"Активизация познавательной деятельности на музыкальных занятиях"
статья по теме

Лутфрахманова Ольга Васильевна

Сообщение на педагогическом совете из опыта работы  на тему "Активизация познавательной деятельности дошкольников на музыкальных занятиях".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Что такое познание? В психологии и педагогике оно рассматривается как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий закон природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.

      Работая не первый год в детском саду, вижу, как год за годом дошкольники овладевают знаниями, конечно, самыми элементарными, которые накопила история искусства, история музыки. Ведь это сложный процесс перехода от незнания к знаниям, так как требует значительных затрат умственных сил и напряжения, которое осуществляется под руководством педагога.

     В.А.Сухомлинский писал: «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребёнка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляя представления о предметах, явлениях…». Музыкальные занятия для этого – богатейшее поле деятельности для воспитанника.

    Все приёмы на музыкальных занятиях – игровые. В младших группах стараюсь обязательно вносить игрушки. Это, как правило, мишки, зайчики, петушки… Дети рассматривают их, я же рассказываю о повадках (если это животное или птица), где его можно встретить. В этом возрасте дети способны изображать того или иного животного, птичку самостоятельно, под музыку, при условии, что первоначально всему этому его научит педагог. Этому посвящается несколько занятий, после чего можно предложить воспитанникам самим выполнить задание. Прежде, чем поставить перед дошкольником задачу, надо его научить! Дошколятам не хватает социального опыта, у них преобладает импульсивная активность, тенденции к игровой деятельности.

    Стараюсь использовать в совместной деятельности такие моменты, с которыми дошкольники имели возможность сталкиваться, А далее даю этому действию развитие. Например, говорю: «Дети, представьте, что вы деревья. И вот подул ветер, деревья качаются (дети раскачиваются), теперь сильный ветер подул (дети сильнее раскачивают руками). Малыши с удовольствием под музыку изображают действия. Таким образом, идёт познание мира.

    Музыка и жизнь – генеральная тема «Программы». И я даю возможность почувствовать детям, что они изучают жизнь, что музыка – сама жизнь. Наиболее часто задаваемые  вопросы: «Как звучит музыка?», «Всегда ли музыка звучит одинаково?», «Из чего состоит музыка?», «Кто пишет музыку?». Ответы самые разные: порой смешные и не обдуманные, порой глубокие и осмысленные. Но, тем не менее, так постепенно мы с детьми приходим к выводу, что музыка – это красиво, что она звучит по-разному, что её приятно слушать.

      Много познавательных сведений даю о свойствах звука. «Какие они бывают?» - спрашиваю я у дошкольников. К подготовительной к школе группе они уверенно отвечают, что звуки бывают долгими и короткими, низкими и высокими, громкими и тихими. Здесь мне приходят на помощь красочно оформленные презентации «Эти разные, разные звуки», «Что я слышу?», «Высоко ли, низко ли?».  Дошколятам они нравятся. Ведь понятно, что чем интереснее игра, тем быстрее они учатся и развиваются.

       Всегда надо помнить, что время не будет потеряно впустую, если совместная с детьми деятельность увлекает их, если она интересна, познавательна и не утомительна. Это пополнит запас знаний воспитанников, они будут активно мыслить, а, следовательно, будут развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП

Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удоволь­ствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель мате­матического образования....

Активизация познавательной деятельности детей на занятиях математики

Активизация познавательной деятельности детей на занятиях математики...

Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании

Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...

Консультация на тему: «Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях»

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях...

Информация из опыта работы "Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ в структуре коррекционного занятия"

quot;Активизация познавательной деятельности детей через использование ИКТ в структуре коррекционного занятия"...

Методы исследования объектов живой и неживой природы в образовательной деятельности с детьми РАС для активизации познавательной деятельности.

Цифровизация повлияла на все сферы жизни, включая образование. Современные вызовы в образовании детей с ОВЗ и инвалидностью связаны с поиском и научным обоснованием эффективных технологий, методик, ор...