"Значение малых фольклорных жанров в повседневной жизни детей"
консультация на тему

Кузьменко Ольга Васильевна

Сообщение к родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_roditelskoe_sobraie.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Светлячок»

Сообщение к родительскому собранию на тему:

 «Значение  малых фольклорных жанров в повседневной жизни детей»

Воспитатель:

О.В.Кузьменко

1  

                Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Немалое значение в повседневной жизни детей имеют малые фольклорные жары. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.   В чем же заключается ценность фольклора? С его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

             Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначения которых убаюкивать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных, прежде всего занятным содержанием, затем сказок.

                   Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках. Знали матери и бабушки, что спокойный длительный сон – необходимое условие здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Колыбельные песни приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими

2

его людьми, предметами, животными, содержат элементарные нравоучения, учат добру. Однако самое действенное воспитательное влияние оказывает  на ребенка сама материнская любовь и нежность, составляющие стихию колыбельных песен. Общеизвестно отношение в народе к детям как к благу, счастью,  смыслу жизни.  Основные мотивы колыбельных песен -  пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. В песнях мать обращается к ребенку с самыми сокровенными словами: милый, хороший, дорогой, желанный, пригожий, умоленный.

                 Баю, Васенька,

                 Баю, милованный,

                 Усни, ненаглядный.

                 Спи-ко, ребенок дорогой,

                 Ненаглядный, золотой.

             

Назначение колыбельных песен обусловило и особую форму их исполнения: пене продолжается непрерывно, пока ребенок не уснет. Поэтому нет их четкого разграничения, они следуют одна за другой, скрепленные припевом.

              Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленой малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

            Потягунушки,

            Порастунушки,

            Поперек толстунушки,

            А в ножки ходунушки,

            А в ручки хватунушки,

            А в роток говорок,

            А в голову разумок.

3      

    Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. Для развития координации движений, укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

     На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая».

          Постепенно приходит пора сказок. Детям младшего возраста рассказывают сказки о животных. Они очень просты по своей композиции.  Особое место в репертуаре пестуний занимали докучные сказки.

 К сожалению, во многом ушел в прошлое народный опыт воспитания детей младшего возраста. Современные молодые матери не знают поэзии пестования, между тем в ней содержится веками отобранный и практически проверенный материал.

          Игра имеет в жизни ребенка исключительно важное  значение. Для ребенка всякая игра серьезна, поскольку играя, он живет. В детских играх сохранились отголоски древней старины.  Игры с луком и стрелами, разнообразные игры в прятки – отголоски старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки их к боям, охоте. На протяжении веков игра была средством физического, военного, умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Большинство игр унаследовано детьми от взрослых. Но, по-хозяйски осваивая приобретенное, дети вносят в него свои коррективы, безудержно импровизируя и выдумывая. Особенно это относится к жеребьевкам и считалкам. Жеребьевки и считалки предшествуют игре, вернее, открывают ее. Посредством жеребьевых сговорок, играющие разделяются на две партии, при помощи считалок – делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего

4

и распределения ролей в игре – самый распространенный жанр детского фольклора. Сказывание и слушание считалки доставляет детям огромное наслаждение.

            В особую группу обычно выделяют прозвища, дразнилки. Это группа сатирического фольклора. Прозвища обычно возникают как рифмованные прибавления к имени. Произведения этой группы также имеют корни в фольклоре взрослых, которые давали друг другу клички, прозвища, высмеивая действительные и мнимые недостатки.

           Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям, а также обрядовые песни, которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор. Когда-то эти произведения имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать овес и т.д. Календарный фольклор существовал в виде песен, приуроченных к определенным датам и соединенных с обрядами.

          Особую группу составляют произведения, близко примыкающие к игровому фольклору. Исследователи называют его потешным, включая в него сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, молчанки, голосянки.

Выдающиеся русские и советские педагоги – К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова – неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных жанров как средства воспитания культуры речи детей.

          К.Д.Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, прибаутки помогают развивать в детях чутье к звуковым красотам русского языка. Простые, короткие потешки побуждают малышей к действию, произнесенные нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Удачно подобранные потешки помогает во время кормления,.

5

Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием. Потешки можно использовать во время подготовки детей ко сну, во время умывания, сбора на прогулку. Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запоминать их. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

              Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорных жанров в повседневной жизни ребенка и в организации режимных моментов.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанр...

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»

В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....

«Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника»

В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....

«Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника»

В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....

Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста.Значение малых фольклорных форм в развитии речи детей.

1.Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста. 2.Значение малых фольклорных форм в развития речи детей...