Информация из опыта работы "Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ в структуре коррекционного занятия"
материал по логопедии

Галина Владимировна Пятакова

"Активизация познавательной деятельности детей через использование ИКТ в структуре коррекционного занятия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация из опыта  работы.

«Активизация познавательной деятельности детей через использование ИКТ, в структуре коррекционного занятия».

      Наше современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И я стараюсь идти со временем в ногу.      

Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время логопедических занятий с использованием компьютера, они убеждаются в этом.

      Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Есть множество традиционных логопедических методик и альбомов для обследования. Но в этом учебном  году я использовала электронную версию материала к Речевой карте для обследования ребёнка дошкольного возраста О.И. Крупенчук, на мой взгляд - эта форма, имеет множество плюсов и облегчила мою работу. Альбом составлен в том же алгоритме, что и традиционные альбомы, сделанные на бумажном носителе. Он представляет  собой систематизированный и иллюстрированный материал для стандартного логопедического обследования всех сторон устной речи детей.

Я использую  ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Вы спросите, а на каких этапах коррекционно-педагогической деятельности для формирования познавательной активности у детей можно внедрять компьютер? Да практически на любых:

  • на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
  • на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
  • на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
  • на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
  • на этапе развития связной речи.

     Так же я использую ИКТ, в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.

Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникает проблема, где найти материал и как лучше его продемонстрировать? Необходимость повышения качества наглядного материала самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как учителя-логопеда, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка.

Каждое проводимое мной коррекционное фронтальное  занятие сопровождается  презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. Я второй год работаю по пособию С.П. Цукановой, Л.Л. Бец «Учим ребёнка говорить и читать». Занятия разбиты на 3 периода, в неделю 4 занятия, в год - 130 фронтальных занятий и на каждое я готовлю презентацию.

Соблюдаю следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него   провожу гимнастику для глаз.

Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, поэтому использую в своей работе  инновационную технологию интерактивные игры Лого Ассорти портала «Мерсибо» Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:

  • являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
  • требуют участия взрослого, совместной деятельности;
  • несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
  • формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
  • создают ситуацию успеха и достижения цели;
  • стимулируют познавательное развитие детей.

Осваивая игры «Мерсибо», ребята с удовольствием помогают Огородному дракону очистить огород от сорняков, заблудившимся грибникам, узнают язык друзей Юпика, легко и просто научиться делить слова на слоги

Портал «Мерсибо» предлагает дополнительные печатные задания к играм, которые позволяют ребенку на практике закрепить полученные знания.

     Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ   требует соблюдения определенных дидактических принципов

1.  Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

3.  Принцип доступности.  Отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип  наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

В заключении: Компьютер, конечно же  -это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым.

Для логопеда важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед   детьми безграничные возможности для развития познавательной активности, эффективной творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речемыслительной деятельности детей с ЗПР в структуре коррекционно-педагогической работы

План1.     Введение. Обоснование выбора темы.2.Анализ литературы по проблеме; анализ теоретических подходов различных научных школ и направлений по проблеме.3. Описание методов раб...

Коррекционно-развивающее занятие по познавательной деятельности с использованием КТ Тема "В гости к бабушке Варварушке" (вторая группа раннего возраста)

                Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи: уточнить и закрепить полученные ранее знания из лексических тем: «Домашние жи...

Использование элементов геймификации для активизации познавательной деятельности через дидактические игры.

Педагог всегда задумывается над тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным для обучающихся, т.е. как повысить их мотивацию к обучению.Процесс формирования мотивации к о...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...