с результатами своих достижений.

Ты….

Логопед-учитель, артист, боец.

Помни о том, не забудь.

Если бьётся, с твоим,  много сердец

Ты правильно выбрал свой путь.

     Я чувствую ответственность за результаты  своей работы и всегда открыта для дальнейшего повышения уровня своей компетенции, а следовательно постоянно  нахожусь в педагогическом поиске и педагогических исследованиях.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»

Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...

«Путь к вершинам мастерства» Система работы с молодыми педагогическими кадрами

Проблема:       уровень  методической подготовки молодого специалиста к работе в детском саду, его желанием работатьНЕ  СООТВЕТСТВУЕТ      ...

Педагогическое мастерство- путь к совершенству педагога

В презентации даны основные составляющие педагогического мастерства...

Положение о проведении институционального конкурса педагогического мастерства «Ступени мастерства - 2020» в номинациях «Молодой специалист - 2020», «Воспитатель наставник - 2020», «Профессионал - 2020»

Конкурс педагогического мастерства «Ступени мастерства – 2020» проводится в целях повышения престижа и статуса педагогической профессии в обществе, повышения открытости образования, общественного и пр...

Консультация «Пути самосовершенствования педагогического мастерства»

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта....