Методическая разработка Методика "Афоризмы"
статья (подготовительная группа) по теме

Молчанова Мария Алексеевна

 

Прямые и непрямые методы педагогического воздействия в работе с родителями и детьми старшего дошкольного возраста. Опыт применения методики "Афоризмы"  в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика "Афоризмы"19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

(Опыт работы воспитателя Молчановой М.А.  в ГБДОУ №27 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург)

                                   Методика «Афоризмы»

Не боритесь с недостатками детей,

А выращивайте достоинства –

И недостатки исчезнут сами собой.

К.Д. Ушинский

Прямые и непрямые методы педагогического воздействия в работе с родителями и детьми старшего дошкольного возраста.

  В настоящее время, в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ, перед педагогами актуализирована задача: «Оптимизировать формы, методы и средства взаимодействия с родителями, заинтересовать их, предлагая  как традиционные, так и новые формы сотрудничества».

  Традиционно в ДОУ существует разнообразие форм и методов работы педагогов  с семьями воспитанников: родительские собрания (общие и групповые), групповые и индивидуальные  консультации, анкетирование, ежедневные беседы, наглядно-текстовая информация, дни открытых дверей, совместные праздники, экскурсии, досуг, круглые столы, тренинги и семинары.

   К основным эффективным, прямым (активным) методам можно отнести беседы в неформальной обстановке: при выполнении режимных моментов, на прогулке, в специально организованной деятельности; создание ситуаций особого доверия, требующих от детей сосредоточенности, собранности, сопереживания, от родителей – искренней заинтересованности в жизни дошкольников.

  Недостатком прямых методов педагогического воздействия является ограниченность во времени индивидуального общения педагога и родителей и не всегда достаточная их эффективность.

К непрямым (фоновым) методам можно отнести разработанную нами и апробированную методику «Афоризмов».

Особенностью непрямого (фонового) воздействия могут являться: продолжительность воздействия; ненавязчивость; индивидуальность; воздействие на уровень подсознания, а так же, как как первый шаг к диалогу с родителями, настрой на искренность и открытость отношений. Для того, что бы воспитательная работа была результативной, необходимо объединение работы педагогов и родителей.Кроме того, важно учитывать разный социальный статус, этнокультурные особенности семей воспитанников.

Обоснование методики «Афоризмов».

Настоящее педагогическое мастерство рождается,

Когда и взрослые, и дети испытывают

Радость от совместной работы.

Н.К. Крупская

Афоризм как жанр включает в себя самые различные типы короткой мысли – это и крылатые слова, высказывания, парадоксы, анекдоты, т.е. предельно емкие и лаконичные формы выражения сути сложных явлений. Задача афоризмов, мудрых мыслей – познать человека во всей его сложности, раскрыть тайные пружины человеческого поведения, его психики и ее проявлений в общественном бытии, содействует совершенствованию человека, помогает найти точки опоры для самоопределяющейся личности.

Наиболее важное в определении выделим то, что одна из задач – найти точки опоры для человека в его повседневной многотрудной жизни, в данном случае – в воспитании детей и понимании своей роли в этом процессе. При общении с родителями важно заинтересовать их в необходимости тесного сотрудничества, личной заинтересованности в выстраивании гармоничных отношений с педагогами. Таким образом, применение методики направлено на решение 3 основных задач:

  1. Установление контакта с родителями и воспитанниками ДОУ;
  2. Умение с первого момента общения с родителями сделать их своими союзниками;
  3. Совместными усилиями с родителями сделать жизнь воспитанников более насыщенной и интересной.

  Сложность данного метода – зависимость  от  индивидуальных, личностных качеств педагога и родителей.. Можно рассказывать и предлагать для прочтения любые мудрые мысли великих людей, но ожидаемый эффект это не даст. Очень важно так подать цитату, что бы стало интересно, что бы родитель сам выбрал для себя то, что ему подходит, задумался, проанализировал свое поведение и оценил его с новой точки зрения.

Методика проведения.

  Методика проведения сводится к различным способам практического применения «Афоризмов». Общее у всех – необходимость провести предварительный тщательный отбор цитат. Цитаты должны соответствовать поставленным целям, отвечать общечеловеческим ценностям и не противоречить поведению и взглядам воспитателя. Чтобы афоризмы «заработали», они должны каждый день находить подтверждение, а это уже задача педагога. И если педагог по взглядам, воспитанию, не соответствует принципам отобранных цитат, то методика не работает.  Отсюда, можно выделить еще одно очень важное качество методик проведения – высокий уровень внутренней культуры, моральных принципов самого воспитателя, которые проявляются не только в отношении к детям и родителям, но и к различным жизненным ситуациям.

  На первом этапе, на протяжении нескольких месяцев, мною были собраны цитаты и афоризмы, наиболее близкие по взглядам и убеждениям, которые мне помогали в непростой педагогической работе и поддерживали в трудные минуты. Был сформирован «Банк афоризмов»,  из которых были отобраны те, которые привлекут внимание, не оставят равнодушными, заставят улыбнуться тех, кто будет впервые их читать. За несколько дней до очередного родительского собрания высказывания были распечатаны и вывешены в уголке для родителей, при входе в группу, в раздевалке так, что бы мимо них невозможно было пройти.  Почти сразу, родители, которые приводили детей в сад, не спешили убегать на работу, а, задерживаясь у стендов, обсуждали прочитанное между собой. Родители и коллеги стали интересоваться, высказывая свое мнение о прочитанном. К некоторым родителям я подходила сама, спрашивая, с какими высказываниями они согласны. Для некоторых «сложных» родителей подбирала  особенно тщательно высказывания, например : «Каждую минуту, когда Вы злитесь на кого-то, Вы теряете 60 секунд счастья, которые никогда не вернете..» Даже самые хмурые, прочтя это – улыбаются. Впоследствии, на  родительском собрании такой захватывающей  и содержательной дискуссии по вопросам воспитания я не помню за всю свою педагогическую деятельность. Некоторые родители заметили, что в семье теперь тоже формируется «Банк афоризмов»,  и многих увлек этот поиск мудрых изречений настолько, что даже дети стали цитировать «мысли Великих людей». Кстати, для читающих детей в группе появляются  высказывания, которые вызывают восторг и  даже служат словами примирения в конфликтах: «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд), «Спокойствие, только спокойствие! (Карлсон). Дети, так же как родители, «включились» в игру – просят обязательно повесить понравившуюся пословицу, поговорку, цитату из полюбившейся книги и даже интересные фразы, которые говорят родители – «Я Вас Очень Люблю!» - самая жизнеутверждающая цитата!  Самое главное – не останавливаться, всегда искать что-то новое и полезное, эта методика позволила мне стать ближе и понятнее для самых главных и значимых  людей моих воспитанников – их родителей.

Подбор предлагаемых  афоризмов

«Невозможно сделать хлопок одной рукой. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Поэтому любая Ваша помощь – это добрый знак, что все у нас получится, дорогие мои  родители. Давайте воспитывать наших детей вместе

Растите детей ваших в добродетели, ведь только она может дать счастье.

Бетховен.

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

Оскар Уальд.

Знаете ли, какой самый верный способ сделать  вашего ребенка несчастным, - это приучить его не знать ни в чем отказа.                  Ж. Руссо.

Что бы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.              В. Гюго.

Ребенок больше всего нуждается в Вашей любви тогда, когда он меньше всего его заслуживает.                                                                             Э. Бомбек.

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.                                                 И.Г. Песталоцци

Педагогические миниатюры

Нужно быть проще, доходчивее, наставляет Скрипку Погремушка. – Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети, и те понимают!

Картина дает оценку живой природе:

-Все это, конечно, ничего – и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!

Не успел цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное…

Мерзнут окна. Они совсем побелели от холода, и ничего-ничего не видно за ними… Но стоит дохнуть на них потеплей – и окна сбросят ледяные оковы и откроют вам столько интересного! И Вы поразитесь, как много могут они вместить – эти маленькие замерзшие окна…

Использованная литература:

Кривич Ф. Калейдоскоп. Ужгород: «Карпаты» 1965г.

Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. Сост. : В.Н.Назаров. Москва 1990.

Горшенина В.В.  «Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания» Волгоград 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...