Использование фольклорных форм для создания положительного эмоционального фона (во время режимных моментов)
статья по теме

Крылова Надежда Савельевна

Статья о том, как можно использвать русский фольклор для создания положительных эмоций у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклорных форм для создания положительного эмоционального фона

(во время режимных моментов)

Воспитатель:

Крылова Н.С.

Одним из методов успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к детскому учреждению является фольклор.

 

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем.

Словесный фольклор - это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения.

 

Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

 

Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.

Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.

 

Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека.

Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру.

создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чая

во все Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом, например:

Скачет галка по ельничку-березничку

Плачет: наехали разбойники,

Сняли чёрные сапоги

Не в чем теперь скакать по городу,

Не в чем плясать.

 

Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским».

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

 

Фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.

Одним из важных условий адаптации детей является: ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность.

 

Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми.

 

Знакомя детей с новичком

Боренька (Коленька) пригожий. , можно использовать потешку:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Боренька (Коленька) хороший,

 

Малыши проявляют интерес к колыбельным песням, пестушкам, потешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в период адаптации, включая режимные моменты жизни ребенка.

 

Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

 

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Многие фольклорные произведения построены в форме диалога, например:

  1. Курочка-рябушечка, куда идешь?

На речку.

Курочка-рябушечка, за чем идешь?

За водой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: «Пи-пи-пи!»

 

В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются. Поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки мы вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть, например:

Кашка из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Оля(Катя, Вера) ела.

 

Или:

Умница, Катенька (Наташенька, Сашенька),

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

 

Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

.

 

  1. Организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Доброе утро, заинька мой,

Доброе утро, Алешенька дорогой.

Я Алешеньку люблю,

Ему песенку спою.

 

для него, это сближает педагога и малыша, особенно в период адаптации. Практика показывает, что каждому ребенку хочется услышать то, что придумано именно первые дни пребывания ребенка в группе многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные моменты с помощью потешек, песенок.

 Например, при умывании:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Леше) личико,

Чтобы глазоньки блестели

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

 

 

При одевании на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

 

Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, «отжимаем» руки и вытираем насухо полотенцем). Когда дети моют руки, сопровождаем их действия потешками.

 

Ай, лады, лады, Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

 

Или:

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто,

Моем быстро, быстро, быстро.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

 

Главное в адаптационный период – создать условия, предотвращающие возможность истощения детского организма, поскольку длительное бодрствование в коллективе приводит к накоплению утомления даже на фоне интересной организации жизни детей. В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы обыгрываем процесс укладывания с куклой прямо в спальне.

 

Например:

«Детки, смотрите, эта кроватка ждет кого-то, и подушечка приготовилась, и одеялко распахнулось. Катенька (педагог - обращается к кукле), что-то ты не веселая, уставшая, наверное, спать захотела? Ложись, мы тебе песенку споем (воспитатель укладывает куклу, поет колыбельную песню тихим, ласковым голосом)».

 

Педагог предлагает детям ложиться в кроватки и уложить свои игрушки. Он ласково поглаживает ребенка (если ребенок позволяет) и поет колыбельную песню. По мере засыпания детей мы подсаживаемся к разным детям, продолжаем петь другие колыбельные.

 

Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек:

 

Вот проснулся петушок, Встала курочка.

Подымайся (просыпайся), наш дружок.

Встань, наш Юрочка.

 основу которых положены фольклорные произведения, например:

В процессе работы часто приходится прибегать к импровизации и придумывать свои тексты:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

 

 

После пробуждения всех детей мы будим куклу Катеньку, сопровождая свои действия ласковыми движениями, способствующими пробуждению, заправляем кроватку со словами:

 

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

 

Таким образом, мы используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

 

Например:

Пальчики,пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

Посередочке Сергей,

Аза ними Алексей,

Ну а это Гришка,

Гришка-шалунишка.

 

Или:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик — мамочка.

Ну а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

 

 Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

 

 

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому учреждению, но и способствуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для создания положительной эмоциональной атмосферы в начале и в конце занятий

Методические рекомендации для создания положительной эмоциональной атмосферы в начале и в конце занятий...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

Использование фольклорных жанров в повседневной жизни ребенка и в организации режимных моментов.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанр...

Использование художественного слова в старшей группе по формированию элементарных математических представлений во время режимных моментов

Использован пракический материал по использованию художественного слова в режимные моменты в старшей группе...

Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций «Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей»...

Проект "Медитация в игровой форме как средство урегулирования эмоционального фона и воспитания внимательности, концентрации у ребёнка"

В данном документе представлены некоторые упражнения- практики, при помощи которых Вы можете развивать у детей такие качества как усидчивость, концентрация внимания. Также представлены упражнения на р...