Использование фольклорных жанров в повседневной жизни ребенка и в организации режимных моментов.
материал (младшая группа) по теме

Челебиева Эльвина Муртазаевна

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvenoe_slovo.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА И В ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ.

   Умывание.

       ***

   Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

***

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

***

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

***

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

***

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

***

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

***

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

***

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Если б грязнуля вспомнил про мыло –

Мыло его, наконец, бы отмыло.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Чище мойся, воды не бойся!

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся шейка, хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь смывайся,

Грязь смывайся!

***

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Петя умывается,

Солнцу улыбается!

***

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся

Лейся посмелей,

Катя умывайся веселей.

***

Кто ногтей не чистит

И не подстригает,

Тот своих знакомых

Здорово пугает.

Ведь с ногтями грязными,

Длинными и острыми

Могут очень просто вас

Перепутать с монстрами.

Кто не умывается.

***

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

***

Мы пойдем купаться

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Настя мыться.

Мы помоем ножки

Нашей милой крошке,

Вымоем ручонки

Маленькой Настёнке,

Спинку и животик,

Личико и ротик -

Чистая какая

Доченька родная!

***

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата, рыбки и утята

***

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

с Даши худоба.

Водичка вниз,

А Дашенька вверх!

***

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

***

Море-морюшко,

Серебряное донышко,

Золотой бережок,

По волнам гони стружок!

Легкое суденышко,

Золотое донышко,

Серебряное весельцо,

Мыщатое деревцо,

Зеленые трали.

Плыви, суденышко, подале!

***

Откройся!

Нос,

Умойся!

Мойтесь

Сразу,

Оба

Глаза!

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся,

Мойся,

Обливайся!

Грязь,

Смывайся!

Грязь,

Смывайся!!!

***

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

***

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

***

Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты, ротик?

Щёчка, щёчка!

Где ты, щёчка?

Будет чистенькая

Дочка.

***

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

- Это, конечно, не я , а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Просто прекрасно, что это не я! (В. Орлов)

***

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо

***

Хлюп-хлюп ручками

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай Женечка,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Женечка помоется,

Причешется, оденется.

***

Топики, топики,

По водичке хлопики,

Хлопики ладошками,

Да босыми ножками!

***

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха таз берет,

Мордочку ежонку трет

Сел медведь на колоду и - бултых в воду,

Уж он в воде мок, мок, уж он в воде кис, кис,

Вымок, выкис, вылез, высох, а потом -

Сел медведь на колоду и - бултых в воду.

***

Плыви ко мне рыбешка,

Словлю тебя ладошкой.

Куда же ты уплыла,

Скользкая, как мыло?

А рыбонька купалась

И в руки мне попалась

***

Щетка в ротик

Залетала,

Щётка зубики

Считала:

-Зубик раз,

И зубик два.

-Повернись-ка

Голова!

Сверху зубки:

-Три, четыре!

-Открывайся, рот,

Пошире!

Рядом зубки:

-Пять и шесть!

И седьмой,

Конечно, есть!

-Язычок,

Во рту лежи!

Нашу щётку

Не лижи!

Зуб восьмой

Сидит внизу,

Рядом с ним-

Девятый зуб!

Зубки есть

Во рту ещё:

Их не видно

Из-за щёк!

-Открывайся

Шире, рот

Щётка их

Считать идёт

Одевание, причесывание.

***

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

***

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

***

Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса»

Во время еды.

***

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Травка-муравка со сна поднялась

Птица-синица за зернавзялась

Зайка за капусту, мышка — за корку.

А детки — за молоко.

Пейте, детки, молоко — будете здоровы!

***

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Кто кашу не ест,

Молоко не пьет —

Забодает, забодает.

***

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Либо деткам снесть?

Я и сам укушу,

Да и деткам снесу.

Во время игр.

***

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

***

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,

Зубки белые!

***

Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во серебряную.

Труба точеная,

Позолоченная,

Песня ладная,

Сказка складная.

***

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане.

А корова — в юбке,

В теплом полушубке.

Выход на прогулку.

 

***

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик подойдет

-Мы пойдем в сапожках.

***

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

***

Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!

***

Раз,два,три,четыре,пять

Собираемся гулять.

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

Хороши сапожки

Не замерзнут ножки.

-Осталось одеть ребяткам варежки.

Чтоб не мерзнуть

Пять ребят

В печке вязаной сидят.

 Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.

Во время прогулки.

 Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:

***

Зеленейся, зеленейся, мой

зеленый сад. Расцветайте, расцветайте,

мои алые цветочки!

***

Божья коровка,

Черная головка.

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного, белого,

Только не горелого.

***

Сосна, сосна, отчего ты

красна?

— Оттого я красна, что под

солнцем посла!

***

Воробей, воробей!

Не гоняй голубей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!

***

— Жук, жук, где твой дом?

— Мой дом под кустом.

Ехали бояре —

Мой дом растоптали.

***

Пчелы гудят — В поле летят.

С поля идут — Медок несут.

Знакомство детей с разными природными явлениями:

***

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

***

Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей Телят да ягнят,

Еще малых ребят!

***

Ой, ты, радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка!

***

Ой, ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

***

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок!

Обед.

 Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.

Перед сном.

***

Баю-баю-баиньки,

прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

***

Я Баю-баю-баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

***

Котя, котенька, коток.

Котя — серенький лобок,

Приходи к нам ночевать

Наших деточек качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

После сна.

 Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.

 Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:

***

Петушок, петушок —

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

 Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:

***

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

Если ребенок плачет

***

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки —

Для тебя потешки

***

Не плачь, не плачь,

Куплю калач

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не реви,

Куплю тебе три!

Использование фольклора для развития движений ребенка.

Пальчиковые игры

***

Сорока-белобока

Печку топила,

Кашку варила.

На порог скакала.

Деток созывала.

Этому дала

Этому дала

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дапа:

— Ты, малец-удалец.

За водой не ходил,

Дров не носил

Кашу не варил.

И не получил! Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.

***

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

Дети хлопают в ладоши.

 Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.

***

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусочек пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки.

Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.

 Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой

Игры на развитие общих движений тела.

***

Поехали, поехали

За грибами, за орехами...

Приехали, приехали

С грибами и орехами!

 Дети скачут, как лошадки, затем приседают.

***

Большие ноги

Шли по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке: Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

(Дети учатся делать широкие и мелкие шаги.)

Дедушке — поклон,

Бабушке — поклон,

Папе — поклон,

Маме — поклон,

А вам, детушки,

Рост большой!

(Идет и выполняют наклоны вперед .)

Народные подвижные игры

***

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

***

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

— Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

— Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

***

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели.

Делали все так...

Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня,

Считалки

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты пойди-ка поводи!

Шла кукушка мимо леса —

За каким-то интересом,

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву «с».

Потешки для новичков

 Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

***

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Это Ванечка хороший,

Это Ванечка пригожий!

***

Познакомьтесь, дети, ваш новый друг.

Красные кафтанчики,

Синие карманчики,

На дубу они сидят,

Меж собою говорят —

Все про Галеньку,

Все про маленьку.

 

Как Витю учили есть ложкой.

Сказки для детей от врачей.

С Машей и Мишей вы уже знакомы. А теперь познакомьтесь с их маленьким братишкой Витей.

 Однажды все трое сидели за столом и завтракали. Витя держал ложку в кулачке, стучал ею по тарелке, проводил в каше дорожки, а в ложку каша все не набиралась...

 — Вчера Вите исполнилось два года,—напомнила мама.— Пора учиться правильно держать ложку. Ну-ка, старшие, покажите ему, как вы едите ложкой! Миша и Маша задумались: как лучше научить малыша?

 — У тебя ложка стоймя стоит, а надо, чтобы она лежала,—объяснил Миша. Витя послушал и положил ложку на стол.

 — Ах, какой непонятливый! — огорчился Миша.— Ложка должна лежать в руке. Смотри!

 Положи ее между этим пальцем и этим, а этим придерживай... — Что ты «этим» да «этим»,—покачала головой Маша.—Давай объясним Вите, как пальчики называются.

 Она подняла ладонь и начала перечислять: мизинчик, потому что он самый маленький, безымянный, потому что ему имя не придумали, средний, потому что он стоит посерединке, указательный, потому что маленькие дети, если спросить у них: где? —указывают этим пальчиком: там. Ну, а этот большой, потому что он самый толстый и самый рабочий: без него ни карандаш не удержишь, ни кисточку, ни ложку. Вот и клади ее на средний, а указательным и большим придерживай...

 Маша помогла Вите взять правильно ложку и повернула ее чуть боком, чтобы удобнее было набирать кашу. Витя набрал полную ложку и так же, боком, стал засовывать в рот. Ложка не влезала, каша размазалась по щекам и даже прилипла к носу.

 — Поверни наоборот, только узким краем в рот! — сказала Маша. И сама удивилась, что у нее получился стишок.

 Есть всем вместе было весело, и скоро тарелки стали пустыми. И тогда каждый увидел, что нарисовано на донышке: на Мишиной тарелке — слон, на Машиной — цветок, а на Витиной — котенок.

 А у тебя? Съешь свою кашу до конца и посмотри, какая на тарелке картинка.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ.

О ВРЕДЕ ШАРКАНЬЯ

Древние люди

Вели себя умно,

Так как повсюду

Ходили бесшумно.

А если б шумели

Они при ходьбе,

Оленя в лесу

Не добыли себе.

И мамонт от них убежал бы,

И лось –

И вымереть с голоду

Людям пришлось!

ПРИВЕТСТВИЯ

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

"Добрый день!" и "Добрый вечер!",

"До свиданья!", "Будь здоров!",

"Я вас рада видеть очень",

"Мы не виделись сто лет",

"Как дела?", "Спокойной ночи",

"Всем пока", "Прощай", "Привет",

"Буду рад вас видеть снова",

"Не прощаюсь!", "До утра!",

"Всем удачи!", "Будь здорова!"

И "Ни пуха, ни пера!".

Почему один Егорка?

Во дворе кричит Егорка:

- Моя книжка! Моя горка!

Мячик мой!

Лопатка! Лейка!

Не пущу! Моя скамейка!

Ничего не надо брать!

Я хочу один играть.

Во дворе

грустит скамейка,

Рядом мяч, лопатка, лейка.

Во дворе скучает горка

И стоит один Егорка.

Что взяла, клади на место.

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать…

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там…

Помогите ей, ребята,

Всё расставить по местам.

Приставалка

***

- Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

- Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

- Отчего шоколадки

Не растут на грядке?

- Отчего у няни

Волоса в сметане?

- Отчего у птичек

Нет рукавичек?

- Отчего лягушки

Спят без подушки?..

«Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка». (Саша Чёрный)

Про перебивание

***

За рекой… - За какой?

- За широкой такой

Проживал крокодил.

- Что жевал крокодил?

- Не жевал, про-жи-вал.

Просто жил. Крокодил.

- Но ведь ты говоришь,

Что он что-то жевал!..

Или пере-живал?

- Ох, ну ладно, жевал.

Очень переживал.

И кусал. И глотал.

Тех, кто пе-ре-би-вал.

***

"Болтливые ноги"

Говорить не могут ноги -

Им положено молчать.

Ноги могут по дороге

За грибами в лес шагать,

Бегать в валенках по снегу,

Мчать по пляжу босиком,

Могут прыгать, могут бегать,

А, устав, идти пешком.

Говорю я это маме,

А она твердит опять:

- Перестань болтать ногами!

Сколько можно повторять?

***

Топки - топки - топотушки!

На диване две подушки.

Нам ходить по полу рано,

Ходим только по дивану!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорных форм для создания положительного эмоционального фона (во время режимных моментов)

Статья о том, как можно использвать русский фольклор для создания положительных эмоций у детей....

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

Конструкт организации режимных моментов в первую половину дня по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

           Конструкт организации режимных моментов в первую половину дняпо  ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка ...

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Использование логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня.С каждым годом р...

Презентация "Жанры малого фольклора в повседневной жизни ребенка"

Презентация " Малые жанры фольклора в повседневной жизни ребенка"...


 

Комментарии

Челебиева Эльвина Муртазаевна

Малые фольклорные жанры,созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность, окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.