Гимнастика после сна.
методическая разработка по теме

Опекунова Ольга Сергеевна

Быть здоровым – это естественное стремление человека.

            Я предлагаю вашему вниманию метод оздоровления детей дошкольного возраста – гимнастика после сна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_posle_sna.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика после сна.

        Быть здоровым – это естественное стремление человека.

        Я предлагаю вашему вниманию метод оздоровления детей дошкольного возраста – гимнастика после сна.

        Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка (гибкость и подвижность позвоночника; силовые качества; своды стоп; чувство равновесия ориентировка в пространстве). Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дети, по каким–либо причинам не желающие выполнять упражнения или после болезни, могут просто наблюдать или выполнять частично.

        Дыхание при выполнении упражнений свободное, но с детьми 4-5 лет можно проводить задержку дыхания в игровых моментах. Дозировка и темп зависят от возраста детей.

        Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:

  1. Профилактика простудных заболеваний;
  2. Закаливание детей;
  3. Приводит детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими.

Вид занятий

Особенности организации

Четвертый год жизни

Пятый год жизни

Шестой год жизни

Седьмой год жизни

Утренняя гимнастика

Ежедневно 6-8 мин

Ежедневно 6-8 мин

Ежедневно 8-10 мин

Ежедневно 10-12 мин

Двигательная разминка, воздушные процедуры после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей 5-6 мин

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей 7-10 мин

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей 8-10 мин

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей 10-12 мин

Организация закаливания детей в детском саду

Воздушные ванны:

   В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком.

   Тщательно следится за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20 С).

   Проводится утренняя гимнастика в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);

   Организуется дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18 С и выше.     Температура под одеялом достигает 38-39 С.

   В течение дня неоднократно предлагается детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

Водные процедуры:

   Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна.

Организация сна детей:

   Проветривается спальня перед сном детей не менее получаса.

   Организуется одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну).

   Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей.

   Подъём организуем по мере пробуждения детей.

Организация детей на прогулку:

   Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.

   Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды.

  Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20 С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе.

  Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, обще развивающие упражнения, а также один раза в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.

При организации оздоровительной работы также используется дыхательная гимнастика.                                            

Примерный план гимнастики после сна:

        Ребенок постепенно вводится в процесс закаливания (после длительного отпуска или болезни ребенка), в течение двух недель:

- воздушные ванны принимаются в майке (остальные дети без маек);

- Водные процедуры не проводятся.

        Вторая младшая группа:

Водные процедуры (проводятся перед сном)

Воздушные процедуры

Дыхательная гимнастика***

Сентябрь

Ребенок постепенно вводится в процесс закаливания (контрастные ванночки* для рук)

Гимнастика после сна** проводится в майке.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, а правая закрыта; выдох правой, левая закрыта. 5 раз.

Октябрь

Хождение по соленым дорожкам (влажная дорожка, сухая дорожка)

Гимнастика после сна проводится  без маек.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди.

Ноябрь

Контрастные ванночки для ног

Гимнастика после сна проводится  без маек.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Сделать вдох носом. На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

Декабрь

Ванна для ног Т-18С

Гимнастика после сна проводится  без маек.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по ноздрям.

Январь

Контрастные ванны для рук

Гимнастика после сна проводится в майке.

(после новогодних каникул)

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди.

Февраль

Хождение по соленым дорожкам (влажная дорожка, сухая дорожка)

Гимнастика после сна проводится  без маек.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по ноздрям.

Март

Контрастные ванночки для ног

Гимнастика после сна проводится  без маек.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Закрыть правую ноздрю о протяжно тянуть «г-м-м-м», тоже с левой ноздрей.

Апрель

Ванна для ног Т-18С

Гимнастика после сна проводится  без маек.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Энергично произносить «п-б-п-б»

Май

Ванна для ног Т-16С

Гимнастика после сна проводится  без маек.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Энергично произносить «т-д-т-д»

        

*Контрастные ванночки:  Сначала в теплой воде (Т-36С) 7-8 сек., затем в холодную воду (Т-18С) на 3-4 сек. и опять в теплую.  Постепенно Т холодной воды понижается.

**Гимнастика после сна:

  1. Шла коза на каблуках

В модно красных сапогах.

(идем на носках)

По дорожке цок-цок!

Поломала каблучок.

(идем прихрамывая)

Вот коза на правой ножке

Поскакала по дорожке

Прыг-скок, прыг-скок

(скачем на одной ножке)

Вновь сломала каблучок

(садимся на пол)

Вот коза сняла сапожки,

Зашагала по дорожке:

Топ-топ, топ-топ.

Как легко без каблуков!

(весело шагаем)

  1. Потягивание. Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяткой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе.
  2. Качалочка. Лежа на спине, подтянутся за колени ноги к животу. Раскачиваясь вдоль позвоночника, затем с боку на бок.
  3. Велосипед. Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).
  4. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).

Лед да лед, лед да лед

А по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет.

  1. Ходьба на наружном своде стопы (дети медвежата)

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет,

Мишка хочет ягод сладких,

Да ни как их не найдет.

  1. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети - лошадки)

Цок, цок! Конь живой,

С настоящей головой,

С настоящей гривой.

Вот какой красивый!

  1. Прыжки с продвижением вперед, руки на поясе.

Скачут зайцы –

Прыг да скок –

На лесной опушке,

А у зайчиков торчат

Ушки на макушке.

*** Научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика верхних дыхательных путей.

        Средняя группа

Водные процедуры

Воздушные процедуры

Дыхательная гимнастика

Сентябрь

Ребенок постепенно вводится в процесс закаливания (контрастные ванночки для рук)

Гимнастика после сна проводится в майке.

  1. Потягушки. Лежа на спине, потянулись, руки за голову, ноги вытянуть.
  2. Где носки? Сидя ноги выпрямить, наклон, достать носки ног руками, выпрямиться.
  3. Сели-встали. Стоя около кровати присесть руки вперед.
  4. Хождение как «медвежата», «мышки», «пингвины».

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Дети, лежа на спине, руки прямые над головой. По команде делают глубокий вдох через нос, выдох ртом.

Октябрь

Хождение по соленым дорожкам (влажная дорожка, сухая дорожка)

Гимнастика после сна проводится  без маек.

  1. Ежик. Дети обхватывают руками колени и притягивают согнутые ноги к груди, делая полный выдох через рот. Подтягивание, затем расслабление.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог. Лучик ежика коснулся. Ежик сладко подтянулся. 

  1. Массаж живота. Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание.
  2. Ходьба.

Мы ходили на носках, а потом на пятках, мы походим как ребята и как мишка косолапый. 

4. Ходьба по корригирующим дорожкам.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по ноздрям.

Ноябрь

Контрастные ванночки для ног

Гимнастика после сна проводится  без маек.

  1. Потягивание. Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяткой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе.
  2. Велосипед. Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда.
  3. Массаж рук. «Моем»

кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения тепла.

  1. Ходьба на носочках, пятках.
  2. Ходьба по корригирующим дорожкам.

Жук. Дети сидят на кровати, скрестив руки на груди, опустив голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося ж-ж-ж на выдохе.

Декабрь

Растирание снегом рук до тепла, после ополоснуть руки теплой водой.

  1. Повороты головы, сидя на кровати.

Подуем на плечо, подуем на другое. Как солнце горячо пекло дневной порой. Подуем на живот, как трубка станет рот. Ну, а теперь на облака и остановимся пока! Раз, два, три, четыре, пять и все повторим опять.

2. Ежик. Дети обхватывают руками колени и притягивают согнутые ноги к груди, делая полный выдох через рот. Подтягивание, затем расслабление.

3. Ходьба.

Мы проверили осанку

И свели лопатки

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Мы идем как все ребята

И как мишка косолапый.

4. Ходьба по корригирующим дорожкам.

На выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх и медленно ее опускают.

Январь

Ребенок постепенно вводится в процесс закаливания (контрастные ванночки для рук)

Гимнастика в постели:

  1. 1. «Лодочка - качалка». Лечь на живот, поднять руки и ноги, прогнуться, покачаться.

      Сесть, подогнуть ноги, обхватить колени руками, качаться на согнутой спине.

Упражнения:

1. Повороты головы вправо, влево.

Февраль

Март

Апрель

Май

Водные процедуры

Воздушные процедуры

Дыхательная гимнастика

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна.

В данном материале представлен подбор оздоровительных мероприятий для младшей группы....

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)СентябрьКомплекс № 11.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди,...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)...

Комплекс занятий гимнастикой после пробуждения дневного сна после дневного сна в средней группе

Весёлый, доступный комплекс занятий гимнастики после дневного сна. Простые, понятные упражнения дарят хорошее настроение, заряд бодрости и позитива!...


 

Комментарии

Васильченко Татьяна Юрьевна

Ольга Сергеевна, очень интересный материал,а, главное, нужный и востребованный! Большое Вам спасибо!

Опекунова Ольга Сергеевна

Спасибо, очень рада что материал востребованный.

Васильченко Татьяна Юрьевна

Не только востребованный, но и очень интересный!